По морю и посуху

В освоении Арктики пока все еще толком не разрешен транспортный вопрос. Арктические регионы России занимают громадную территорию, на которой свободно разместятся несколько крупных европейских стран, но эта территория имеет крайне слаборазвитую транспортную систему. То, что там есть сейчас: аэродромы, речные порты, причальнеы пункты, весьма редкие автодороги — все это вовсе не обеспечивает даже самых минимальных потребностей региона, в особенности при его бурном экономическом развитии.

Тут речь, конечно, идет о слабо освоенных районах Арктики. Впрочем, и более или менее освоенная часть — север Ямало-Ненецкого автомного округа, самым наглядным образом показывает важность развития транспорта. Здесь вокруг нефтяных и газовых промыслов была построена отличная по арктическим меркам сеть автомобильных и железных дорог. Но только она была построена примерно за полвека каторжной работы и потребовала колоссальных затрат. Довести остальные арктические районы хотя до сопоставимого уровня дорожной сети вряд ли получиться лет за триста. Вертолет также не решение проблем. В СССР, в котором вертолетов было много больше и куда охотнее тратились на воздушные перевозки, тем не менее, не смогли переломить ситуацию в арктическом транспорте в свою пользу.

Без транспорта никакого развития не будет. Без него нельзя завезти стройматериалы и оборудование, нельзя вывезти продукцию. Без транспорта невозможна надежная оборона этого региона в целом или любого его района. Если в Арктике не решить на удовлетворительном уровне транспортную проблему, то освоение этого региона так и останется досужими разговорами. Итак, подходящий транспорт — главный инструмент в освоении Арктики.

Поскольку эта проблема уже обсуждалась, то предлагались и варианты. В числе них — судно на воздушной подушке. Есть довольно много их разновидностей, от совсем небольших, на 4-5 человек, до крупных судов, способных перевозить несколько сот тонн груза. СВП амфибийны и могут двигаться над любой более или менее ровной поверхностью, и не требуют себе дорог. Однако, это предложение обычно встречалось с прохладцей. Это можно объяснить тем, что СВП требуют себе очень мощного двигателя, потребляющего высококачественное топливо, и в эксплуатации довольно прожорливы. Впрочем, это не повод полностью отказываться от СВП, особенно в формате некоторой замены в Арктике колесного легкового автомобиля или микроавтобуса.

Но вот для грузоперевозок СВП определенно не слищком годится по своим конструктивным особенностям. Необходимость располагать на корме толкающий винт или винты существенно ограничивают размеры грузового отделения и, как следствие, грузоподъемность. Да и погрузка и разгрузка неизбежно будет вестись через борт, что не слишком удобно. СВП вполне себя может проявить в качестве арктического пассажирского транспорта местного сообщения, но для освоения Арктики нужен в первую очередь грузовик.

И такой грузовик в СССР был создан. Это ЗиЛ-135П — удивительная водоимзещающая амфибия, имеющая стеклопластиковый корпус, гребные винты и колеса, и потому способная идти как по суше, так и по воде. От всех других амфибий ЗиЛ-135П отличается своей необычайной мореходностью. На воде она имеет ход до 8,8 узлов, может идти при волнении в 4 балла (высота волны до 1,25 метров) и преодолевать волны прибоя до 2 метров в высоту и выходить на сушу. Испытания показали, что эта амфибия может передвигаться по припайному льду и пробивать себе канал по тонкому льду. По существу, это был корабль, способный выезжать на сушу и двигаться на колесах.

Эта удивительная машина была построена в единственном экземпляре, прошла все испытания, но никогда в производство не запускалась. Хотя ее прародитель — тягач ЗиЛ-135 выпускался большой серией и используется в армии и поныне. Гадать о причинах отсутствия интереса к амфибии не будем. Лучше сказать, почему она нужна сейчас.

Есть несколько народнохозяйственных аргументов разработать на основе опыта ЗиЛ-135П подобную водоизмещающую амфибию (она может быть разработана на основе другой машины, например БТР-80 или БТР-90, КАМАЗ-6540 или КАМАЗ-65201-63) и запустить ее в серийное производство.

