В день знаний в Казани объявили о подготовке митинга в поддержку российского образования

Что делать?» - вновь вопрошают русскоязычные родители и общественные активисты накануне дня знаний 1 сентября в Татарстане. Ситуация здесь, метко охарактеризованная уже покойным ныне русским социологом с мировым именем Александром Салагаевым, как этно-лингвистический конфликт – затянулась и только усугубляется.

Как известно, в этом регионе в школах, а с 2012 года – и в детских садах существует дополнительный предмет – татарский язык и введён он не только помимо желания самих учащихся, но даже без согласия их родителей и за счёт сокращения других предметов, в частности – русского языка.

Уже и президент России Владимир Путин весной нынешнего года на совместном заседании комиссий при президенте РФ по русскому языку и по межнациональным отношениям, прошедшем в кремле  19 мая нынешнего года, заметил, что «…когда количество часов национальных языков увеличивается, это делают, как правило, за счёт сокращения часов по русскому языку, вот в чём проблема…» http://www.kremlin.ru/events/councils/49491/work .

Уже и свежий опыт Крыма имеем, где, будучи ещё недавно в составе Украины и насытившись в этом качестве языковыми обязательствами перед «украинськой мовой», дружно отказались от принудительного обучения украинскому и крымско-татарскому. Эти языки, хоть и имеют статус «государственных» эдесь, но изучаться в Крыму теперь будут исключительно на добровольной основе.

К слову сказать, региональное двуязычие, как обязательный элемент системы образования, введён в Республике Татарстан ещё в 1991 г., в эпоху «парада суверенитетов». И, несмотря на то, что, по мнению многих экспертов и данным исследований, «языковые обязательства» жителей «титульных» территорий, отнюдь не являющихся носителями «титульных» языков – давно исчерпанная и бессмысленная тема,  с упорством, достойным лучшего применения чиновники Татарстана твердят свои мантры о модели Татарстана как образце двуязычия. Но это на публике, а в учреждениях образования республики эта тема – табуирована, и местные чиновники ничего кроме репрессий русскоязычным родителям в случае несогласия – не сулят. Даже судебные преследования русскоязычных родителей по языковому вопросу имели место в Республике Татарстан (дело Виктории Можаровой, дело Павлв Хотулёва).

Вот, пишет мне молодая мамаша. Дескать, взялась анализировать языковую ситуацию в Республике Татарстан. Если судить по её тексту – рассудительная женщина, но... «Пишу, говорит, пишу по пунктам, даже элементы воззвания стали формулироваться. И, вдруг, думаю – СТОП! А что если за такое возьмут – да и упрячут «за разжигание» ?! Дорого – не возьмут, ведь!»

И, вот, за какие мысли эта бедная женщина, гражданка России, проживающая в самом её центре – в городе Казани –  боится репрессий!

«1. В 1992 году была приняла Конституция Республики Татарстан, в которой закреплены основные права и свободы личности. Среди прочего в Конституции говорится и о равноправных государственных языках – вслед за аналогичными положениями закона о языках РТ, принятого ранее в 1991 г. Понимали ли люди тогда, что равноправие языков некоторыми законотворцами будет преобразовано другими законами в обязательное равное их изучение всеми без исключения школьниками Республики? Знали ли люди, что их дети и внуки будут вынуждены буквально бороться за право обучаться по программам, которые предназначены для учащихся школ с русским языком обучения?

2. А, вообще, можно ли говорить, что равноправие государственных языков означает обязанность изученными одинаковое количество часов? Очевидно – нет! Ведь это всё равно, что говорить, что равноправие женщин и мужчин – это равная их обязанность рожать или равная их обязанность забивать гвозди. А что равноправие всех религий – это равная обязанность всех знать все писания и учения всех религий.

Равноправие языков – это ни что иное, как равные права личности на пользование любым из равноправных языков, свободное общение на нём. Так почему же это превратилось в повинность? И почему вводя эту повинность никто не спросил мнения многонационального народа Республики, вопреки требованиям закона "О народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Татарстан"?

