Комитет «25 января» считает, что на Юго-Востоке Украины идёт русская национально-освободительная война, в ходе которой народ Юго-Востока Украины с оружием в руках отстаивает своё неотъемлемое право на самоопределение, а также свободное установление своего политического статуса, закреплённое в статье 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В соответствии с нормами международного гуманитарного права, участники национально-освободительной войны в Новороссии (ополченцы, добровольцы, участники сопротивления) имеют статус комбатантов, а восставшие республики (ДНР и ЛНР) статус воюющей стороны, на которую распространяется право вооружённых конфликтов в том же объёме, что и на признанные государства.
В нарушение норм международного гуманитарного права находящиеся в украинском заключении ополченцы, добровольцы, а также участники сопротивления Новороссии подвергаются на Украине уголовному преследованию как обычные преступники, их статус военнопленных украинской стороной не признаётся.
Исходя из анализа имеющихся в распоряжении Комитета «25 января» документов и сведений, многочисленных свидетельств как бывших, так и нынешних политзаключённых, военнопленных, а также их родных и близких, К25 оценивает сложившуюся в настоящее время на Украине ситуацию с положением политзаключённых, военнопленных и пропавших без вести как нетерпимую.
Материалы изученных Комитетом «25 января» дел конкретных политзаключённых и военнопленных свидетельствуют о массовых нарушениях украинской стороной общепризнанных прав человека и гражданина (прежде всего, права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность), а также норм международного гуманитарного права. Пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство заключенного обращение и наказание, незаконные аресты и задержания, нарушения прав в сфере правосудия в отношении политзаключённых и военнопленных носят на Украине массовый характер.
По предварительным оценкам, в Украинских тюрьмах сегодня находится не менее полутора тысяч политических заключённых. Рядом правозащитников и экспертов общее число политзаключённых на Украине оценивается в несколько раз выше, в том числе по причине существования на Украине тайных (незаконных) тюрем.
Подавляющее большинство политзаключённых на Украине – это этнические русские либо русскоязычные граждане Украины, выступающие за реализацию русскими права на самоопределение (создание независимой Новороссии), либо за воссоединение Юго-Востока Украины с Российской Федерацией (русскую ирреденту). Значительное число указанных политзаключённых – узники совести, брошенные в тюрьму за мирное выражение собственных политических взглядов. Немало и тех, кто с точки зрения украинского уголовного законодательства не совершил вообще никаких преступлений, а схвачен украинскими спецслужбами по сфабрикованному обвинению в качестве живого заложника (кандидата на обмен), либо «для галочки».
Установлению объективного количества политзаключённых на Украине, а также эффективной защите их прав препятствуют, прежде всего, украинские власти, всячески замалчивающие, а зачастую и прямо скрывающие сложившуюся в стране ситуацию с положением политзаключённых, грубым попранием их личных, гражданских, политических, а также иных прав и свобод. Вторая причина заключается в русофобской политике, проводимой США, а также их союзниками в отношении русского населения Украины, а также русского народа и России в целом. Занимаемая странами Запада антирусская позиция делает невозможной эффективную защиту прав и законных интересов русского населения Украины в рамках действующего международного права, а также существующих международных организаций, включая правозащитные. Третья причина состоит в фактическом отказе высшего военно-политического руководства РФ от защиты прав и интересов русского, а также русскоязычного населения Украины, выступающего за создание независимой Новороссии
и/или русскую ирреденту.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь возложенной К25 на себя обязанностью по защите прав, свобод и интересов русских, а также представителей других коренных народов России:
1. Комитет «25 января» объявляет о начале деятельности в качестве русской правозащитной организации. Комитет ведёт собственный список политзаключённых, военнопленных и пропавших без вести на Украине. Как правозащитная организация К25 осуществляет защиту общепризнанных прав человека (включая защиту личных, гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав) русских, а также представителей других коренных народов России вне зависимости от их гражданства или страны проживания (нахождения). В отношении защитников (сторонников) Новороссии К25 осуществляет правозащитную деятельность вне зависимости от этнической принадлежности и гражданства политзаключённого и военнопленного.
2. Комитет «25 января» требует от властей Украины признания находящихся в украинском заключении ополченцев, добровольцев, а также участников сопротивления Новороссии военнопленными, а также соблюдения их прав в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
3. Комитет «25 января» требует от федеральных органов государственной власти Российской Федерации, и прежде всего, от Президента РФ Путина В.В. неотложного принятия всех необходимых мер (от дипломатических до военных), направленных:
- на скорейшее освобождение (обмен) находящихся в украинском заключении пророссийских (проноворосских) политзаключённых и военнопленных;
- на защиту общепризнанных личных, гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод жителей Новороссии, а также Украины.
4. Комитет «25 января» требует от федеральный органов государственной власти Российской Федерации незамедлительного создания специальной комиссии по делам военнопленных, политических заключенных и пропавших без вести на территории Украины, а также инициирования создания Международного Трибунала по Украине по расследованию военных преступлений.
5. Руководствуясь статьей 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьёй 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, закрепляющих право народов на самоопределение и свободное установление своего политического статуса, а также основополагающими принципами деятельности К25, Комитет «25 января» требует от федеральных органов государственной власти Российской Федерации признания (в том числе, законодательного) права русского народа на воссоединение в рамках единого национального государства (русскую ирреденту), а также проведения в жизнь соответствующей внешней и внутренней политики;
6. Учитывая проводимую Украиной, а также рядом других государств неприкрытую русофобскую политику, а в ряде случаев политику прямого русоцида, непосредственно нарушающую общепризнанные права и свободы человека, предусмотренные ст.ст.2,3,5,7,8,9,10,12,17,18,19,20,21,22,26,27,28 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 2,4,6,7,9,10,14,17,18,19,20,21,22,25,26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.ст. 9,11,12,13,15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Комитет «25 января» требует от федеральных органов государственной власти Российской Федерации принятия необходимых мер по превращению нынешней Российской Федерации в государство-убежище русского народа, а также других коренных народов России, включая конституционное признание России государством-убежищем русского и других коренных народов России;
7. Комитет «25 января» требует от федеральных органов государственной власти Российской Федерации скорейшего принятия закона о репатриации русских, а также представителей других коренных народов России, предусматривающего получение репатриантами российского гражданства в упрощённом порядке.
18 апреля 2016 года
г. Москва