"Торос" на защите Арктики

На военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке взорам публики предстала боевая машина с необычной бело-черно-зеленой камуфляжной окраской. Это был только что рассекреченный "Торос" - боевая машина огневой поддержки и сопровождения, созданная для комплектования арктических бригад Российской армии. Сами арктические бригады стали формироваться сравнительно недавно, и вот уже для них разработали и изготовили специальную боевую машину, которая, скорее всего, станет основным типом боевых машин в условиях Арктики.

Люди, знакомые с боевой техникой, сразу узнали прототип "Тороса" - многоцелевой легкобронированный транспортер МТ-ЛБ, принятый на вооружение Советской Армии в 1964 году, изрядно послуживший и повоевавший в разных вооруженных конфликтах. Машина, доведенная до совершенства, простая и неприхотливая, ранее производилась в Харькове, но теперь МТ-ЛБ и его арктическая модификация "Торос" производится на ОАО "Муромтепловоз". Помимо чисто военной службы, МТ-ЛБ широко использовался в гражданском секторе, в особенности на освоении Арктики, где была большая нужда в вездеходах. Транспортер показал себя с самой лучшей стороны, имея болотоходные гусеницы и плавучесть, что позволяло ему пересекать бескрайние западносибирские болота, многочисленные реки, ручьи, озера. Так что это хорошая машина, проверенная самой суровой практикой.

"Торос" вооружен значительно лучше своего прототипа. Если на МТ-ЛБ устанавливался пулемет Калашникова, то "Торос" имеет боевое отделение, включающее 30-мм пушку 2А42, 30-мм гранатомет АГ-17 и 7,62-мм пулемет ПКТМ. Это вооружение позволяет ему успешно поражать легкобронированные цели и живую силу противника. В принципе, и предшественник "Тороса", хотя и был вооружен одним пулеметом, во время войны в Афганистане показал неплохие боевые возможности в прикрытии пехоты и орудийных расчетов, а у "Тороса" огневая мощь заметно выше и находится на уровне БТР-90. Возможности пушки 2А42 позволяют новой боевой машины решать широкий спектр задач, как наступательного, так и оборонительного характера. В Арктике, где появление на поле боя тяжелой бронетехники противника маловероятно, "Торос" дает арктическим бригадам резкое огневое превосходство. Например, воздушный десант противника, или его аэромобильная группа при столкновении с подразделениями арктической бригады, вооруженными "Торосами", имеет весьма мало шансов уцелеть. Два-три "Тороса", высаженные на арктический остров, делают его практически неприступным для десанта с воздуха или с воды, поскольку "Торос" может подбить вражеский вертолет или потопить судно: катер, судно на воздушной подушке.

У "Тороса" есть также бульдозерный отвал, взятый с инженерной модификации МТ-ЛБ, с помощью которого можно пробить дорогу в глубоком снеге, окопаться, а также, к примеру, подготовить площадку для посадки вертолета или расчистить полевой аэродром для принятия самолета. Все это в условиях Арктики имеет очень большое значение.

Тем не менее, можно предложить некоторые дополнения и улучшения этой замечательной машины.

Во-первых, в составе арктических бригад должны быть топливозаправщики, созданные на основе того же самого "Тороса". Опыт эксплуатации гусеничных вездеходов в Арктике показал, что нехватка горючего может стать для них фатальной. Много таких вездеходов, совершенно исправных, было брошено посреди тундры или тайги из-за того, что у них закончилось горючее. В арктических регионах "Торосам" придется действовать вдалеке от баз снабжения, с которых можно заправиться. Задачи обороны и вообще боевых действий в Арктике часто будут включать в себя дальние марши на пределе запаса хода, и тут вопрос снабжения горючим будет стоять ребром. Конечно, можно создавать промежуточные склады, доставлять горючее вертолетами и самолетами, сбрасывать его с воздуха, если возникла такая необходимость. Однако, далеко не всегда эти методы помогают, и далеко не всегда их можно предусмотреть. Специализированный топливозаправщик может решить эту проблему, поскольку он будет и сам обладать большим запасом хода, и может доставить горючее тем подразделениям, которые оказались вдалеке от баз и за пределом радиуса вертолетов. К тому же, топливозаправщики, включенные в состав колонны, резко повышают мобильность всей моторизованной арктической группы. Тем более, что не надо ничего придумывать, такой топливозаправщик уже есть - ТГМ-126 с емкостью в 4,5 кубометра, оборудованный заправочным модулем. Нужно лишь сделать его военную модификацию с легким оборонительным вооружением и дополнительным бронированием емкости.

