Особой нотой в симфонии российской экономической политики раздаются в последнее время горестные стенания. По странному совпадению, громче всех стенают те компании, кому на роду было написано быть радостными и довольными национальными чемпионами.
Унылым примером подобного жалобщика в последнее время, ко всеобщей неожиданности, стала компания Роснефть.
Вот, казалось бы, компания неоднократно распространяла сведения о своей чрезвычайной экономической эффективности на этапе добычи. Назывались цифры себестоимости $4 и, даже, $2.6 за баррель. Казалось бы, живи и наслаждайся этой жизнью. Даже при падении цен до $10 за баррель маржа снизится, даже при падении цен до $5 компания будет что-то зарабатывать… И кризис, вместе с падением курса рубля, этим заработкам только подмогой, так как основные доходы Роснефти идут в долларах, а изрядная часть расходов на внутрироссийскую добычу – в рублях.
Но нет. Руководитель компании, прославленный Игорь Иванович Сечин продолжает распространять вокруг себя тоску и уныние.
Оказывается, в связи с падением курса рубля, Роснефти стало остро не хватать денег.
Настолько, что национальное достояние, гордости страны и просто очень хорошую и эффективную компанию Роснефть… нужно взять и проспонсировать из бюджета.
Про прошлогодние анекдотичные заявки Роснефти на всю сумму Фонда Национального Благосостояния не написал только ленивый. Крупнейшая нефтяная компания страны, по мнению её собственного менеджмента, оказалась столь неэффективна, что попросила выдать ей на развитие все те средства, которые годами наполнялись российские резервы из денег…. полученных от перепродажи углеводородов, той же самой нефти и газа.
Ну не бред ли – удивляются все невовлечённые в процесс и задалют себе вопрос о том, не перепутал ли Игорь Иванович Национальное Благосостояние с Благосостоянием компании Роснефть?
Или вот взять идиотскую PR-историю «саудовской нефтяной войны против России», запущенную, кажется, не без участия пресс-секретаря Роснефти Михаила Леонтьева в российское информационное пространство….
Саудовская Аравия привезла в Польшу пару танкеров нефти – и вот даже министр энергетики Новак с пафосом, достойным лучшего применения произносит что-то типа "Братья и сёстры!…" и дальше про необъявленную торговую войну. И пресса подхватывает про адский демпинг и угрозу потери Россией рыночных позиций на энергорынке Евросоюза….
Правда если пытаться выяснять вопрос у поляков – те в полном недоумении от новости, единственным источником которой стала Москва. Какой-то трейдер перенаправил в Польшу танкер-другой с саудовской нефтью, которую не принял покупатель на затоваренном азиатском рынке. И что из этого? Война наций? Конкуренция идет по всему миру. Не только саудовцы - все делают скидки, в том числе и на российскую нефть в Европе (в Азии ее продают с наценкой). И себестоимость доставки нефти по трубе не станет выше от того, что в Польшу заплывут несколько танкеров, тем более что начали они туда плавать задолго до строительства российской нефтяной трубы и с тех пор ни разу не переставали (сюрприз!). То есть это вовсе не Саудовская Аравия вытесняет Россию с европейского рынка демпингом, а советская (и потом российская) трубная нефть саудитов. И демпинг им, почему-то со времён строительства первых нефтепроводов не особо помогал. Итогом обнаруживаем, что вся раскручиваемая новость сводится к тому, что "в Гданьске заработал новый нефтяной терминал". Ужасная угроза рыночным позициям Роснефти, просто критическая – понимающе кивают представители нашей редакции. Ещё один нефтяной терминал в комплект ко множеству уже имеющихся…есть повод министру паниковать, а Сечину попросить ещё немножко денег из бюджета.
Досужий обыватель мог бы недоумевать, каким образом сочетаются хвастовство Сечина о низкой себестоимости добычи нефти с демонстративной паникой Новака и прошлогодними попытками вычерпать российские фонды в пользу одной немаленькой, но всё равно очень гордой нефтяной компании.
Однако, досужий обыватель не держит в голове множество фактов, у него в каждый момент времени – перед глазами одна единственная картинка.
К счастью, АПН всё-таки не газета "Тёщин язык" и мы можем себе позволить некий анализ... И, если уж мы делаем некий аналитический обзор происходящего, нам остаётся только что и построить гипотезу, снимающую налёт шизофрении с действий публичных представителей российской государственной нефтянки.
Эта гипотеза состоит в том, что отдельные государственные предприниматели и чиновники за последние годы изрядно расслабились и потеряли вкус к настоящей работе.
Их поставили на свои места для "наведения элементарного порядка" и они его навели. После чего решили, что жизнь удалась, каждодневно работать для развития отрасли не нужно, не обязательно. Куда проще – начать просить денег у государства и для обоснования своих прошений – отыгрывать жалкую клоунаду – мол мы хорошие, эффективные (это чтобы не уволили), но внешние обстоятельства довлеют (это чтобы пожалели и отсыпали корма в кормушку).
Чудесная стратегия для ребёнка, который выпрашивает у матери конфеты и не ходить в школу. Ужасная – для государственного назначенца, который, по должности, ворочает миллиардами долларов.
Мы не склонны отрицать заслуги Игоря Ивановича в деле строительства государственной нефтяной полумонополии. Но разве он один такой? Вот Владимир Якунин, совсем недавно – навёл порядок в финансах РЖД, привёл структуру относительное чувство… и пошёл по той же неверной дорожке. Каждый год стенания и просьбы помочь из бюджета. Результат, кстати, известен – ушёл в отставку и былые заслуги её не отдалили. Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать.
Период строительства бизнеса госкомпаний, когда государство в него вкладывалось – давно уже пройден. Сейчас – время отдавать государству вложенные инвестиции.
Мы уверены, что те государственные менеджеры, которые до сих пор этого не поняли и продолжают пытаться оказывать макровоздействие на государственную политику своими публичными плачами Ярославны об объективных трудностях – станут, в итоге, сенаторами или пенсионерами. Наказывать их, конечно, не за что. Но и в более активном качестве они государству уже не нужны.