Аэровыфлот

О том, как управляется один российский неестественный монополист.

 

Не так давно прошедшее собрание акционеров крупнейшей отечественной авиакомпании – ПАО "Аэрофлот" в очередной раз наглядно продемонстрировало, что известный анекдот про "место здесь проклятое", в последние годы нужно относить совсем не к АвтоВАЗу.

 

Не позднее чем с 2008 года, когда к руководству компанией был допущен Виталий Савельев, настоящим "проклятым местом российского бизнеса", неожиданно начинает становиться крупнейший российский авиаперевозчик.

 

Блоггеры в социальных сетях комментируют позицию руководителя Аэрофлота – Виталия Савельева.

Почитала тут по итогам собрания акционеров "Аэрофлота" комменты его гендира Виталия Савельева. Всем навтыкал, все вокруг виноваты и даже мертвый Березовский (денег не отдал). В "Шереметьево" тесно, "Трансаэро" депмингует, еще и рубль девальвировал и законы просто ужасные. Ладно хоть, что пассажирам не предъявил, что стали меньше летать.

Только Савельев в белом да с офигенным чистым убытком из-за кривых схем хеджирования цен на керосин, невыплатой дивидендов, спонсорством футбольных клубов и фильмов, но зато с вознаграждениями для членов совета директоров. А ведь когда-то называл себя антикризисным менеджером и на каждом углу полоскал прежнее руководство авиакомпании и заявлял, что если бы не он, то перевозчик бы давно стал банкротом. Никого не защищаю, но от одних и тех же приемов Савельева уже скучно.

Проблемы есть, но ведь и самому как-то надо головой думать. Может, что сократить или от чего отказаться? Он же уже на этой должности с 2008 года. Впрочем, чего уж сильно убиваться? Есть транссибирские роялти, которые, понятное дело, постращав европейские компании, никто не отменил.

Блоггеры удивлены и фрустрированы. А редакция АПН – ну ни сколько. По поводу творящегося в Аэрофлоте мы неоднократно выступали и ранее, но, судя по всему, особого воздействия на акционеров наши выступления не оказали.

Между тем, творящееся с национальным авиаперевозчиком безобразие давно вышло за рамки любых приличий чисто с коммерческой точки зрения.

В эпоху просвещённого госкапитализма, в которую мы вступили лет 5-7 назад, российское государство постепенно перешло к стратегии создания и выращивания "национальных чемпионов" – сильных национальных отраслевых корпораций, способных на равных соперничать с корпорациями транснациональными.

Стратегия, с точки зрения многих критиков, не бесспорная, но, как минимум она обладает одним очень хорошим качеством – проверяемостью успеха. Можно, например, взять показатели Газпрома, или Ростелекома или даже РЖД и посмотреть – как они выглядят на фоне внешних рыночных конкурентов.

Попытка проверить упомянутые монополии с этой точки зрения приводят нас ко вполне логичному выводу – достойно выглядят. Не беспроблемно. Но, как минимум, про тот же Газпром или даже РЖД можно сказать, что они являются значимыми игроками рынка в мировом масштабе, участвуют в масштабнейших инфраструктурных проектах.

А что Аэрофлот? Мы позволим себе прямо заявить, что рыночная деятельность этой субсидируемой за счёт "пролётных денег" и всячески опекаемой государством организации должна быть охарактеризована как полнейший провал.

Наблюдаем ли мы органический рост рыночной доли компании или её масштабы увеличивались только за счёт достаточно неэффективных поглощений малых игроков рынка?

Какие конкретно новые успешные проекты были начаты Аэрофлотом за все эти годы?

Почему, когда на дворе 2015ый год, генеральный директор компании позволяет себе вообще вспоминать про долги Березовского как про значимый фактор, влияющие на состояние компании? Что, за 7 лет правления господина Савельева Аэрофлот не смог купировать негативные последствия от потери пресловутых 100 миллионов долларов? Простите, но годовая прибыль по РСБУАэрофлота только в 2014 году, по его собственным данным, составляла около 13 млрд рублей. То есть, если исходить из соображений что отчётность составлена честно - весь "березовский" ущерб – это не более, чем потеря прибыли за несколько месяцев. Простите, но скандал с Андавой начался примерно в 1997году, после проверки Счетной Палатой. За эти скромные 18 лет можно было бы уже 10 раз вопрос закрыть, по крайней мере в публичной сфере. Но, может быть, этот вопрос настолько болезненный просто потому, что никакой чистой прибыли у Аэрофлота на самом то деле и нет, а цифра в балансе получена путём неких манипуляций?

Но обратимся к собственной деятельности господина Савельева в рамках выданного ему "феодального надела". Год за годом компанию сотрясают скандалы в самых разнообразных сферах. Вспомним только некоторые позиции из многочисленного списка достижений этого "суперменеджера":

- Скандал с запуском нового сайта Аэрофлот, который был заказан за гигантские деньги и, в момент ввода в эксплуатацию, работал по мнению многих пользователей, отвратительно.