3. Из года в год родители первоклассников задаются одним и тем же вопросом: почему мой ребёнок не может изучать родной язык как положено, каждый день шаг за шагом осваивая письмо, почему он не может осваивать родную речь через чтение почти каждый день в школе? И почему мой ребёнок должен тратить силы и нервы на то, чтобы зазубрить слова, смысл которых он не понимает, читать с выражением стихи, не понимая о чём они?

Теперь к ним присоединились и родители дошкольников, недоумевающие, зачем всем детям нужны занятия по татарскому и русскому языку. Зачем ребёнку из татароязычной семьи или из русскоязычной семьи в принудительном порядке вводят второй язык, когда у него ещё не сформировалась речь?! Кто решил за нас, что так для наших детей лучше? И почему в детских садах умалчивают, что изучать второй язык не обязательно и родители, если считают, что ребёнку это не нужно на данном этапе его развития, могут отказаться от этого эксперимента?
Мы все спрашиваем, до каких пор вы будете проводить эксперименты на наших детях, не спросив у нас на это разрешения?

4. Выяснилось, что программа насильственного билингвизма приносит немалые деньги. Всё чаще на горячую линию по поборам в школах и детских садах поступают обращения родителей о том, что администрации требуют приобретать учебные пособия по татарскому языку и стоят они недёшево. Поэтому у многих возник вопрос в истинных намерениях тех, кто придумал это программу повальной билингвизиции наших детей.
5. Мы, родители дошкольников и школьников Республики Татарстан требуем провести широкие общественные слушания по вопросу изучения русского и татарского языков в образовательных учреждениях Республики! Для этого считаем необходимым использование современных технологий и проведение свободных обсуждений в СМИ. Считаем необходимым привлечь прокуратуру для обеспечения прозрачности процедуры обсуждения и исключения использования административного ресурса органов исполнительной и законодательной власти для искусственного формирования общественного мнения.

Мы, родители русскоязычных школьников и дошколят требуем от Госсовета Республики Татарстан поддержать инициативу о закреплении за русским языком статуса родного языка для русскоязычных граждан Российской Федерации.

Елена, г. Казань.»

 

Хочется спросить, а где в этих суждениях неправда или откровенная крамола?

 

Итак, этно-лингвистический конфликт в Республике Татарстан заложен четверть века назад, но последние семь лет, после  введения ЕГЭ по русскому языку, он проявляется всё более явно, и региональная власть ничего не предпринимает для его нейтрализации. Наоборот, региональная власть Республики Татарстан последнее время блокирует инициативы в сфере образования, всё чаще поступающие из федерального центра и направленные на укрепление и «федерализацию», скажем так, образования. Вот, каков результат последних инициатив депутатов Госдумы Ирины Яровой и Вячеслава Никонова, а именновнесенных ими поправок унификации российского школьного образования в соответствующие федеральные законы, в Республике Татарстан? Сухо описывает  этот результат международное издание EADaily https://eadaily.com/news/2015/07/08/parlamentu-tatarstana-ne-nuzhny-edinye-federalnye-uchebniki  а из региональной прессы видим, что здесь у чиновников и парламентариев – по этому поводу почти истерика, поскольку в этих поправках – угроза «этнорегиональным особенностям» образования по-Татарстански.

Что делать?

Может быть, как дети, сомневаясь – сказать ли шалость – прикроем себе рот в нашем мега благополучном регионе?

Но, ведь, далеко не всех здесь устраивают действующие «этнорегиональные особенности» местного образования! Поэтому группа родителей и общественных активистов приняли решение о проведении в Казани в ближайшее воскресение 6 сентября  митинга «Поддержи федеральную политику в сфере образования России!»

