МОСКВА. Правительство России не поддерживает предложения "Роснефти" по разделению "Газпрома" на транспортную и добывающую составляющие, а также по либерализации экспорта газа. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на брифинге в четверг. Отвечая на вопрос, видел ли он новые предложения "Роснефти", Дворкович ответил: "Я не видел. Но ни моя позиция, ни позиция руководства страны на эту тему, насколько я знаю, не менялась".
Между тем, предложения Роснефти о разделении Газпрома на газотранспортную и газодобывающую компанию всего лишь повторяют положения доклада Института Национальной Стратегии десятилетней давности. Редакция АПН полагает, что вопрос о разделении Газпрома, хотя и находился всё это время в повестке дня, но был, скорее, политическим, чем экономическим и оказался замкнут на первое лицо нашего государства. Однако, в условиях нового формата энергоконфликта с Европой, к обсуждению этой темы можно и нужно вернуться. Передача ЕСГ под прямой контроль государства (допустим в виде компании "Трансгаз"), могла бы, как минимум, вывести поставки газа Газпромом из под действия европейского "третьего энергопакета".
Эксперты ИНС неоднократно выступали с критикой текущего формата построения Россией своей энергополитики, в частности, указывая на её уязвимость, в том виде, в котором она проводится, перед Западом.
Представляется, что искусственно обустроенная монополия - не лучший метод участия в конфликте, в котором Евросоюз, прикрываясь демагогическими конструкциями про обеспечение конкуренции, пытается "отжать" маржу от нефтегазовой отрасли на свой рынок.
Между тем, России ничто не мешает провести переустройство этого бизнеса с позиций развития его рыночности и, в то же время, более надёжно обеспечить перенос маржи от добычи нефти и газа на российскую территорию.
Одним из возможных ходов в этой игре могла бы стать организация торговли квотами на прокачку газа (или нефти) по экспортным трубопроводам как биржевым продуктом. Учитывая, что данная услуга носит не виртуальный, а реальный характер, создание необеспеченных реальными мощностями биржевых деривативов можно было бы и исключить, но, в то же время, все ценовые риски по вопросам стоимости газа в точке его сдачи оказались бы перенаправленными на покупателей.
Это не единственный возможный вариант развития событий, можно было бы и просто создать аналогичную по функционалу Транснефти компанию Трансгаз, но, на 2015 год, достаточно очевидно, что Газпром, не занимающий 100% российской газодобычи - неправильный претендент на то, чтобы занимать 100% российского экспортного трансфера газа.