В условиях ужесточившейся критики со стороны "либерального лагеря" в отношении практически любых исполнителей крупных государственных проектов, не могу не отметить обзор положения с крупными инфраструктурными проектами, проведённый Сергеем Шаргуновым на страницах "Свободной Прессы".
На мой взгляд, Шаргунов совершенно справедливо обратил внимание на то, что можно сколько угодно составлять списки "королей госзаказа", вписывать туда Мордашова, Ротенберга и Тимченко, как это делает Forbes, но подобная деятельность не даёт никакого ключа к вопросу о том, как более правильно строить российскую инфраструктуру.
И вопрос о том, строить её или не строить, сейчас ни для кого, кроме откровенно сумасшедших или ангажированных Западом людей, рассуждающих о том, что Россия не пригодна для жизни и мы имманентно ни на что не способны, просто не стоит. Россия не выживет без большого строительства, без строек века. Да и экономику, как показал пример американского президента Рузвельта, они изрядно оживляют.
Допустим, что Forbes действительно прав, и 39% государственных заказов попали к исполнителям без конкурса. Это, само по себе, закону не противоречит.
Но встаёт вопрос о том, так ли уж плохо, что эти заказы выполняют для России структуры находящихся под санкциями Ротенберга и Тимченко, а так же тесно связанного с российской экономикой Мордашова, а не какая-нибудь чудесная западноевропейская компания "с большим опытом", которая вполне способна взять под козырёк своему страновому начальству и остановить проект со словами "извините, у нас санкции".
Можно подумать, что граждан из Forbes та же история с Мистралями, в которой даже и официально введённых санкций не было, ничему не научила. Или, может, они просто учиться не хотят и не собираются?
Ротенберг назначен подрядчиком строительства моста без конкурса? А есть ли лучшая с точки зрения лояльности проекту кандидатура?
Или нам нужно в этой затее повторение чудной практики "пропаганды чтения в московских парках", когда исполнитель проекта, ничего не сделав, сбегает с деньгами в Лондон, а ФБК Навального потом публикует разоблачения коррупции, видя её везде, кроме как на расстоянии вытянутой руки от себя?
А много ли сопоставимых с точки зрения набора технологических компетенций? Или этот мост предлагается строить силами "малого и среднего бизнеса на основе честно проведённых конкурсных процедур"? Так и к 2119ому году его таким способом не построить.
Геннадий Тимченко получил подряд на строительство моста через реку Самару? А что, можно ли представить, что он его не построит?
Нет? Тогда, возможно, критикуя масштабные инфраструктурные проекты, может быть стоит конкретно указывать, кому и чему они мешают? Или, у нас опять будут разговоры в стиле "не нужна Олимпиада, давайте построим 1000 спортзалов для школьников" или там "не нужен нам мост в Крым, давайте построим 1000 мостов через ручьи"?
И сам Шаргунов и привлечённые им эксперты проговаривают достаточно очевидные вещи. Странно, что их приходится повторять, как школьники начальных классов повторяют "мама мыла раму".
Стране действительно нужна большая стройка. И заниматься должны ей не случайно проскочившие конкурс фирмы-однодневки, как это у нас бывает сплошь и рядом. А те представители бизнеса, которые неоднократно доказали делом свою добросовестность и компетентность.