Если бы духовный отец русинского народа Александр Васильевич Духнович очутился в сегодняшнем Закарпатье, то он не только бы был записан в ЗАГСе неизвестным ему именем Олэксандр, но и скорее всего, закончил бы карьеру будителя на судебной скамье и в тюремной камере – как сепаратист. Получил бы он на вильной Украине даже не от 3 до 5, а был бы наказан лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, ибо совершал свои действия повторно и по предварительному сговору группой лиц.
Повезло, в том смысле, что они не дожили до торжества демократии, и другим подкарпатским русофилам и русинским идеологам - Александру Павловичу, братьям Добрянским, Ивану Раковскому, а также Е.Фенцику, Л.Чопею, Ф.Злоцкому, Н.Гомичкову. Евмений Сабов, которого в 1930-м не удалось застрелить Танчинцу, юному украинскому террористу с горящими глазами, был бы наверняка прикончен на месте куда лучше вооруженным и куда более решительным бойцом «Правого сектора».
Впрочем, и в жизни русинских интеллигентов, и в целой национальной истории пробуждающейся Подкарпатской Руси ХIX – XХ-го веков было немало случаев и системных процессов преследования русин за русофильство и за органически связанное с ним русинофильство. Инициаторами таких гонений были на переломе столетий строящие свое национальное государство мадьяры – народ завзятый и решительный.
Потом - более мягкие и демократичные на вид чехословаки, которые не мытьем так катаньем обещанную автономию русинам так и не устроили, но направили на Подкарпатскую Русь русских эмигрантов – для уравновешивания украинского влияния. Короткий период прогитлеровского «протектората» под вывеской автономной Подкарпатской Руси и однодневки по имени Карпатская Украина обернулся для русин концлагерем ДУМЕН. Карпатская Сичь из перебежавших из Польши галичан и примкнувшим к ним подкарпатских русин (!) с новой, украинской ориентацией делала устрашающие набеги на несогласных с их идеями. Правда, с вооружением было не ахти – только каждый 4й имел что-то типа винтовки. Ну, а уж гранатометов и пулеметов, как во время недавних разборок в Мукачеве, тогда сичевики еще не могли себе позволить. Интересно, что во время 2-й Мировой войны вернувшиеся на Карпатскую территорию мадьяры особо в русинском и русском вопросах не свирепствовали… Они были заняты, в основном, войной и отправкой в концлагеря 104 177 евреев. Но и об отказах от мобилизации или о перекрытии населением дорог тоже речь не шла. Расстреляли «всего» 33х молодых русин-антифашистов. Потом пришла советская власть, русины исчезли и 45 лет работали, пели, танцевали, писали картины и книги на украинском языке с закарпатским акцентом. Новая демократическая Украина акцент признала, а вот национальность «Русин» - нет! Не признает она ни русский, ни русинский язык, ни право учиться детям на языке родителей. Это право было здесь введено королевой Марией Терезией в 1777г. (!) и, по крайней мере частично, до сих пор признается на территориях бывшей Австро-Венгерской монархии – Венгрии, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши.
Во все времена борьбы многочисленных государств и их подобий с русофилами и русинофилами на Подкарпатской Руси в первых боевых рядах стояли свои – да, да, русины! Коллаборация дело вынужденное, но чаще всего оно становится и выгодным делом. Красивое словечко «мадьярон» навсегда вошло в подкарпатский лексикон. Страстным мадьяроном был молодой русинский священник А.Волошин. Политиком, президентом и свидомым украинцем он стал уже позднее. Когда это стало выгодным, под гитлеровцами. Советскими украинцами дружно стали все коммунисты и сочувствующие - русины, венгры, словаки, бывшие граждане Чехословакии и Венгрии, мечтавшие в силу своих личностных качеств, характеров получить и потом получившие власть в послевоенном Закарпатье. Именно они в повседневной жизни изымали из обращения слово и национальность «Русин». Виноватым во всем был, конечно, Сталин... И еще Риббентроп и Молотов... О господах с труднопроизносимыми фамилиями Чемберлен и Даладье как-то вспоминать не принято.
Что спровоцировало новую вспышку русофобии на Подкарпатской Руси? Попробуем выделить основные ее составляющие.
