Хотелось бы, чтобы в будущем я и люди вокруг меня были здоровы, чтобы моя и их жизнь была приятной, чтобы я и они могли контролировать происходящее с нами, чтобы мы сохраняли наше достоинство, чтобы нас не порабощали различные болезненные зависимости, чтобы мы могли больше узнавать, чтобы между нами царило согласие, чтобы семьи наши процветали, чтобы мы могли реализовать себя в помощи друг другу.
В этом простом и очевидном пожелании перечислены 9 высших ценностей, каждая из которых открывает целый пласт человеческой жизни. Пренебрежение любой из них неизбежно ведёт нас к несчастью. Тот увлёкся работой и забросил семью. Этот думал только о Боге и забросил быт, отданный в его власть. Третий гнался за удовольствиями и погубил здоровье. Четвёртый бился за симпатии окружающих и впал во множество болезненных зависимостей. И т.д.
Заботиться одновременно обо всех этих сферах индивиду тяжело, окружающий мир всё время давит на него, вынуждая разнообразные перекосы. Чтобы облегчить это бремя, должны существовать общественные институты, в которых все возможные противоречия между высшими ценностями преодолены и которые следуют сразу всем необходимым ограничениям.
Самый наглядный пример – общественное питание. Тому, кто много работает, питаться надо быстро, сытно и дёшево. Из-за этого ему зачастую приходится жертвовать удовольствием и здоровьем, то есть потреблять нечто не очень приятное, по крайней мере эстетически, и вредное. Что уж говорить, если он хочет при этом не причинять вреда живым существам и т.п. Только в последнее время в больших городах стали появляться заведения, блюда которых соответствуют всем искомым признакам: они и здоровые, и сытные, и вкусные, и эстетичные, и дешёвые, и быстро готовятся, а некоторые при этом также вегетарианские, постные, кошерные или халяльные.
Подобные институты мы назовём комплементарными, поскольку в них различные высшие ценности не противоречат друг другу, а друг друга дополняют, и такие институты как раз идут навстречу соответствующим устремлениям личности.
Помимо еды комплементаризм должен распространиться и на другие товары, услуги, виды помощи. Так чтобы можно было создавать комплементарные магазины, где потребитель, для которого неприемлемы те или иные материалы, способы изготовления или последствия эксплуатации, мог приобрести всё что угодно, от купальников до автомобилей.
То же касается и здравоохранения. Комплементарная клиника – это клиника, где лечение есть одновременно что-то ещё, например развлечение, религиозный обряд, спорт, обучение и т.д. Если врачебные процедуры наполняются ещё каким-то смыслом, он может в какой-то мере подсластить смысл собственно медицинский, зачастую довольно тягостный. Само собой, такая комплементарная медицина должна быть по возможности безболезненной, не унижать, не порождать зависимостей от лекарств или процедур, не ограничивать репродуктивную или работоспособность пациентов и т.д.
Чтобы товары и услуги соответствовали всем ценностям, комплементаризм должен распространяться и на корпоративный мир. Орудием такого распространения может стать комплементарный индекс корпораций. Все они должны постоянно оцениваться в 9 измерениях государственными или частными агентствами.
Измерение здоровья включает в себя экологический след, а также уровень заболеваемости потребителей и сотрудников.
Измерение удовольствия включает в себя субъективную удовлетворённость потребителей и сотрудников, а также общественное восприятие образов корпорации (рекламы, дизайна и т.п.).
Измерение свободы от зависимостей включает в себя клинические показатели зависимости, возникающие в связи с потреблением продуктов корпорации, не только если это видеоигры или шоколадные батончики, но и если это финансовые или нефтепродукты.
Измерение достоинства включает в себя показатели авторитаризма в управлении и культа лидеров, будь то лидеры самой корпорации или чего-то ещё.
Измерение благоденствия рода включает в себя динамику браков и разводов, а также уровень рождаемости среди потребителей и сотрудников.
Измерение отвлечённого познания включает в себя степень прозрачности, уровень образования среди потребителей и сотрудников, вложения корпорации в просветительские программы, а также правдивость корпоративных коммуникаций, включая рекламные.
Измерение самореализации (деятельной любви) включает в себя динамику рабочих мест и увольнений, как внутри корпорации, так и вокруг неё, а также уровень заработной платы.
Измерение социальной гармонии включает себя динамику конфликтов и скандалов, так или иначе связанных с корпорацией.
Измерение контроля включает в себя прежде всего соотношение финансовой динамики корпорации и муниципальных властей, на чьей земле она действует.
Сферой, где просто необходимы образцы применения всех возможных ограничений, являются, конечно же, деньги. Должны существовать комплементарные банки, которые подчиняются не только общим правилам осуществления всех высших ценностей, но и некоторым специальным.
Комплементарный банк принадлежит всем, он народный. Когда кто-то что-то одалживает этому банку, он становится собственником банка в объёме своих одолжений. Когда кто-то что-то одалживает у банка, это значит, банк делится с ним своей собственностью. Собственность обременяет, т.е. все несут риски вместе с банком и банк несёт риски вместе со всеми: с теми, кто взял у него деньги, и с теми, кто их ему дал. Разумеется, во всех случаях действуют надежда на прирост собственности и соответствующие обязательства.
Подобные принципы так или иначе реализуются в кассах взаимопомощи, кредитных союзах и т.п. В комплементарном банке они должны быть осуществлены в полном объёме.