- Организация передачи сведений о бронировании авиабилетов на внутрироссийские рейсы международной авиакомпании Sabre (теперь, по сведениям источников АПН, Аэрофлот входит в число неформальных лоббистов, борющихся против закона о локализации персональных данных).

- Скандал с закупками услуг процессинга платежей (смелая посадка господина Врублевского в тюрьму за организацию DDoS-атаки немного отвлекла внимание публики от того факта, что выбор оператора процессинга прошёл фактически без проведения конкурса)

- Странные формы pr-деятельности, более похожие на распил. Тут крайне характерной была откровенно беспомощная позиция штатных и нанятных pr-щиков Аэрофлота в тот момент, когда господа Навальный и Носик начали публично обсуждать их бюджеты.

Уж, казалось бы, вот где получатели нереальных, неадекватных рынку средств могли бы показать свою мощь пропагандистов – но нет, ограничились личной борьбой против оппозиционера Навального, и вместо того, чтобы привести в порядок подпорченную репутацию Аэрофлота, так и оставлись в глазах изумлённой общественности с некоторым пятном на собственной.

- Неоднократные жалобы на внутреннюю коррупцию в Аэрофлоте, коснувшуюся порядка продажи авиабилетов туркомпаниям. Отметим, что они были, впоследствии, органично дополнены прямыми фактами странной снисходительности Аэрофлота к ненадёжным партнёрам, которым прямо во время происходящего конфликта с Украиной были предоставлены необъяснимые никакими соображениями логики и разума преференции. Разумеется, нигде, кроме как на Украине искать партнёров-аферистов и предоставлять им плечо в 10кратном размере от финансовых гарантий было нельзя – в России то правоохранительные органы могут и концы какие-то найти, а летом 2014 года прятать концы на территории Украины было относительно безопасно.

- Публичная демонстративная попытка менеджмента дочерней компании – Добролёта, сразу после остановки обслуживания западной авиатехники  из-за санкций… закупить ещё западной авиатехники. Эта история, не получившая каких-то убедительных публичных комментариев со стороны Аэрофлота, до сих пор остаётся, в наших глазах, находящейся за гранью добра и зла. Посудите сами – Добролёту из-за санкций отказывают в обслуживании самолётов Аэробус и фактически останавливают бизнес… и он немедленно пытается закупить Боинги, да ещё и с гордостью публично об этом объявляет. Чем же закончилось дело? Да ничем – совершив последнее “полезное” действие из под юридического лица Добролёта, Аэрофлот заморозил компанию и, продержав её в таком состоянии чуть менее года, недавно принял решение о ее окончательной ликвидации. Вопрос о том, где деньги за Боинги, сами Боинги и как вообще этот контракт будет развиваться под санкциями, скромно оставлен за скобками.

- Скандал с профсоюзными активистами, арестованными с подачи СБ Аэрофлота и претензии ФАС к странному ценообразованию на рейсах Ростов-Москва…

Каждый день что-то новое, и всё такое чудесное-чудесное, на фоне простых рутинных провалов, таких, как объявленное прекращение предоставления услуг сотовой связи и Wi-Fi на рейсах госмонополиста. Ну в самом деле, российские авиапассажиры – существа неприхотливые, связь в полёте им вовсе не нужна.

Мы легко могли бы увеличить этот список "достижений", например, вдвое, но не понятно, докажем ли мы дополнительным раздутием текста статьи что-то новое.

Вывод, на наш взгляд, и так очевиден: - Аэрофлот пребывает в системном управленческом кризисе, связанном с личностью его руководства и уже совсем очевидно, что из кризиса этого он не выйдет, пока руководство не будет отправлено в отставку, а его деятельность – не будет расследована государственными органами.

Комментировать же всякие мелкие бытовые детали, типа слухов о том, что кастинг секретарш господина Савельева в своё время проводила Служба Безопасности Аэрофлота, мы считаем излишним – в конце концов, хорошая секретарша должна быть безопасна во всех отношениях.

Но вот что нас несколько нервирует – так это явный избыток свободного времени у генерального директора национального перевозчика, употребляемый к неким странным занятиям. В том, что этот избыток действительно имеет место – легко убедиться, заглянув к нему в инстаграмм.

Многочисленные фотоньки, имеющие явные признаки злоупотребления обработкой в Lightroom, могли бы украсить своими цветами Facebook какого-нибудь кислотного наркомана. И если господин Савельев настаивает, что это – "его взгляд на мир через объектив", то встает вопрос о том, каковы же действительные причины многолетней видимой потери адекватности восприятия со стороны этого руководителя?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram