Рано мы отказались от бронепоездов

6 августа 2015 года министр обороны России С.К. Шойгу принял решение сохранить в составе Железнодорожных войск четыре специальных поезда, которые были сформированы с 202-2009 годах для обеспечения контртеррористической операции в Чечне. Эти специальные поезда, часто называемые по старой памяти бронепоездами (спецпоезда более позднего формирования действительно имели бронерубки заводского изготовления), чуть было не были ликвидированы предшественником на посту министра обороны, но известная армейская мудрость: "не спеши выполнять приказ,его могут отметить", их сохранила.

Железная дорога, а точнее ее участок Моздок - Гудермес - Ханкала, стала весьма важной артерией для снабжения войск и отправки пополнения. Спецпоезда имели задачу обеспечения бесперебойности ее работы, вели разминирование путей и боевое охранение, сопровождение воинских эшелонов, восстанавливали и обслуживали объекты железнодорожной инфраструктуры, обороняли места дислокации подразделений Железнодорожных войск. По отзывам участников этой операции, ехать по железной дороге было безопаснее, чем лететь самолетом или вертолетом, а в сопровождении бронепоезда еще и веселее. Спецпоезд обладал внушительной огневой мощью: один или два танка Т-62 или БПМ-2, установленные на платформе, ода или две платформы с двумя ЗУ-23-2, а также крытый вагон с установленными на нем 12,7-мм пулеметами "Утес" или гранатометами АГС-17 или вагон с бронерубкой и таким же вооружением. Такой спецпоезд мог дать отпор даже весьма крупному отряду боевиков, изготовившихся напасть на железную дорогу.

Так и не устаревшее вооружение

В истории специальных поездов в СССР и в России можно отметить занятное обстоятельство. Их не раз признавали устаревшим вооружением, расформировывали, а потом военная нужда заставляла формировать их вновь, используя для них имеющиеся платформы и вагоны, подручные материалы. Например, во время Великой Отечественной войны на железных дорогах действовало около 200 бронепоездов, а после войны их признали устаревшими и в конце 1950-х годов все расформировали, прекратив также разработку вооружения. Однако, обострение отношений с Китаем и угроза войны на Дальнем Востоке заставили снова вернуться к этому средству обороны железных дорог, и в начале 1970-х годов был разработан бронепоезд БП-1, а также важная, модульная часть бронепоезда - бронелетучка БТЛ-1, в состав которой входили бронированный тепловоз ТМ (на базе маневрового тепловоза ТГМ-1) и две платформы с танками Т-55 и Т-62. Идея отказаться от специальных броневагонов с артиллерией и вооружить бронелетучку танками, позаимствованная у немцев, оказалась весьма хороша. Высокая огневая мощь, хорошая броневая защита, возможность для танков съезжать с платформы делала бронелетучку весьма эффективным средством ведения боевых действий на железных дорогах, в том числе и в удаленных районах. Эти же идеи были применены и при формировании нынешних спецпоездов.

Военный опыт показал, что бронепоезда вовсе не являются устаревшим оружием, и он несколько раз посрамил противников. Как начинается война, так начинается сооружение бронепоездов из разных подручных средств, старых вагонов, подходящей боевой техники. Может быть, хватит уже прибегать к подобному подходу? Для России, в которой очень протяженные железные дороги, некоторые из них ранее были в зоне боевых действий, да и теперь есть вовсе не нулевая вероятность их возникновения, спецпоезда абсолютно необходимы. И желательно, специальной конструкции и постройки, с резким улучшением их боевых характеристик.

Уже из краткого обзора истории видно, что нынешний спецпоезд не похож на бронепоезда минувшей поры. Из артиллерийского бронепоезда он эволюционировал в бронетранспортный поезд, чья основная огневая мощь - танки, может съехать с платформы и вместе с десантом вести бой на некотором удалении от спецпоезда. Для БТЛ-1 эти возможности были небольшими: два танка и 9 человек десанта, однако и эти силы, появившись на дальнем разъезде, могли существенно изменить обстановку. БП-1, оснащенный двумя платформами с плавающими танками ПТ-76 и четырьмя платформами с восемью БТР-40жд, способных передвигаться по рельсам. Они вместе могли транспортировать 64 человека десанта. Сочетание ПТ-76 и БТР-40жд позволяло уже проводить более серьезные операции, вроде захвата железнодорожных мостов. Насколько известно, возможности десантирования танков и пехоты со спецпоезда ни на Дальнем Востоке, ни в Чечне не использовались, но такая возможность принципиально остается и ее можно развить.