Во-вторых, наиболее вероятным противником "Торосов" в условиях Арктики будут, скорее всего, вертолеты. Пушка 2А42 позволяет поражать и воздушные цели на удалении 2-2,5 км, и это большое преимущество новой боевой машины. Однако, было бы целесообразным установить на боевом модуле радар для обнаружения воздушных целей и прицеливания в условиях ограниченной видимости (туман или снегопад), дабы противник не смог воспользоваться изменчивой арктической погодой и не смог, скажем, высадить десант под прикрытием снежного заряда. Радар, к тому же, будет весьма полезен для обнаружения и других целей: техники, судов, живой силы противника. Это может стать решающим преимуществом и позволит "Торосу" атаковать противника в условиях крайне низкой видимости, например, в сильную пургу, при сильной поземке, или полярной ночью. В приморских арктических районах сочетание полярной ночи с пургой - далеко не редкое явление, которое, вне всякого сомнения, будет оказывать большое влияние на боевые действия. Быть зрячим в таких условиях чрезвычайно важно. В дополнение к этому радар пригодится и для других целей, например, в поисковых и спасательных операциях, когда исключительно важно быстро найти, скажем, подбитый вертолет, чтобы спасти его экипаж. Радар также может помочь в вождении "Тороса" в условиях плохой видимости и полярной ночью. В общем, радар на "Торосе" - вещь остро необходимая.

Из приборов также можно предложить оснастить машины устройством для замера толщины льда (например, прибор "Пикор-Лед" или его аналоги). "Торосам" в арктических районах часто придется выходить на лед рек, озер или моря, и тут измерение толщины льда становится делом первостепенной важности, поскольку потребуется быстро решить, безопасно ли движение по ледовому покрову, и разведать надежный маршрут.

В-третьих, вооружение "Тороса" можно дополнить пусковыми установками для выстрела ПТУР и ПТУРС, а также пусковыми установками для выстрела гранатами к РПГ-7: кумулятивными, термобарическими или осколочными; возможно также РПО "Шмель". Эти пусковые установки существенно повысят огневую мощь "Тороса" и позволят ему поражать древо-земляные брустверы, древесные завалы, дзоты, пакгаузы и прочие разновидности полевых укреплений, которые могут применяться в Арктике при в приарктических районах. Опыт Финской войны и боев на Кольском полуострове во время Великой Отечественной войны показывает, что этими простыми в сооружении полевыми укреплениями пренебрегать не стоит, они могут стать крайне серьезной проблемой для арктических бригад, в особенности если речь идет о районах со скалистой местностью, таких как Карелия или Кольский полуостров. Применение термобарических гранат может решить эту проблему. Но если и этого окажется недостаточно, то в линейке модификаций МТ-ЛБ есть варианты с установкой 82-мм или 120-мм миномета. Это позволяет создать на базе "Тороса" боевую машину артиллерийской поддержки. Хотя пока такой необходимости вроде бы не предвидится, но лучше все же иметь заготовку и на этот случай.

Вообще, выбор МТ-ЛБ в качестве базы для "Тороса" исключительно удачен, поскольку обширный список модификаций этого транспортера, приспособленных для решения самых разных задач, позволяет в самые короткие сроки оснастить арктические войска России необходимым комплектом боевой и инженерной техники. Оснащенные подобными боевыми машинами арктические бригады России становятся очень серьезным и опасным противником для всякого, кто пожелает устроить силовой передел Арктики.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram