1. Социогнозис.
Применение социогнозиса.
Социогнозис описывает принцип развития истории и современную историческую ситуацию. И то, что люди делали и делают в подобных ситуациях, чтобы выжить и сохранить идентичность.
Но, если сравнивать с техническими устройствами, это мотор или реактор без топлива. Схема без наполнения.
Наполнением может стать самые разные вещи: религия, желание нескольких человек выживать, помогая друг другу и многое другое. А так же несколько факторов сразу. Это должна быть насущная потребность / потребности человека. Что-то очень сильное, что поможет одолеть эгоизм, энертность, слабость, нежелание думать и действовать. Очень часто таким фактором становится мощное действие инстинкта самосохранения в сочетании с сильными же идеальными стремлениями. Какие, например, в своё время способствовали распространению христианства.
А без этого никакие, пусть даже очень верные принципы не будут работать.
Социогнозис полезен только людям с крепкими нервами, не нуждающимся в надежде, что "всё обойдётся". И которые знают, что им делать в случае краха современного общества. Большинству же полезнее думать, что старое возвратится, но при этом действовать на практике в духе "Социогнозиса".
Почему социогнозис называется так? Это знание о реальном развитии и перспективах общества. А также полноценным людям ( способным реально помогать себе и другим) необходимо обособиться от нежелающих и неспособных приносить пользу в ответ.(Речь здесь не идёт о больных, инвалидах и пр.) И общаться лишь с себе подобными.
Социогнозис - одна из немногих действительно современных идеологий. Потому что это не идеология с набором догм. А матрица, в которую можно подставлять собственные убеждения и взгляды для их реализации.
2. Социальная и асоциальная философия
Истину невозможно найти, её можно создать.
Жизнь - это ограниченное движение, стремящаяся продолжаться. В этом и заключается противоречие. Выход за рамки и достижение максимальной точки развития так или иначе приводит к прекращению жизни.
Мировой абсолют, человечество и его история, народы и страны, исторические периоды и отдельные люди - что это? Это тест Роршаха для познавающего. В его выводах отражается прежде всего он сам, его потребности и культурный багаж. А что всё это на самом деле? Чем обширней и неопределённей предмет - тем больше более или менее реальных вариантов. Самые многозначные - мировой абсолют и отдельный конкретный человек ...
Марксизм: сильные и слабые стороны
Сильная сторона: все стороны жизни общества и в самом деле зависят от того, как люди добывают себе пропитание, а не от различных "идей", "духовности" или "государственной политики".
Слабая сторона: представление о линейном, непрерывном и всемирном прогрессе.
Мужское и женское в культуре.
Мужское - готовность к случайному и неотвратимому, готовность противостоять и восстанавливать.
Женское - недопущение и предотвращение. Закрытие.
В связи с крушением аэробуса A321, помимо всего прочего, обнажились некоторые специфические качества менталитета египтян. Откуда они взялись?
Древность цивилизации на некоей территории почти всегда приводит к «выгоранию» творческого и личностного потенциала жителей. Творчество, высокая активность, целеустремлённость никогда не приводит к ожидаемым результатам в масштабе целой культуры. Высокоразвитые культуры неизменно самоуничтожаются изнутри, завоёвываются и растаскиваются извне, знания и навыки забываются, уровень всего и вся падает. Целеустремлённых и способных людей зачищают и свои и чужие из страха и зависти. Выживают и размножаются в основном жизнелюбивые раздолбаи – фаталисты. Обладающие базовыми навыками для продления жизни и ни «чем лишним». Именно их в конце концов порождают древние цивилизации.
Примечательно, что самые развитые современные территории не столь уж древние. А из древних более или менее сохранили креативность Индия, Италия и Израиль.
На многих территориях раздолбаи- фаталисты развились и без могучей предшествующей цивилизации. Креативности и целеустремлённости, организованности там не дали развиться изначально и очень быстро перешли на более совершенную стадию.
Нормальная национальная самоорганизация легко возникает при слабых социальных и профессиональных различиях. Или же при добровольно и повсеместно разделяемых представлениях о лидерстве. Очень дробная социально- профессиональная структура с формальными претензиями на равенство разных социальных групп крайне неудобна для самоорганизации.
Правильное общественное устройство.
Живут себе мелкие и средние кооперированные товаропроизводители. И ими управляют так, чтобы у них были привычные радости и привычные проблемы. Проблемы, которые никогда не исчезают, но которые удаётся решить вновь и вновь. Товаропроизводители живут не слишком хорошо и не слишком плохо.
Тогда нет смысла менять власть. Она не должна быть слишком эффективной или слишком слабой. Но она должна сохранять неизменность уклада жизни.
А если у людей появились новые большие проблемы, которых не было раньше? Тогда надо менять и власть, и уклад жизни.
Причины исчезновения государств и народов (кратко)
1. Разные группы народа или жители страны решили, что они слишком разные. И расстались друг с другом. Причём одни группы могли быстро погибнуть, а другие - стать чем-то грандиозным.
2. В некоем государстве и ли этносе очень долго боролись за порядок и единообразие. И добились успеха в этом. Не осталось никаких альтернативных стилей поведения, никаких бунтовщиков. А тут появился новый вызов существованию народа. На который надо было отвечать по -новому.
3. Вызов, природный или человеческий, оказался просто слишком сильным и опасным.
4. Предыдущие три пункта могут причудливо сочетаться ...
Жизнеспособность любого этноса держится на кооперированных мелких и средних товаропроизводителях.
Традиционная культура, если совсем кратко, есть радикальное принятие жизни такой, какая она есть. Условий, которых нельзя изменить, но которым можно приспособиться. И традиционная культура освящает это принятие и приспособление как нечто необходимое и единственно верное.
Национальный менталитет и культура
Менталитет народа и его культура, как известно, во много противоположны друг другу. Культура рациональна, а менталитет - психобиологичен. Именно поэтому любая национальная культура вызывает у интеллигенции массу восторгов, а менталитет - ужаса.
Культура сильна и достаточно плотно контролирует менталитет в период расцвета этноса. На начальном же этапе жизни этноса культура ещё слишком слаба и находится в стадии формирования. В период упадка этноса она самораспадается и менталитет опять выпирает наружу.
Принадлежность к народам определяется принадлежностью к его отдельным малым группам. Где-то - преимущественно родственным. Туда вступить труднее. У других - к территориальным, социальным и профессиональным группам. Туда вступить легче. Чем сильнее развито государство и его органы - тем легче вступить в народ. Потому что государство стимулирует социальные и профессиональные институты.
Очень долго развитию устойчивому цивилизации мешала специфика иерархии потребностей Маслоу. Реализовавший низшие уровне человек начинал стремиться к высшим. И в результате терял даже самые низкие, базовые. Вроде пищи и безопасности.
На определённый период западная цивилизация решила эту проблему. Самым энергичным, изворотливым, позже - удобным позволено было реально расти по ступеням иерархии. Для других создали виртуальную реальность, создающую иллюзию этого.
Различную свободу поведения люди могут позволить себе только при авторитаризме. Когда за ними наблюдают извне. При полноценной республиканском режиме жесткий надсмотрщик должен жить внутри гражданина...
Семья vs государство.
Лучшее воспитание детей и семейная жизнь поставлена у народов, живущих в диаспоре или не имевших сильного государства. У имперских народов все это как правило хуже. Долгое время исключение составляли китайцы, хотя теперь их семейный уклад стремительно деградирует.
Семья и государство издавна соперничали за ряд функций, особенно защиты отдельных личностей, форм и практик защиты. Отношения семьи и государства исторически были достаточно враждебными, задолго до появления ювенальной юстиции. Тут это просто до предела обнажилось.
Причины появления педагогики и философии.
Педагогика возникла от хронической неспособности "цивилизованных" людей нормально растить детей. Само возникновение интереса к этой науке - признак серьёзных проблем такого рода.
Появление философии - признак неспособности сравнительно неплохо живущих людей получать удовольствие от жизни. Не даром философия появлялась часто одновременно со спортом. Как способ оторвать разочарованного человека от пьянства (наркомании) и других видов асоциального поведения.
В целом возникновение всякого рода "прогрессивных новшеств" очень часто связанно не с "высоким уровнем развития", а с тяжелыми проблемами, прежними способами не разрешимыми. Сама "ситуация прогресса" заключается в серьёзных трудностях в сочетании с возможностью как-то их облегчать...
О рабской психологии
Проявлением рабской психологии является слепое послушание власти и ожидание подачек от неё. Проявление рабской психологии является надежда, что жизнь изменится к лучшему после смены власти.
Если человек не может сам себя содержать и защищать, он останется рабом при любой власти. Одинокий человек, которого не поддерживают равные ему по статусу, останется рабом вне зависимости от талантов и успехов.
Понято, что залог независимости государства: армия различные службы и пр.
А что есть залог независимости и отдельности современного народа: интеллигенция. Именно она спасет (или не спасает) этнос от растворения самоликвидации
Как ни парадоксально звучит, аристократическая форма правления - единственная, при которой у власти может оказаться обычный нормальный человек без особых комплексов и отклонений.
В соревновательных системах власти чаще всего достигают властолюбивые безумцы и карьеристы, на смену которым приходят карьеристы-лизоблюды...
Толерантность - это заведомая ложь.
Толерантность противоречит принципам свободы слова, права на самозащиту и много ещё чему.
Однако нетолерантным может быть лишь тот, у кого достаточно много своих. Кто всего добивается только в кругу своих или сих помощью.
Тот же, кто получает все выгоды от общения с чужаками или получужаками, неизбежно становится толерантным.
Оказалось, что идея прогресса была очень традиционалистской. Это и непрерывность цепи поколений, которые повторяют за предками, в данном случае, порождают, что- то новое. Будущее - продолжение настоящего. Люди вместе, дружно развиваются и изменяются.
Утверждение же самоценности отдельной личности прогресс погубило. Личность, максимально присвоившая пространство и время. И которой больше не нужно ни прошлое, ни будущее. Такая личность есть отдельная конечная вселенная. Которой не нужно больше ничего. Прогресс прекращается.
Подлинный уровень прогресса определяется данными по периоду, ниже которого уровень развития общества не падает даже после нескольких периодов развития и упадка.
В чём главная трагедия человечества? Оно смогло преодолеть природные трудности, т.е., условия, которые её поддерживали и формировали. И человеческим качествам, необходимым для поддержания его жизни, больше неоткуда браться.