Во-первых, все же надо признать, что хорошую дорожную сеть в арктических районах не построить и за сто лет, так что бездорожье будет главным и отличительным признаком Арктики. Бездорожье будет в сочетании с реками, озерами и болотами, что и заставляет обращаться именно к амфибиям. Выпуск большой серии водоизмещающих амфибий сэкономит колоссальные затраты на сооружение дорожной сети в Арктике.

Во-вторых, хотя самый распространенный в Арктике вездеход МТЛБ тоже плавающий, тем не менее, никто на нем не рискнет выйти в море при хотя бы минимальном волнении. На водоизмещаюшей амфибии, такой как ЗиЛ-135П, это возможно. Подобное качество позволяет такой амфибии двигаться в устьях и губах рек, в заливах арктических морей. Это позволяет не только построить транспортную систему, охватывающую не только сушу, но и побережье с островами и многочисленными архипелагами, но и решить одну из важнейших проблем арктического судоходства — грузовые работы на рейде. Глубины в арктических морях очень маленькие, и даже в крупные порты может зайти судно водоизмещением не более 25-30 тысяч брт. В остальных же портах и причальных пунктах и того меньше, что и заставляет вести грузовые работы на рейде, когда судно стоит в море, вываливает за борт специальный катер, перегружает на него грузы, который дальше катером доставляется на берег. Работа долгая и сложная, требующая немалой квалификации. В 1970 году ЗиЛ-135П испытывался в этой роли и показал себя самым лучшим образом.

Если в небольшом порту или причальном пункте будет хотя бы несколько таких амфибий, то они могут без особого труда и довольно быстро проводить грузовые работы на рейде. Например, при погрузке они могут забрать груз с берегового склада (даже в отдалении от берега), добраться до судна, и дальше груз будет поднят на борт судовым краном.  Сама амфибия может быть оборудована краном-манипулятором и самостоятельно подавать груз на борт судна. Несколько десятков амфибий разгрузят самоходную баржу или сухогруз всего за несколько рейсов за весьма короткое время.

Это совершенно другие транспортные возможности. Имея большой парк таких амфибий, можно будеть создавать причальные пункты, склады и фактории в любом удобном месте рек, озер или морского побережья, откуда груз можно будет летом и зимой вывезти, подать на судно, сделав это с минимальными затратами времени и максимально удобно. Несколько тысяч водоизмещающих амфибий в Арктике полностью изменят транспортные возможности всего региона.

В-третьих, у амбифии типа ЗиЛ-135П есть и военное применение, тем более, что исходный прототип создавался для войны, сначала как самоходный буксировщик понтонов, а потом как десантная амфибия. У него была приличная вместимость — 22 человека. Если установить боевое отделение с 30-мм пушкой 2А42 или 14,5-мм пулеметом, то получится весьма грозный боевой катер, способный, к тому к движению по суше. Амфибия, кстати, будет весьма близкой по характеристикам к сторожевому катеру проекта 1400, за исключением того, что гораздо менее мощные автомобильные двигатели не позволят ей развивать скорость до 29 узлов. Но от амфибии такой скорости и не требуется, ее задача — перевозки грузов, солдат, высадка десанта, поддержка его огнем с воды или с суши, снабжение. Способность амфибии взять груз с судна, стоящего на рейде, очень ценно для военных логистических операций в Арктике. Если такая амфибия будет создана и поставлена в арктические бригады, то появится связующее транспортное звено между флотом и наземными силами, позволяющее флоту не приближаться вплотную к берегу, работать в неудобных для судоходства акваториях, перебираться через припай и решать другие аналогичные задачи. Причем делать это быстро и скрытно, минимально заметно для противника, даже оснащенного хорошей техникой: амфибия будет малозаметна в радиолокационном и тепловом диапазонах, особенно на воде.

Итак, пожалуй, наилучшим транспортным решением для Арктики в настоящий момент и обозримом будущем будет создание более современного и продуманного аналога амфибии ЗиЛ-135П «Дельфин» и запуск его в широкое серийное производство, как для военных, так и для гражданских нужд. Это не вопрос прибыльности самого производства и продажи амфибий (тем более, что их поначалу будут покупать неохотно), а вопрос вообще самого по себе осуществления широкого освоения Арктики. Если такой мащины в наличии не будет, то освоение Арктики будет или очень трудным, или вовсе невозможным.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram