Арест губернатора Сахалинской области Хорошавина послужил поучительным уроком для всех, кто взял на себя тяжёлую ношу борьбы с коррупцией. Есть предположение, что круг его сообщников расширить не удалось и все ниточки, связующие его с коррупционерами нижестоящими и вышестоящими, оборвались.
Наученные этим горьким опытом, правоохранители действовали по республике Коми более предусмотрительно, целенаправленно и грамотно. Одновременно арестовано 19 чиновников, представителей бизнеса, во главе с Главой Республики Коми Гайзером. Следственный Комитет РФ заявил о том, что пресечена деятельность группы высокопоставленных должностных лиц, причастных к организованной преступной группе. Правильнее было бы говорить о мафии, ведь задержанные по «делу Гайзера» не просто состояли в преступном сговоре с должностными лицами, находящимися на государственной службе, они олицетворяли собою власть. Всё руководство региона, во главе с руководителями законодательной и исполнительной власти одномоментно изолированы , шаг смелый и очень ответственный. Можно, даже, утверждать, что это экзамен для всей правоохранительной системы. Если сумеют «размотать» «дело Гайзера», создадут очень важный прецедент. При таком составе участников сделать это не просто, пособников придётся искать на более высоких этажах на федеральном уровне.
Но, в этом деле больше всего занимает другое: мы знали о том, что многие высокопоставленные чиновники воруют, и по многу воруют. Но мы утешали себя мыслью, что это отрыжки прошлых 90-ых, что ещё немного и всё это уйдёт из нашей жизни. Ан нет! Это явление имеет системообразующий характер. Чубайс не шутил, когда утверждал, что изменения младореформаторов носят необратимый характер. Дело Чубайса, как и сам Анатолий Борисович, живёт и побеждает! Воровско – криминальный мир, который правил бал в ельцинский период, никуда не исчез. Его отцы основатели и наиболее успешные воротилы просто отошли в тень и оттуда управляют «гайзерами» и «хорошавиными». Ведь, если посмотреть на биографию Гайзера, то в ней, как в капле воды просматривается классическая схема продвижения мафией своего человека во власть, на высшие её ступени.
Он из той пресловутой обоймы, которая называется «свой». Так по жизни ведут только «своих». Вячеслав Михайлович Гайзер вспоминал, что «учась на 5 курсе Московского экономико – статистического института, я прошёл конкурсный отбор в Банк «Менатеп», стажировался там. Потом мне предложили поехать на родину и принять участие в открытии филиала этого банка». Через какие конкурсы он прошёл и чему стажировали в логове Ходорковского 23 летнего студента домысливать не стану. Но в 27 он уже вице – президент Коми – банка, в 36 зам. Министра, затем министр финансов, а в 38 зам главы Республики Коми. В 43 включён в «первую сотню» резерва управленческих кадров Президента Медведева Д.А. С 2010 Глава Республики, в 2014 году с благословления В.В. Путина прошёл через процедуру досрочного избрания на данный пост, получив 58% голосов избирателей.
Кадровая ошибка. Дай то Бог. Только такие ошибки сплошь и рядом, за какого «своего» не возьмёшься. Вывод один: необходимо в корне менять кадровую политику. На смену «своим» должны прийти люди честные, грамотные и профессионально подготовленные, готовые к бескорыстному служению государству, имеющие опыт работы на предшествующих должностях. На работу в федеральные органы власти и управления должны приглашаться лица, имеющие опыт работы по специальности на муниципальном и региональном уровне.
Путин В.В., слишком поздно взялся за решение этой проблемы. Его надежды на то, что «воры наворуются и перестанут воровать» не оправдались и не могли оправдаться. Ибо воровство в каких бы одёжки оно не рядилось , можно упразднить только наказанием. Воспитание здесь бессильно.
Для очищения от коррупционеров и мздоимцев необходимо ужесточить законодательство и ответственность государственных служащих, которые давали характеристики – рекомендации кандидатам на выдвижение. Но самое главное - это своевременность реагирования на поступающую информацию о причастности того или иного должностного лица к противоправным действиям. Эксперименты по контролю за госслужащим – вором, с целью выявления всей цепочки соучастников, чреваты серьёзнейшими издержками и подрывом авторитета власти.
Нужна незамедлительная чистка всего государственного аппарата от сотрудников безынициативных, бездеятельных, проявляющих интерес к наживе и незаконному обогащению. Это тот случай, когда чиновников надо оценивать не за действия, а за мысли и слова.
Опасность настоящего периода состоит в том, что на руководящие должности регионального и федерального уровня претендуют лица, внедрённые бизнесом в органы власти и управления 15-20 лет назад, с целью решения своих корпоративных задач. Большинство из них имеют либерально – радикальные взгляды и извращённое понимание свободы. А главное, - они всегда там, где деньги. А деньги имеют свойство исчезать там, где они ими управляют. Борьба с ними, с учётом их этно- социальной принадлежности, может быть представлена в отечественных и зарубежных СМИ, российских и международных правозащитных организациях, как гонение на меньшинства, как преследование инакомыслящих.
При этом надо иметь в виду, что угроза неминуемого раскрытия противоправной деятельности у этой категории деловых людей вызывает не раскаяние и желание уйти из криминальной сферы отношений, а неприязнь к власти, сопротивление ей всеми доступными средствами, а нередко и в экстремистских формах. Для части из них противодействие борьбе с коррупцией переходит в политическую плоскость, превращается в противостояние с властью и существующим политическим режимом. Это стремление усиливается по мере формирования убеждённости, что «мирными средствами» поступательные антикоррупционные действия власти не остановить, а политический лидер страны за проведение такой политики получает общенациональное признание и поддержку. На этом этапе противостояние антикоррупционному курсу власти приобретает с их стороны жёсткий политический характер. Тогда элита, выпестованная на идеях либеральных радикалов, полностью посвящает себя борьбе с властью, формальной частью которой она и является.
Думается, что мы подошли, как раз к той развилке, где либо власть победит коррупцию с применением репрессивных мер, либо коррупционеры всех мастей объединятся и похоронят существующую власть под обломками российской государственности. Сегодня внутренний антикоррупционный фронт самый горячий и непредсказуемый. Для будущего развития России победа государственников в этой борьбе, важнее побед на всех других фронтах, включая американо - ураинско – сирийский.