Бронекран

В десантировании танков со спецпоездов имеется серьезная сложность. Обычно, в голову и хвост спецпоезда цепляются по одной или две страховочные платформы, груженые балластом из рельс, шпал, на случай подрыва на минах или фугасах. Мера простая и эффективная, опробованная во множестве боев. Лучше потерять платформу, чем допустить повреждение локомотива. Однако это ведет к тому, что платформы с танками оказываются в середине состава. Кроме того, отсутствие платформ специальной конструкции вело к тому, что рядом с танком оборудовались бронеотсеки для экипажей, в силу чего танк на платформу можно было установить или снять только краном, самостоятельно съехать он не мог. В составе БП-1 у платформ под ПТ-76 были установлены усиленные бронированные откидные аппарели для съезда, но и они могли использоваться не везде. Например, на насыпи десантировать танк было крайне затруднительно или невозможно.

Итак, нужен был кран, а его под рукой могло и не оказаться. Потому, было бы целесообразно ввести в состав спецпоезда собственный железнодорожный кран. Имеющиеся его образцы могут поднимать груз до 250 тонн и имеют вылет стрелы до 28 метров. Для выгрузки бронетехники тяжелого железнодорожного крана более чем достаточно. Дизель-электрические краны обладают еще одной немаловажной особенностью: они самоходные и могут использоваться в качестве локомотива при маневровой работе. Для включения в состав спецпоезда, кран, конечно, нужно защитить броней так же, как и локомотив.

Если есть двухпутный перегон или станция, то десант бронетехники с краном становится делом сравнительно несложным. Кран отцепляется от спецпоезда, переходит на соседний путь, и с него снимает и ставит танки на грунт, двигаясь вдоль состава. Скорость подъема груза и движения самого крана позволяет десантировать со спецпоезда 4-5 танка в течение примерно 15-20 минут. Бронекран - вообще, очень полезная часть спецпоезда, с его помощью можно разгружать различные грузы с собственных платформ или с другого поезда, вести ремонтно-восстановительные работы на перегонах, на станциях, мостах, и даже укладывать дополнительные пути на временное земляное полотно, которое может построить тот же самый танк, снятый со спецпоезда, оснащенный инженерным отвалом. Запас собранных путевых звеньев можно возить с собой или подвозить отдельным поездом с ближайшей станции. При помощи бронекрана можно быстро демонтировать путь, если в том есть необходимость.

Бронекран также можно использовать и для ускоренной разгрузки бронетехники и автомобилей, прибывающей в район боевых действий по железной дороге. Разгрузка танков, БТР и автомобилей с платформ всегда было сложной, трудоемкой и медленной операцией, требующей минимально подготовленных площадок, а также весьма высокого мастерства механиков-водителей. Кран с этой задачей справится быстрее и легче, что самым позитивным образом скажется на ходе боевых действий.

Таким образом, спецпоезд, оснащенный бронекраном, приобретает немаловажные преимущества и возможности. Во-первых, это боевая единица. Во-вторых, это бронетранспортный поезд для обеспечения десанта бронетехники. В-третьих, это ремонтно-восстановительный поезд (если прицепить пожарную цистерну, то спецпоезд может тушить пожары или вести дезактивацию станции). В-четвертых, это вспомогательный поезд, осуществляющий выгрузку грузов из воинских эшелонов и прикрывающий огнем эту разгрузку. Раньше таких возможностей не было: самоходные дизель-элекрические железнодорожные краны появились только после Великой Отечественной войны, когда от бронепоездов уже поспешили отказаться.

Вооружение спецпоезда: новые возможности

Боевые возможности спецпоезда можно значительно расширить, если использовать уже имеющиеся образцы боевой техники и вооружения. Все же, зона огневого поражения при использовании Т-64 или аналогичных машин, ЗУ-23-2, ограничена примерно 2000-2500 метрами, в зависимости от местности. Но если ввести в состав спецпоезда САУ Мста-С, то зона поражения резко увеличивается до 29 км. Спецпоезд, вооруженный самоходками, превращается в высокомобильный артиллерийский комплекс. Также можно ввести в состав спецпоезда системы РСЗО, как стационарные на платформах, так и на колесном шасси. САУ и РСЗО также можно десантировать со спецпоезда и использовать отдельно от него. Для ближнего боя можно разработать броневагон с боевыми отделениями, вооруженными пушками 2А42 или башней от ЗСУ-23-4 "Шилка".