Главной, конечно, является общеукраинская. Умелая пропагандистская сетевая и масс-медиальная работа сначала, в годы идеологической обработки, - американских специалистов, а потом, в спрессованные майданные времена, - уже и множества своих блоггеров, троллей и т.п. – развернула против русских и России не только украинцев, но и молодых закарпатцев. Не поворачивается язык сказать «молодых русин». Молодежь, не изучающая свою историю и свой язык, не имеющая организованную возможность их изучать, так как учится, в основном, в галицких вузах, в смутные времена принимает веру и стиль окружающего «харизматического» большинства – «кто не скачет, тот моцкаль!», «вата», «одесские шашлычки», «крутая» матерщина – New Ukrainian Style. Тем более, что новая украинская «демократия» умудрилась отрезать, точнее, рассчетливо отрезала от украинской, в т.ч. русинской молодежи, классическую, основательную русскую культуру и историю. Список запрещенных русских и советских произведений и личностей скоро можно будет издавать сборником. Старый киевский друг говорит: «Еду на дачу смотреть русское ТВ...» Молодежь на дачу не ездит. Я вообще не принимаю самодовольной точки зрения о победе русской пропаганды и плачей утонченных европейцев о проигрыше русским гибридным и диванным войскам. Это больше похоже на элементарное выбивание прозападными пропагандистскими структурами новых грантов. Особо хорошо это видно в Европе, когда процесс синхронизируется с календарем планов работы различных неправительственных централей, с заседанием некоторых комиссий ЕС или с заявлениями нового «нового русского» М.Ходорковского по НКО «Открытая Россия» в Праге. В сетях это выглядит особенно наглядно и убедительно. Например, в Чехии форумные группы, поддерживающие русскую политику и, кстати, Президента Земана, насчитывают тысячи членов. В то время, как антирусские группы и СМИ, группы противников М.Земана имеют членов на порядок (!) больше. Аналогично, например, на «Одноклассниках», группы агрессивных свидомитов в разы, в десятки раз (!) превышают по количеству группы «нормальных» посетителей. Сейчас и здесь не место говорить о технологиях и ценах увеличения влияния на Фейсбуке и т.д. Но приходится еще раз обратить внимание, что в виртуальном пространстве и в СМИ Украины и Подкарпатской Руси сегодня на молодежь валят и валят мощные русофобские информационные волны.
Дикая бойня, устроенная киевской хунтой на Донбассе также принесла свои плоды. Отправка туда необстрелянных мальчишек, бесконечные «котлы», установка «пролить как можно больше крови», в том числе, если не главным образом, крови своих (!), чтобы «рассорить народы на века», последующие торжественные похороны «героев» и другая, известная по гитлеровской Германии, но больше по кино и ТВ «вампирская», «трупная» символика - также является общеукраинской составляющей русинской русофобии. Не сумасшедшие живут среди нас, но мы живем среди сумасшедших!
Русофобия, без сомнения, какая-то заразная душевная болезнь. Как и юдофобия. Даже не врачу при внимательном наблюдении за пациентами это бросается в глаза. Но оставим эту часть исследований специалистам других отраслей. Рассмотрим следующие статьи расходов и поражений в борьбе с русофобией. А именно тех, которые являются специфически русинскими.
Русины обижены на русских. Русины обижены, что русские, - не украинцы, не грузины, не казахи, не татары, не другие народности Советского Союза, вместе победившие фашизм, которые когда-то взяли русин у чехословаков, не Эдвард Бенеш, выменявший их у Сталина в обмен на поддержку депортации судетских немцев, не чех З.Фирлингер, подписавший документ о сдаче русин - а ведь мог и не подписать, - но все тот же повинный во всем русский В.Молотов, - в общем, русские, в течении последних 25 лет не помогали русинскому освободительному движению освободится от «вильной Украины»! Не приезжали, как г-жа В.Нуланд, раздавать печеньки на местечковых праздненствах, не организовывали и не финансировали многочисленные русинские НКО. Причем финансировать было нужно наличными, чтобы русинам не нужно было бы отчитываться о затратах в украинских финансовых и других органах, да и перед самими спонсорами. Смог же американец и канадец Пол Р. Магочи устроить Мировой русинский конгресс и почти 20 лет водить за ручки лидеров всех восточноевропейских русинских организаций, оплачивать песни и танцы, издавать книги русинских поэтов и историков! Вот его и добрую Америку русины любят! Точнее любили пока он платил... Конечно, самым разочаровывающим для русин фактом является полное отсутствие в Закарпатье зеленых человечков. Которые в силу своего решительного количественного и качественного превосходства помогли бы русинам изгнать с Подкарпатской Руси всяких бандеровцев, галичан, олигархов. И установить справедливость, в общем, рай на Срибной земле. Причем бескровно! Ну, как в Крыму, есть же прецедент.. Этот иронический пассаж обиженные и русофобствующие русины, а также замешанные в деле русские могут на свой счет не принимать. Но в анализах учесть, что вот такие сказочные майданные мотивы парят в эфире не только в Киеве, но и в Ужгороде и -увы- являются одним из источников антирусских настроений.
В развитие русинской русофобии внесли свой посильный вклад и русинские лидеры. Мы остановимся здесь на так называемых «прорусских» личностях, которые своими действиями как раз и могли на ситуацию повлиять. Парадоксальная реальность.
Петр Гецко, несколько лет просидевший в различных схронах и на конспиративных квартирах в Закарпатье и оттуда руководивший процессами автономизации, освобождения и развития Подкарпатской Руси, наконец-то перебрался в Россию. Я лично этому очень рад. Он смелый, бескорыстный, работящий человек, искренне желающий счастья своей Отцюзнине. В Ужгороде его бы убили. Отморозков на Украине предостаточно. К тому же П. Гецко уже давно был на Закарпатье оторван от реальной политики и, тем более, от бизнеса. Давно не работал в серьезной депутатской среде, с влиятельными чиновниками, с «руководителями» ОПГ, с миллионерами и с их деньгами. Он парил в виртуальном мире. Увы, он в нем и остался. И в Москве он не стал значимым политиком. Более того, теперь он уже не может высказывать свое подлинное мнение, как это было в его подпольную бытность – кто платит, тот и заказывает музыку.
А платят ему конкретные московские круги, ведущие свои игры. Когда в период военного конфликта дезинформацией в СМИ занимается беспринципный представитель желтой прессы или профессиональный боец информационного фронта – это и нормально, и понятно. Но П. Гецко задекларировал себя «Премьер-министром Подкарпатской Руси», непризнанной, но! Этим он взял на себя некоторые обязательства перед русинским сообществом и задал для себя определенную планку. «Премьер», раздающий совершенно несбыточные обещания, занимающийся лишь «вбросом инфы» и по-детски радующийся неуклюжей реакции на свою интригу местечкового закарпатского СБУ... В результате, например, в Праге у меня симпатизирующие русинам и русским чехи спрашивают: «Ну, как Вам последняя новость от пана Гецко, опять врет!?» В разношерстных русинских кругах опусы «Премьера» вызывают раздражение у патриотов и играют на руку русофобам. Эти опусы, увы, дословно вписываются в известную байку о пастушке, который звал на помощь крестьян регулярными криками ««Волки! Волки! Помогите!» И когда волки начали резать овец, никто на крики уже не реагировал. Кураторы П. Гецко и удалые российские политологи очень смутно представляют, что же происходит в далеком русинском анклаве и уж тем более в русинском зарубежье. Им некогда заниматься анализом ситуации и выстраивать параллельные и дублирующие связи, которые, как известно, только и придают системам устойчивость и надежность. «У вас вопрос по Закарпатью? Это к Гецко» И вот уже поет П. Гецко следующую сладкую песню о том, как положительно стрельба правосеков в Мукачеве скажется на автономизации Подкарпатской Руси. Он может представить вам и «опрос общественного мнения». В полном соответствии с практикой У. Черчилля, который верил только тем опросам, которые сам подделал. В группе «Республика Подкарпатская Русь», которую П. Гецко ведет на Одноклассниках, 36 000 участников. К ее созданию и я приложил руку - мне всегда хотелось работать на совершенно независимую страну. Но независимость – это дело относительное. Еще недавно в группе было более 38 000. Однако, некоторые из виртуальных русин позволили себе мнение иметь! Этого «Премьер» допустить уже не может, должность не позволяет. Несогласные с его «правильной» точкой зрения банятся и удаляются. Так оно спокойнее и в виртуальной республике. Которая, как любое государственное образование, немедленно вводит... цензуру. Опросы на геополитические темы, которые регулярно размещает П.Гецко, - это очередной фарс. Народ при этом, естественно, чувствует фальшь, исходящую от «прорусского» лидера, и переносит это чувство на «этих» россиян. Рассмотрим, например, оригинальный вопрос, сочиненный П. Гецко и аналитические результаты ответа на него:
««100% опрошенных закарпатцев согласны, что дружеские отношения Балоги с главой украинских террористов-правосеков Ярошем, делают Балогу пособником террористов и терроризма в Закарпатье».
«Премьер» деликатно умалчивает, что статистическая выборка исследования – 18 человек из 36 000 членов группы или из 1 250 000 закарпатцев! Среди проголосовавших несколько аватаров может принадлежать и самому политологу. Каюсь, но и я иногда кликаю на кнопочки подобных протоколов... чтобы доставить удовольствие знакомому автору. У.Черчилль нервно курит сигару в коридоре. А московское начальство и многие российские СМИ деятельностью П. Гецко вполне удовлетворены – с оценками ситуации на Подкарпатской Руси он не подведет. Если вам нужно более основательный результат, то итоги «голосования» будут дополнительно рассмотрены и утверждены на заседании Президии Сетевого Русинского Движения (СРД)! Эта организация очень напоминает Академии, во множестве рождавшиеся в веселые 90е годы и плодившие Академиков. Скорее всего, СРД существует только в фантазиях Председателя.
Неуклюжие и ошибочные действия человека, претендующего на роль лидера, имеют долговременные последствия. Свежий пример – «прорусский» Янукович. Трудно найти человека, который бы существеннее приспел к созданию отрицательного образа России на Украине. На миниатюрной Подкарпатской Руси подобные поиски куда проще... Пару лет назад я написал большую статью «Профанация» - о русинских проблемах и лидерах. И не опубликовал ее. Потому что начинался Майдан со всеми его ужасами и нетерпимостью к инакомыслящим. Давать повод «скакунам», «свободам» и единственно «правым» наехать на сторонников автономии Закарпатья было бы неприлично. Тем более, что они были украинскими властями и нацистами как бы сбиты с ног - лежачего не бьют. Но вот утихла страшная война на Юго-Востоке, и на Закарпатье опять стало возможным осторожно напоминать киевской хунте и мировой общественности о судьбе русин. Образовалось свободное время и у некоторых московских организаций и деятелей и они стали вспоминать: «Кто там у нас на Украине главный по русинам? Не вернуть ли его в дело?» Вот от этой возможности возвращения на сцену русинского Януковича мне делается не по себе, и я обязан свое мнение о нем высказать.
«Духовный лидер» подкарпатских русин, как он скромно себя называет, отец Димитрий Сидор всегда ассоциируется у меня с бессмертным отцом Федором из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Предпринимательский зуд вовлек его в бурных 90-х в сферу торговли подакцизным товаром типа водки и сигарет и соответствующих освобождений от налогов для богоугодных заведений. Кого только из местечковых братков и дельцов вы бы тогда ни встретили в строящихся церковных покоях. Возможно, они там каялись и получали отпущение грехов. Ну, и жертвовали что-то на разные добрые дела, например, на скромный «Мерс» для помпезного перемещения батюшки по Ужгороду. Оплаченная индульгенции – это католическая традиция. Противник этой практики Ян Гус был сожжен в Констанце. Я как рядовой православный грешник не хотел бы быть отлученным от РПЦ МП за сомнения в корректности имеющейся практики. Тем более, что отец Димитрий ударился со временем в удовлетворение других своих потребностей или грешков. Увы, батюшка болезненно тщеславен. Это главная, если не единственная причина его гиперактивности на русинской ниве. В боевых для русин «0»х годах он, если не был упомянут пару дней в СМИ, то впадал в тяжкое уныние – абстинентный сидром славы. Не поддается исчислению количество носимых им титулов, званий, должностей и членств. Вершиной его деятельности должно бы стать прославление в лике святых. На русинской земле уже есть такой прецедент: преподобный Алексий - Александр Кабалюк, православный священник и общественный деятель удостоился этой чести в 2001 г. Но до того, в 1913 г. он по своей воле вернулся из-за границы на судебный процессе против православных крестьян-русин, обвинённых в государственной измене и сам сдался суду. Через два месяца в Мараморош-Сиготском процессе пострадали за веру 93 человека. Самое суровое наказание – 4 года и 6 месяцев тюремного заключения получил о.Алексий. И отсидел от звонка до звонка.. При этом двое подозреваемых были доведены во время допросов до сумасшествия. Трагедия повторилась в виде фарса: в 2008 г. СБУ затеяло против русин дело о посягательстве на территориальную целостность Украины. В результате процесса, продлившегося на этот раз в 20 раз дольше, в 2012м суд признал о. Димитрия виновным в посягательстве и приговорил к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. В сонном Ужгороде и обвиняемый, и публика ходили на процесс как на спектакль. Батюшка выступал с речами, ездил заграницу и победно возвращался на тоталитарную Украину. Это были счастливые времена – почти 4 года пиара за государственный счет. Фарс, затеянный СБУ, главный обвиняемый поддержал. Не хотелось бы разбирать целесообразность избрания особой тактики защиты с историко-героической точки зрения, но оказалось, что благостный о. Димитрий вообще не имел отношения ни к организации крамольного II Европейского конгресса подкарпатских русинов, ни к подготовке преступного «Меморандума» о воссоздании русинской государственности, который он имел неосторожность только зачитать. Он чист перед украинским правосудием. Виноваты во всем коммунисты М. И. Шарга и М.П.Макара.
Которые, кстати, и являются единственными, причем несправедливо забытыми жертвами Ужгородского процесса. Вот цитаты из показаний о.Димитрия:
- «еще во время предварительного следствия Шарга М.И. мне рассказывал о следующем. Почти каждый день его вызывали в СБУ, где каждый раз 3-4 работника предлагали ему дать показания против меня в том плане, что якобы именно я написал проект «Меморандума», и именно я организовал и провел второй Единый конгресс подкарпатских русин (ЕКПР). Он не поддавался на эти подлые эсбэушные провокационные предложения и говорил мне, что по этой причине не может даже спать и очень переживает за то, чтобы те.., "придурки" не отомстили ему или его детям... сердце Шарга М.И не выдержало подлости СБУ, он и умер, в угрожающих для его здоровья переживаниях, еще во время досудебного расследования уголовного дела № 499»
- «Заместителем председателя правления «Сойма» был Михаил Шарга, который до самой смерти работал председателем правления Закарпатского областного общества «Знание», был капитаном СБУ в отставке... окончил Ужгородский университет и высшую партийную школу, работал вторым секретарем Иршавского райкома КПСС по идеологии. Поэтому только невежда, или сознательный преступник, может себе пофантазировать, что, являясь основным разработчиком и идеологом проекта «Меморандума»(!), Шарга М.И. этим имел целью отделить Закарпатье от Украины... В материалах следствия есть и письмо в СБУ, где доказано, что Шарга М.И. и Буряк Н.И. разработали проект Конституции Закарпатья...»
-«Основателем «Сойма» есть и русинское научно-образовательное общество, которое возглавлял к.и.н., профессор Николай Макара, уважаемый делегат конгресса, который был когда-то комсоргом Ужгородского университета, а затем преподавателем и доцентом. Перед распадом СССР он возглавлял идеологический отдел Закарпатского обкома КПСС. При организации и проведении 2-го ЕКПР Макара Н.П. был профессором и доцентом Закарпатского государственного университета, был активным делегатом 2-го ЕКПР. Поэтому тоже проходит свидетелем по уголовному делу. Но во время досудебного следствия в СБУ он также скончался в схожей с Шаргой ситуации... Поэтому в суде, в присутствии прокурора, было считано его протокол допроса и его показания, которые сводятся к следующему: «На 2-м ЕКПР речь шла исключительно о реализации референдума об автономии Закарпатья в составе Украины». Кстати, покойный Макара Н.П. также мне сказал, что в СБУ ему намекнули, что из-за участия во 2-м ЕКПР может потерять работу. А у него больной сын, на лечение которого нужно большие деньги, поэтому увольнения будет для него катастрофой. Видимо от этих переживаний и умер по этой причине, что и Шарга».
Подобные подробности дела в свое время шокировали русинскую общественность и необычайно беспокоят батюшку. Настолько, что из некоторых публикаций о процессе в интернете исчезают целые абзацы о, как оказалось, подлинных героях и идеологах русинского освобождения. О. Димитрию очень не хочется делиться с ними всероссийской славой лидера и пострадавшего. С другой стороны, ему не хочется за что-то отвечать по всей строгости гибкого украинского закона. Кто-то из историков и священнослужителей может себе представить, чтобы преподобный о. Алексий так бы переводил стрелки на других обвиняемых или свидетелей в 1913 г.? Чувствуете разницу в уровне и напряженности двух процессов над русинами? Сбудется ли мечта о. Димитрия о его прославлении? Это решать РПЦ МП, и не сегодня. А вот продолжить ли спектакль с «духовным лидером», который своими действиями провоцирует рост русофобии на Подкарпатской Руси, - это в руках находящихся рядом с нами русских политиков и русинских активистов.
Свой вклад в русофобию традиционно вносит международное русинское движение. Количественно оно невелико. Однако, геополитическая составляюшая – США, Канада, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Россия – делают его очень интересным и влиятельным. О нём – особый и отдельный разговор.
А. В. Гегальчий,
Попечитель МФ Русская Премия, публицист, Прага (Чехия).