Надстройка.
Я оставлю в стороне базис: центнеры с гектара, чугун и сталь на душу населения. Скажу про надстройку; про отношения, которые возникают между людьми и всем, достаточно на них похожим, когда эти центнеры, чугун и восьмиядерные процессоры (всё местного производства) уже присутствуют.
Поэтому просьба не напоминать, что сперва надо копать землю под фундаменты заводов – никакого удовольствия вам это напоминание не доставит в силу того, что автору оно совершенно не нужно, автор и без него осведомлён о том, что как потопаешь, так и полопаешь.
Что бы я счёл наилучшим лопаньем, то бишь оптимальным развитием надстройки на ближайшие четверть века?
Возможно более тщательную компьютеризацию таковой как путь сугубо технический. Отнюдь не в отрицание пути человеческого, гуманитарного или хотя бы иррационального, но как раз для лучшего оформления таковых, устранения их из тех областей, где они не то, что неэффективны, а попросту токсичны для общества, страны и народа.
Отмечу, что ничего нестандартного, неожиданного и оригинального я в приведённых пунктах не вижу. Всё уже сказано до меня.
По моему мнению, это путь не только оптимальный и желательный, но и вполне возможный.
Итак.
Во-первых, дальнейшая компьютеризация транзакций по обеспечению домохозяйств как целого. Дистанционная оплата ресурсов, потребляемых жильём, это уже банальность. Дальнейшими шагами здесь должны стать подключение счётчиков к сети и установка подключённых к ней же датчиков в жилищах: температура, вредные примеси в воздухе этцетера.
В легальном обеспечении это дело породит единые и достаточно подробные стандарты жизненных условий, на которые должны закладываться строители и арендодатели.
Не менее важной вещью станет законодательное перечисление данных, которые не могут транслироваться из «моего дома – моей крепости» в обычных обстоятельствах.
Сопутствующим обстоятельством окажется возможность подробного, оперативного и не разделённого по ведомствам рапорта о состоянии жизнеобеспечения домашних хозяйств на уровне районов, областей и выше, что однозначно нормирует усилия администрации по развитию подконтрольных территорий и создаёт возможность контроля за этими усилиями.
Во-вторых, дальнейшая компьютеризация транзакций по частному жизнеобеспечению: проще говоря, торговли, вплоть до именования и учёта каждой единицы товара в зарегистрированном торговом учреждении в сочетании с хроникой изменения цен именно на эту единицу и записью о том, кто и когда её купил.
В легальном обеспечении такое должно породить разделение товаров на «открытые» и «закрытые», «интимные» - точнее, связанные со слабо контролируемыми потребностями человека. Информация о частной покупке «закрытых» товаров подлежит раскрытию только в порядке судебного следствия.
В-третьих, умышленный незаконный доступ к базам данных, образованных первыми двумя пунктами, или обеспечение такого доступа человеку или машине, должны караться как уголовное преступление без срока давности и без условного наказания, с минимальным сроком изоляции виновного от общества и его экономики, достаточным для утери или устаревания навыков, обеспечивших совершение этого преступления.
Более или менее тщательное выполнение первых трёх пунктов на какой-либо территории выявит «дыры» в обеспечении, наличие возможных бизнес-планов и границы в их осуществлении.
В-четвёртых, актуализация этих бизнес-планов государством (от уровня региональных администраций) через спонсирование специализированных поисковых систем, способных указать на «рентабельную нехватку» и создание настраиваемых программно-аппаратных бухгалтерских комплексов для удалённой аренды частными предпринимателями и филиалами корпораций (второе намного более вероятно).
В-пятых, подгонка законодательства о предпринимательской деятельности к пункту «в-четвёртых», с обретением уважения к словосочетанию «фирмы-однодневки». Здесь же легальное обеспечение контроля региональных и центральных властей за «административной рентой» властей низшего уровня.
В-шестых, создание и поддержка в течение минимум десятилетия нескольких PvE MMOG, безразлично к сюжету и антуражу завязанных на освоение окружающего мира и групповые отклики на его вызовы с чётко распределёнными ролями (классическое «танк-дд-хил» и любые его производные или отрицания). В условиях постепенного исполнения первых пяти пунктов такое создаст условия для постоянной пересборки общества как «группы групп»: пересборки, не отягощённой идеологическими предпочтениями (потому что уже достали).
В-седьмых, предоставить легальное, программное и, возможно, техническое обеспечение для ситуационной потребительской кооперации («дёшёво закупиться на всех при случае») по месту жительства, по рабочему коллективу (вплоть до ОРСов 2.0), и по группам в тех или иных социальных сетях.
В-восьмых, разрешение программных комплексов, способных экстраполировать ситуацию с жизнеобеспечением для отдельного человека, домохозяйства, рабочего коллектива или сколько-нибудь воспроизводимой группы в социальных сетях. Легальное право на возмещение ущерба от влияния на такого рода частные экстраполяции заведомо ложной информации (от провокации «биржевой паники» на индивидуальном уровне защита невозможна, а вот компенсация потерь от неё – да).
В-девятых, тут мы уже напоремся на настоящие «чёрные ящики» ИскИнов и на актуальные, а не воображаемые вопросы использования интерфейса «человек-компьютер», так что мне здесь проще прекратить дозволенные речи, тема расплывается до невозможности следования ей.
И в заключение: по моему мнению, выполнение первых восьми пунктов приведёт к тому, что российское общество получит ту самую стабильность, о которой так много говорили после большевиков, причём такую стабильность, которая высвобождает личное время человека, а не поглощает оное.
Да, «вкалывают роботы, счастлив человек».
Или – и это я в адрес поборников всяческих великих истин и единственно верных учений – «чего только эти русские не выдумают, лишь бы нормальных дорог не строить».