В других своих статьях и книгах я писал о внутренней структуре неофеодализма несколько иное. Но футурология обязана учитывать различные варианты. Тем более, что необязательно какие-то из прогнозов сбудутся, а другие –нет. Вероятно, что разные варианты реализуются на разных территориях или в разное время.
Основные принципы неофеодализма – создание максимально автаркичных, способных себя обеспечивать и охранять сообществ, реализуется на практике уже многими людьми. В России их уже сотни тысяч. Это и экопоселения горожан, сельскохозяйственные поселения мигрантов, и вновь стремящиеся к автаркии поселения сибиряков, и пр..Уход в них колеблется от добровольного к вынужденному в разных сочетаниях.
На каком экологическом и технологическом фоне идёт этот процесс? Имеет место масштабная загрязнённость и истощение поверхностных вод. Однако проблема водоснабжения почти всегда решаема в случае, если люди решаются потреблять её в ограниченных (непромышленных) масштабах и серьёзно вкладываться в её добычу (глубинные скважины, опреснение морской воды, разработка современных технологий сбора и накопления воды из осадков).
В плане добычи пищи крайне продуктивно интенсивное овощеводство, разведение грибов, выращивание домашней птицы, кроликов и нутрий, а так же выращивание разных видов рыбы (от щуки и толстолобика до форели). Эти формы сельского хозяйства не требуют чрезмерных затрат и обширных площадей.
В плане добычи электроэнергии происходит переход на использование энергии ветра и солнца и некоторые другие альтернативные виды. Причём солнечная энергетика предполагает большую автономность малых групп людей, а ветряная – большей кооперации. Транспорт переходит на зарядку от этих источников энергии.
В промышленности окончательно воцаряется 3D – принтер. 3D – принтеры печатаются на других 3D – принтерах. Они усовершенствуются для использованная гораздо большего спектра сырья, а не только термопластиков и производных от них материалов. Особенно для максимально полного вторичного использования различных видов пластика и дешевых видов минерального сырья (известняк, цемент, бетон), а так же расширения перечня имитаторов, могущих заменять самые разные виды металлов.
Основным источником сырья при неофеодализме могут стать свалки больших городов и промышленных объектов. Они могут стать основными источниками пластика и металлов. Тем более, что рудные месторождения либо истощены, либо трудны для разработки. Особенно это касается цветных металлов.
На раннем этапе развития неофеодализма большую роль могут сыграть архаичные и дешевые технологии эпохи модерна (прокатные станы, различные металлообрабатывающие станки, изготавливающие из доступных материалов простые в эксплуатации детали и изделия) и ещё домодерные технологии сельского хозяйства там, где сохранятся их носители. Это добывание всхожих семян на месте, без услуг семеноводческих фирм, разведение домашних животных в дешевых в постройке неотапливаемых помещениях на основе доступных самостоятельно заготавливаемых кормов. Может наступить их локальный ренессанс. Но со временем усовершенствованный 3D-принтер и интенсивное овощеводство распространятся во всех более-менее развитых обществах людей.
Таким образом, происходит дробление ноосферы на независимые друг от друга автономные субъекты с дальнейшим уменьшением зависимости от природной среды. При этом ориентированном на самообеспечение, а не получение прибыли, не требующие сколь-нибудь значительного количества людей. Поэтому мировая экономика исчезает, исчезает и государство как социально-экономический организм. За государством сохраняется древнейшая военная функция. И относительно крупные территориальные государства могут существовать там и тогда, где необходимо нечто оборонять либо отбирать у соседей. В основном это источники сырья.
Переход к неофеодализму на такой технологической основе может произойти и там, где сохранятся нынешние властные элиты и подконтрольные им научно- производственные и хозяйственные мощности. Они просто станут гораздо более компактными и экономными. В последствии различия между структурами, имеющими преемственность с современностью и вновь созданными «неформалами» (например, инженерами и воинами, сельхозпроизводителями «без начальства») сотрутся.
Только насколько коллективы выживания и их сети, созданные в наше время, способны «дожить» до XXII, большой вопрос. Поскольку переход к неофеодализму может занять несколько очень жестких этапов.
Полис состоит из четырёх основных сегментов: технический (изобретатели, обслуживающие инженеры и техники); биологический (медики, специалисты в сельской хозяйстве); военный (военные инженеры и техники, операторы боевых машин (дронов - беспилотников, артиллерийских роботов, умеющих ходить роботов ближнего боя), высококлассный «человеческий» спецназ, непосредственно вступающий в бой); координирующая структура, штаб (помимо руководства осуществляет религиозно-идеологическую, отчасти культурную функцию).
Полисы могут быть монархо – олигархические, демократические, коммунистические (или сочетать в себе различные принципы общественного устройства). В первых может быть относительно много людей, иметься далеко зашедшие внутренние противоречия (государь, диктатор либо группа правителей занимаются их сглаживанием и координацией действий жителей). Также такие полисы располагают сравнительно значительными ресурсами. Вторые не столь богаты, но более гомогенны и едины. Но в них допускаются различного вида внутренние различия, в т.ч. статусные, имущественные. Все граждане принимают участие в управлении полисом. Коммунистические полисы – самые бедные и малочисленные. В них так же развито народоправство, но менее развито профессиональное разделение труда, частная собственность. Но зато будут наиболее гармоничные отношения между людьми, культивироваться стойкость и мужество …
Специфика полисов – малолюдность, отсутствие людей неквалифицированных, тунеядства. Некие отступления от этого принципа возможны в монархо – олигархических поселениях, где допустимы единичные «трутни» из числа элиты, профессиональные развлекатели, люди искусства. В целом в полисе живёт не больше людей (профессионалов своего дела), сколько необходимо для его жизнеобеспечения, рождаемость и потребление чётко регулируются. Но с помощью робототехники полис из 1,5 тыс. человек может контролировать тысячи и миллионы квадратных километров вокруг. Вероятно, с подкармливаемыми малыми группами «диких людей» нужных для получения биоматериала, отдыха и развлечения, быть может, добычи какого-то сырья.
Для морали полисов будут характерны сплочённость и коллективизм, ответственность и самодисциплина, глубокое понимание справедливости, основанной на технологизме, необходимости эффективного достижения результата (по заслугам и награда, благодарность достойному: умелому, честному и надёжному). Экономность и рациональное пользование ресурсами, возведённое в иррациональный нравственный императив (В том числе – при отсутствии реальной необходимости экономить данный продукт). При этом – отсутствие сентиментальности, снисходительности и милосердия. Отсутствие жалости и к себе, и к другим.