Комплементарный банк не даёт деньги в рост. Ростовщичество запрещено в исламе, ограничено в иудаизме и католичестве, осуждается во многих других системах как чистый паразитизм и несправедливость. Поэтому, в частности, существуют исламский и католический банкинг (нынче заговорили уже и о православном), где кредитные отношения избегают процента и для каждого финансового инструмента находится неростовщический аналог. Комплементарный банк интегрирует все эти принципы и может свободно иметь дело с иудеями, мусульманами, католиками, православными и кем угодно.
Комплементарный банк практикует этическое, или социально ответственное, инвестирование. Сегодня взаимные фонды и другие подобные учреждения стараются, чтобы инвестиции не направлялись туда, где наносится вред экологии, где используется детский труд, где ставят опыты на живых существах, где производятся алкоголь, табак и другие вызывающие зависимость вещества, где организуются азартные игры, где производится оружие, где нарушаются права человека, в т.ч. трудовые. Вкладчик, а значит собственник, комплементарного банка может быть уверен, что его деньги не попадут ни в одну из сомнительных сфер.
Комплементарный банк может быть и государственным. Необходимо, чтобы и само государство было комплементарным. Действия любого чиновника или ведомства должны быть такими, чтобы они никак не угрожали жизни и здоровью граждан, не причиняли им боль, не сеяли хаос в отношениях между ними, не разрушали их семьи, не попирали их достоинство, не лишали их доступа к знаниям, не ограничивали их свободу распоряжаться своими ресурсами, не навязывали им болезненных зависимостей, не мешали им работать и самовыражаться. Напротив, они должны способствовать осуществлению в жизни людей всех этих ценностей, причём так, чтобы не было никаких противоречий и людям не пришлось жертвовать одним ради другого.
Сам отбор во власть должен осуществляться по критерию комплементарности. Комплементарный индекс применим не только к отдельным людям, товарам, услугам и корпорациям. Он применим также к политическим партиям, программам и к целым странам.
Продолжительность жизни, субъективная удовлетворённость жизнью, прирост населения за счёт рождаемости, распространённость различных зависимостей, уровень авторитаризма, уровень образования, уровень безработицы и предпринимательской активности, стабильность общественных институтов, ВВП на душу населения – всё это слагаемые комплементарной оценки деятельности правителей и обещаний претендентов.
Не только рейтинговые агентства, но и судебная система может пользоваться высшими ценностями в качестве соответствующих критериев, которые можно применять и в толковании законов (ведь все законы создаются именно ради этих ценностей), и непосредственно. По крайней мере в обществе должны существовать, пусть наряду с прежними, комплементарные суды, куда граждане могут обращаться, чтобы при разрешении споров учитывалось всё, что для них действительно важно.
Конечно, никакие суды или рейтинги не дадут 100% контроля над поведением властей. Хотя бы потому, что некому контролировать самих судей и оценщиков. В этом смысле последним рубежом являются личные убеждения властителей, их приверженность всем тем ценностям, которые важны для остальных граждан. Для формирования таких убеждений нужны комплементарные духовные училища, комплементарные храмы, комплементарное искусство и система комплементарного наставничества.
Цель комплементарного духовного училища – воспитание воспитателей. И если всякое воспитательное учреждение есть фабрика людей с качествами, какие сегодня необходимы производству, управлению, вооружённым силам, науке, то духовное училище – это фабрика фабрик. В комплементарном духовном училище мыслители и духовные лица разных конфессий и мировоззренческих традиций, в т.ч. атеисты и агностики, должны обучаться совместно: жить рядом друг с другом, изучать одни и те же предметы у одних и тех же преподавателей, воспитываться на основе общей для всех системы ценностей (упомянутые тут ценности есть в каждом мировоззрении, просто в них по-разному расставлены приоритеты, так что главной является какая-то одна: удовольствие главное в гедонизме, деятельная любовь главная в христианстве и т.п.). Верования и обряды друг друга они должны изучать, как свои собственные, примерять их на себя, искать их взаимную дополнительность (подобную той, что была установлена в Китае для конфуцианства, даосизма и буддизма) и способы устранения всех возможных противоречий.
Комплементарные храмовые комплексы – это сооружения, в которых так или иначе объединены молельни, часовни, залы для медитаций и проч. разных мировоззренческих систем. Разные отделения не должны смешиваться, но между ними должны быть переходы и вместе они должны составлять единый ансамбль. Можно представить, например, составленные друг с другом по кругу «уголки», в каждом из которых свой интерьер, но все они под одной крышей и все обращены в одну центральную точку. Эти комплексы призваны стать наглядным выражением идеи комплементарности, согласно которой все высшие ценности, а также сформировавшиеся вокруг каждой из них философии и религии, в конечном итоге не противоречат друг другу, но друг друга дополняют.
Помимо архитектуры, данную идею могут выражать и все прочие формы искусства. Это может быть и история, воспроизводящая одно и то же событие с разных точек зрения, в данном случае с точки зрения разных высших ценностей. Это может быть и политональная музыка, где каждая нота отождествлена с той или иной высшей ценностью и каждая выступает в качестве тоники.
Наконец, каждый человек нуждается в товарище, который помогал бы ему советом и следил за успехами в области здоровья, получения удовольствия от жизни, освобождения от зависимостей, соблюдения достоинства, в области образования, финансов, профессиональной, семейной и социальной жизни. Это значит, что каждый имел бы 9 друзей-наставников и сам мог бы быть другом-наставником 9 другим людям. Таким образом общество было бы пронизано комплементарными связями, и такая интеграция не оставила бы никого один на один со сложнейшими жизненными задачами.
Всё перечисленное легло бы в основу становления комплементарной цивилизации, где каждый имел бы максимально благоприятные условия, чтобы позаботиться о своём счастье.
Тихонравов Юрий Владимирович,
директор Центра изучения и развития межкультурных отношений