Подготовка к мероприятию показала, что идеи его инициаторов в обществе поддерживают многие. Так, одноимённая группа, созданная в социальной сети ВКонтакте всего за неделю набрала уже более тысячи сторонников! http://vk.com/russkii_hash_rodnoi

И сегодня, в день знаний 1 сентября  во все города и веси идёт рассылка заявления инициаторов митинга с призывом  «Поддержи федеральную политику в сфере образования России!»

И, пусть, те кто претендует вещать от имени народа и решать его судьбы, даже в самой дальней провинции необъятной России – думают –  на своём ли они месте и на своё ли место метят?

 

Михаил  Щеглов,

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан

г. Казань, 1 сентября 2015 г.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

инициативной группы по проведению митинга

«Поддержи федеральную политику в сфере образования России!»

г. Казань                                                                                                  1 сентября 2015 г.

Сегодня, в международный день знаний 1 сентября 2015 г.  мы, представители общественных организаций и сообществ родителей школьников и дошкольников Республики Татарстан, всецело поддерживая инициативы представителей органов федеральной власти, направленные на федерализацию образования в России, укрепление единства образовательного пространства в нашей стране, и одновременно наблюдая  усиленное и всё увеличивающееся сопротивление этим процессам со стороны ряда регионов, наиболее выраженное в Республике Татарстан, выступаем с инициативой проведения митинга «Поддержи федеральную политику в сфере образования России!»

  1.  «За выделение русского языка и литературы в самостоятельную предметную область!» Мы поддерживаем неоднократно прозвучавшее на совместном заседании комиссий при президенте РФ по русскому языку и по межнациональным отношениям (19.05.2015) предложение о выделении русского языка и литературы в самостоятельную предметную область, неизменную и обязательную для образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации.
  2. «Родным языкам, включая русский – особое внимание в образовании!» Мы требуем признания статуса «родной язык» для каждого без исключения языка в России, если только есть хоть один человек, считающий его родным. Безусловно, статус «родной» должен иметь и русский язык, на котором не только говорят 96 % наших граждан, но большинство считают его родным фактически.
  3. «Одна страна – одна история!» Мы выступаем за введение единых учебников по истории на всей территории России.
  4.  «Нет навязчивому сервису в образовании!» Всякие образовательные инициативы регионов, муниципалитетов и отдельных образовательных учреждений, сформировавшиеся за пределами федеральных стандартов  образования, могут применяться лишь после прохождения федеральной экспертизы и только на заявительной основе, по желанию родителей.
  5.  «Никаких региональных образовательных монополий!» Мы против всякого рода произвольно вводимых региональных и муниципальных «рабочих тетрадей» по предметам, исходящим  из всевозможных национально-региональных особенностей, тем более – по завышенным ценам и на безальтернативной основе.

 

Считая органичным  для России  этническое культурное и языковое многообразие, в том числе, в образовательном пространстве нашей страны, и поддерживая идеи сохранения носителей языков и традиций народов России, категорически отвергаем диктат в данной деликатной области.  Никакой региональный менталитет или свойственный части территории национальный или иной колорит не может служить основанием пренебрежения федеральным законодательством в сфере образования, наделения иной части населения дополнительными образовательными обязательствами.

 

Призываем партии, движения и все активные общественные силы поддержать нашу инициативу. Более того, в условиях сложившейся ситуации в стане  уверены, что успешными станут только те общественные и политические силы, которые будут служить укреплению единства страны и её эффективных вертикалей.

Выступая за решение имеющихся острых проблем, мы категорически отмежевываемся от сил, целью которых является борьба с властью как таковой  – будь то в центре России, будь то в регионах.

 Все, кому не безразлична судьба страны, и одной из её главных основ – образования – на митинг «Поддержи федеральную политику в сфере образования России!»

Мероприятие согласовано с исполкомом г. Казани и  состоится 6 сентября 2015 г. в центре, парк Карима Тинчурина . Начало в 15-00.

Поддержи федеральную политику в сфере образования России!

Председатель оргкомитета по проведению митинга

Михаил  Щеглов

г. Казань, 1 сентября 2015 г.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram