По сообщениям целого ряда информационных агентств, Центробанк порекомендовал банкам проводить стресс-тесты с учетом падения рубля «до трехзначной цифры за доллар». В Минэкономразвития приготовились к курсу доллара выше 75 рублей, называют это «катастрофическим сценарием», и вообще снова призывают граждан России еще на три года крепче затянуть пояса.
У депутата Госдумы, доктора экономических наук Ивана Грачева особая позиция по вопросам экономического развития страны – часто она не совпадает с тем, что делают сегодня правительство России и Центральный банк.
Сберечь целостность страны
- Иван Дмитриевич, давайте начнем с курса доллара. У вас, я слышал, есть формула, по которой уже много лет вы прогнозируете, это правда?
- Это правда, в стране, где не развивается промышленность нетрудно прогнозировать - курс рубля, как и доллара, привязан к цене нефти. Но об этом чуть позже. Сейчас - об упущенных возможностях. За последние два года миллиарды долларов мы подарили биржевым спекулянтам. И не обеспечили примерно 8-10 процентов экономического роста, что легко могли сделать только за счет столь быстрого удешевления рубля.
Я говорил не раз, что это глупое занятие – гнать валютными интервенциями рубль вниз до 49 (за доллар) и при этом еще радоваться, как здорово работает наш Центробанк. Десятки миллиардов долларов они подарили спекулянтам! Между тем, преспокойно мы могли держаться на отметке 65 рублей за доллар, а в случае снижения цен на нефть чуть отойти, как сейчас.
- Вы говорите о таких серьезных потерях, неужели президент Владимир Путин этого не знает?
- Для президента важно обеспечить целостность страны – это и прежде было нелегко, а сегодня вдвойне. О Путине я всегда говорил, что думаю, но тут не прибавить и не убавить - мотивируется он и действует, исходя из целостности страны. И потому я далеко не убежден, что кто-то из тех финансистов, кого Путин считает профессионалами, этим не пользуется. Достаточно намека о возможных последствиях, о том, что равновесие в стране поколеблется, о прочем, в том же духе. Отсюда все вредные, все абсолютно не обязательные шаги, от которых почему-то каждый раз выигрывают именно валютные спекулянты.
- Вероятно, манипуляции с ключевой ставкой из того же ряда,?
– Если ключевая ставка выше 10 процентов, то встает промышленность, и в целом замирает всякая деловая активность. Финансовый капитал душит тех, кто может с ним конкурировать. Министр экономического развития Алексей Улюкаев снова заявил о возможном повышении ключевой ставки .
Кто прячется за «трехзначной цифрой за доллар»?
- Что, по-вашему, происходит сейчас с курсом рубля?
- Сейчас он просто пришел к своему равновесию. Разумеется, наша финансовая олигархия, хорошо умеющая убеждать, способна увеличивать амплитуду как ей будет угодно. Но объективно курс рубля в России накрепко привязан к цене нефти, и не должен подниматься выше 90 рублей за доллар. Причем, даже это возможно лишь в случае, если цена нефти придет к нулевой отметке. Вы меня спрашиваете о формуле. Там ничего сложного. Курс рубля по прошлому году определялся формулой 90 минус цифра, соответствующая 0,5 стоимости барреля нефти в долларах. Например, для $60 за баррель это 90 минус 30, для $40 за баррель - это 90 минус 20. Для нуля, соответственно, ровно 90 рублей за один доллар - столько стоит сейчас, в пересчете на курс, весь наш обрабатывающий сектор. Но это по прошлому году. А дальше, если ты правильно регулируешь, то названную цену надо умножать на инфляцию, потому что в нашей стране идет инфляция. Если взять эту формулу и посчитать равновесное значение, то оно порядка 75 рублей за доллар, при нынешних ценах на нефть. И не выше. Потому я и говорил, и всегда буду говорить, что удерживать рубль при помощи валютных интервенций – пускать деньги в трубу!
- Где на выходе сеть для валютных спекулянтов, в которую денежки ловятся?
- Да, и объективно наше либеральное правительство этому потворствует.
Иран рынка не обвалит
- Но с другой стороны нефть ведь действительно падает в цене - серьезные исследователи предрекают, что она долго будет держаться на 40 долларах за баррель.
- Тут мои оценки не изменились. Все эти действия в значительной степени спекулятивные, направленные на раскачивание России, с учетом некомпетентности нашего правительства. Спекулянты, которые лучше нашего правительства понимают, что к чему с ценами на нефть, преспокойно на этом зарабатывают. Два фактора, которые позволяют им сейчас психологически воздействовать на некомпетентных игроков – это Китай и Иран. Да, появился дополнительный фактор неопределенности, связанный с Китаем – я считаю, многовато там «гайдаровцев» сейчас в правительстве. Экономику там пытаются раскачивать через то, что на самом деле в руках у американцев - через фондовые рынки. К счастью, пока что роль фондовых рынков не столь значима для китайской экономики, не так сильно это воздействует на реальный сектор.
- А по Ирану?
- Теперь по Ирану. Пока что санкции с Ирана не сняты - главенствующая, американская часть санкций. Я смотрел по какому-то телеканалу, как в американском конгрессе принимали Нетаньяху, как ему аплодировали. На мой взгляд, вероятность того, что такой конгресс проголосует за полное снятие, в том числе американской части санкций, пока не столь уж большая. Я понимаю все трудности связанные с санкциями, мы сами аналогичное переживаем, но скорей всего будет так.
Дальше второе – невозможно быстро привести иранскую промышленность в состояние, при котором бы она добавила 2-3 миллиона баррелей в день - это не так просто. И самое главное, Иран - страна рациональная. Наверняка они не станут действовать таким способом, чтобы обваливать рынки, это никому не выгодно.
- А по газу?
- А по газу – нужны газопроводы. Построить их до 2020-х годов невозможно. Плюс реально все равно Китай и Индия будут основными потребителями иранского газа, из-за геополитических соображений, и соображений «плеча» – до них ближе, чем до Европы. Так что вряд ли так уж значимо Иран потеснит Россию на европейских рынках. А уж дальше все зависит от нас, насколько мы сами будем дипломатичны.