Наиболее существенным недостатком спецпоездов называют слабое зенитное прикрытие. Действительно, одних только ЗУ-23-2 для обороны поезда от воздушного нападения маловато. Однако, в состав поезда можно включить ЗПРК "Панцирь-С1", предназначенного для ближнего прикрытия различных объектов. ЗПРК на колесном или гусеничном шасси может прикрывать как сам спецпоезд, в том числе  в движении, так и десантироваться и прикрывать его в отдалении. Боевые возможности эого комплекса только вырастут, когда будет завершена разработка модернизированной версии, способность поражать баллистические цели.

Не стоит также забывать опыт до сих пор устрашающего американцев БЖРК "Скальпель", тем более, что принято решение о формировании новых "ракетных поездов" - БЖРК "Баргузин". В состав спецпоезда могут быть включены пусковые установки тактических баллистических ракет "Точка-У" или их аналогов. Спецпоезд, вооруженный такими ракетами, с максимальной дальностью стрельбы до 120 км, и способными уничтожать крупные скопления противника, объекты, аэродромы, склады и т.п. цели, превращает "устаревший" бронепоезд в боевую единицу оперативно-тактического масштаба, способную не только обороняться и прикрывать железные дороги, но и наносить сильные удары по противнику.

Наконец, вовсе не помешали бы броневагоны разного назначения, например, для перевозки личного состава, боеприпасов, горючего. Спецпоезд тогда может, помимо выполнения своих штатных задач, поддерживать и снабжать подразделения, действующие вблизи железных дорог, и вообще выполнять роль "вертушки" - поезда снабжения, очень широко использовавшегося во время Великой Отечественной войны, только с возможностью обороняться в случае внезапного нападения.

Это далеко не весь список возможностей, но уже этого хватит, чтобы дать спецпоездам "второе дыхание" в качества важного элемента вооруженных сил. Пожалуй, среди всей сухопутной боевой техники не найдется такой, которая могла бы выполнять столь много важных задач.

Соединения спецпоездов

 Поскольку имеющиеся спецпоезда имели весьма ограниченные возможности, то они не были многочисленными и особой надобности в формировании соединений не возникало. Однако, елси спецпоезда развивать по предложенному выше пути, то становится весьма целесообразным формировать не только десятки спецпоездов, вооруженных разным вооружением, но и создавать целые соединения, например бригады спецпоездов.

Во-первых, совместные действия двух или трех спецпоездов, вооруженных различными видами техники, гораздо более эффективны, чем действия одного спецпоезда. Они могут быть специализированными. Один нести больше артиллерийского и зенитного вооружения, другой может иметь больше танков, третий - иметь усиленные инженерные средства, вплоть до путеукладчиков и строительной техники. Имея такие спецпоезда, можно в считанные часы восстановить даже сильно разрушенный железнодорожный узел и надежно его прикрыть от атак с земли и воздуха, обеспечив через него перевозки или разгрузку войск. Во-вторых, спецпоезда, как показал опыт операции в Чечне, отличаются гибкостью состава и часто бывают непохожи один на другой. Это открывает возможность гибкого использования вооружения и техники спецпоездов в составе бригады. При необходимости, за полчаса можно переформировать спецпоезд, усилить его тем или иным видом вооружения, придать ему дополнительные огневые средства. Командир бригады спецпоездов может в таком случае, в зависимости от поставленной перед ним задачи, сформировать спецпоезд особого состава. В-третьих, при наличии в бригаде спецпоездов парка бронированных пассажирских и грузовых вагонов, позволит соединению также выполнять снабженческие перевозки по железной дороге в районе или вблизи района боевых действий, где есть вероятность встретить отряд противника. "Броневертушка" с хорошей огневой мощью в этом отношении гораздо лучше обычного поезда.

Так что бронепоезда еще рано списывать со счетов. Опыт войны показал, что они нужны. К тому же, они нужны в условиях страны с огромными расстояниями и колоссальной железнодорожной сетью. Не будем также забывать и о том, что Россия имеет союзнические обязательства в рамках ОДКБ, и что в Центральной Азии вполне возможен прорыв боевиков из Афганистана. В случае войны в этих огромных, пустынных районах, где железные дороги часто представляют собой чуть ли единственную полноценную транспортную артерию, спецпоезда могут очень и очень пригодиться.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram