Да, тяжелые времена Земля переживает. Воистину, чем чаще и больше мы говорим о Мире, тем ближе мы приближаемся к Войне, или к той роковой черте, за которой она начинается.
Совершенно разнопорядковые и разнонаправленные конфликты на Ближнем и на Дальнем для нас Востоке, на Юге Европы, на Юго- Востоке Украины создают такую мозаику конфликтного Мира, что порою кажется – они часть одного цельного нераздельного конфликта, в котором живёт наша прекрасная планета и населяющее её человечество. И причина, тоже, кажется, одна - несправедливость. Несправедливость внутри исламского мира в Йемене, Сирии и Ираке, между двумя Кореями, между славянами в Украине, и между родоначальниками европейской цивилизации в Европейском Союзе.
Греция уверенно сказала «нет» требованиям кредиторов. В общей сложности под этим вердиктом подписались около 40% греков, обладающих избирательным правом. Говорят, что в новом тысячелетии никогда ни по одному вопросу столько граждан Греции не голосовало вообще и так консолидированно, в частности.
Это же, как надо насолить неспешному народу Греции, чтобы вызвать его на такую протестную активность? О причинах греческого кризиса написано не мало, повторяться не хотелось бы, тем более по горячим следам. Можно что то и не в попад сказать, ведь переговорный процесс продолжается и диспозиции противоборствующих сторон будут неизбежно меняться. Да, греческий долг составляет 324 млрд. евро и примерно равен двум объёмам ВВП. Скажете: эка невидаль, у американцев он, составляет на 8 января 2015 года 18.1 трлн. долларов США. Это , хоть и не на много выше ВВП (17 трлн), но это четверть всего внутреннего долга всех остальных стран вместе взятых. Однако согласитесь, Греция в отличие от США, не может напечатать дополнительные банкноты, и по странному стечению обстоятельств не может этот долг отнести к внутреннему долгу Евросоюза. А по сути это так. Если в пределах Еврозоны действует одна валюта, то почему здесь банковская система и регулятор допускают такие неконтролируемые превышения расходов бюджета над его доходной частью. Видимо это тоже кому то надо, чтобы у стран участниц были одинаковые обязанности и не было равных прав. И это проблема не только Греции. Она в силу греческой специфики первая, но за ней уже выстроились в ожидании своего приговора и Португалия, и Испания, и не исключено, член G7 Италия. Их долги, как и греческий, лишь часть общего европейского долгового кризиса.
Поэтому, хотелось бы порассуждать по крупному, заглянуть в анализе оценок поглубже, а в прогнозе развития - подальше, на более отдалённую временную перспективу. Само значение Греческого референдума того стоит. Ибо он выходит далеко за рамки обычной демократической процедуры. Если против народного волеизъявления выступает вся европейская демократия – значит тут, что то не так. Так просто родоначальники демократии и её современные продолжатели конфликтовать не будут. Конфликт интересов настолько сильный, что никаким общеевропейским покрывалом его не прикрыть. Греческое OXI (нет) не на пустом месте породили европейские ахи (сожаления и страхи). Затронуты сущностные противоречия не только между трудом и капиталом, но и между нацией, государством и капиталом. Греция ведь борется не с Евросоюзом, и даже не с немцами и французами. Народ Греции восстал против спекулятивного капитала, который в лице кредиторов, вначале обескровил экономику этой страны, посадив её на туристическую и продовольственную иглу, затем сделал эти отрасли не конкурентоспособными, с точки зрения бизнес проектов, и накинул удавку на государственный бюджет. Наконец взял на себя политические функции, ибо никак иначе не объяснить и спровоцированное банкротство Греции и вызываемые этим смены и конфликты политических элит.
Заметьте, пока ни один кредитор в Греции не пострадал. До последнего случая они исправно получали выплаты по процентам. Все последние 5 лет Греция брала кредиты, которые шли на погашение предыдущих кредитов и процентных ставок по ним.
Еврокомиссары и евротройка они, ведь, тоже руководствуются интересами кредиторов, а не интересами Евросоюза, нагибая греков. Интересы Евросоюза, надо полагать, состоят в том, чтобы гармонизировать интересы всех стран и народов, входящих в него. У ЕС не будет будущего, если Юг будет бедным, а Север - богатым. Всё это в условиях свободного передвижения людей, идей и капиталов приведет к мёртвым государствам - территориям. Отсюда либо все мигрируют, либо все вымрут, предварительно выместив свою ненависть на богатых, властях страны и Европы.
А вот мировому капиталу всё равно, что будет с греками, португальцами, хорватами, испанцами. Для него важна прибыль и он свои бинес - проекты выстраивает исключительно исходя из интересов прибыли. Именно в силу этого у греков экономика сжалась до размеров туризма и сельского хозяйства, и они оказались не конкурентными в морских транспортных перевозках и организации портового хозяйства. Видите ли, «ленивым грекам» нельзя доверить современные промышленные технологии. А одежду и обувь по соображениям себестоимости выгоднее производить где -нибудь в Африке или Азии, где самая дешёвая рабочая сила. Разве не по этим причинам безработица в Греции составляет 10%, а среди молодежи – каждый второй не имеет работы, а каждый третий не подготовлен к труду. Можно, конечно, всё это отнести к проблемам, порождённым характером греков? Можно. Только греки никак с этим не согласятся. Ибо на их глазах в их стране высокодоходные места занимаются приезжими, а им предлагается покинуть родные места в поисках подходящей работы, где - нибудь на севере Европы или за её пределами.
Вот почему , греки сказали «нет» мировой олигархии, спекулятивному банковскому капиталу, миру финансов, который всё более в управлении миром подменяет собой политику и демократию. Ну и , конечно, еврочиновникам, которые всё больше и чаще демонстрируют свою преданность интересам капитала в Европе, а не интересам народов, живущих в ней.
По сути дела, мы наблюдаем в Греции классовую войну, которую ведёт греческий народ с мировой олигархией. И это не только протест бедных против богатых. Это протест бедных государств и наций против богатых наций и государств. Если граждане одного континента, по разному смотрят на мир, на явления и процессы происходящие в нём, то это война ментальная и мировоззренческая.
Но это и историческая война. Когда современная европейская демократия отметает свою прародительницу -греческую демократию, то , поверьте от аналогий с ИГИЛом, разрушающим древние памятники начала современной цивилизации на землях Ирака и Сирии, никак не избавиться. И протест греков, - есть ничто иное, как OXI (нет) отношениям, сложившимся в Евросоюзе, как протест против испортившейся и исчерпавшей себя демократии.
Ослабляет ли греческий кризис Евросоюз? Без сомнения. Греки показывают всем странам европейского объединения, что в Союзе, созданном ими, подтачиваются базовые, опорные объединительные ценности. Различные уровни благосостояния не единственный и не главный среди них. Куда обиднее воспринимается внешнее управление, игнорирование национальных традиций, навязывание несвойственных культурных суррогатов и антикультурных неолиберальных псевдосвобод.
Политиков не может не тревожить тот факт, что Евросоюз оставляет всё меньше суверенитета, прав нациям и их элитам в управлении делами собственной страны, демонстрируя при этом собственную не самостоятельность по большинству вопросов современной экономической , социальной и политической жизни Европы. При более внимательном рассмотрении обнаруживается, что большинство решений Евркомиссии принимается под диктовку. Нет, не немцев и французов, которых упрекают в доминировании в Евросоюзе и манипулировании им, а кого - то более всемогущего, находящегося далеко от Европы и от её проблем.
Впору задаться вопросом, кто заинтересован в Греческом кризисе? Случайно ли, мягко говоря, не спокойно на юге Европы? Ведь за распадом Югославии и бомбардировкой Сербии, последовали мирные, но по своим последствиям не менее опасные явления. Кипрский кризис, как предвестник нынешнего греческого, удалось затушить офшорными ресурсами. Бандитскими методами: у воров по воровски отобрали деньги и направили на погашение кипрских долгов. Но в кипрских офшорах были не только и даже не столько европейские деньги, там преобладали выведенные из национальных финансов и экономик капиталы российских, азиатских, американских бизнесэлит.
С Грецией так не получится, здесь даже своя бизнес элита вывела из страны ресурсы, опасаясь государственного дефолта. На очереди Македония и далее, как говорится, со всеми остановками. Ещё не известно, как дальше будет развиваться ситуация с беженцами и мигрантами из Ливии и северо- африканских стран. Ещё то яблоко раздора. Русофобская прибалтика ощетинилась всеми своими врождёнными фобиями и против предлагаемого квотного подхода к распределению африканских мигрантов по странам Евросоюза.
Всё более очевидной становится тенденция, когда общеевропейское единство утрачивает своё значение, перед национальными интересами, а общеевропейские интересы не учитывают национальных проблем, стран входящих в Евросоюз. Конечно, это не добавляет крепости политическому Союзу. И этим активно пользуются противники европейского единства. Их на самом деле не много, но они есть и обладают очень мощными возможностями. К их числу не следует относить Россию, ибо она изначально заявила о единой Европе от Лиссабона до Владивостока. Мы органически дополняем друг друга. Европе нужна богатая ресурсами Россия, а России – европейские технологии и организация экономического развития. Китай и инициируемый им « шёлковый путь» тоже нуждается в едином, мощном европейском партнёре.
Но политически единая, экономически сильная, технологически самодостаточная Европа, способная выстраивать самостоятельные, взаимовыгодные отношения с Россией, Китаем, в Азии и на Африканском континенте, не нужна тем, кто претендует на мировое господство. Речь идёт о сторонниках мировой глобализации, поддерживаемых США. Да, между ними внутри есть свои антогонизмы: глобалисты делают ставку на соединение и подчинение всех единым финансовым, информационным, идеологическим пространством, а американцы глобальным объединением вокруг США. Судя по всему, эти противоречия на сегодня не является основным. Выбор вариантов их разрешения оставлен на потом, когда будет решена задача построения и окончательного закрепления однополярного мира. Но для тех и для других «глобализаторов» всякий самостоятельный субъект мировой политики априори является его врагом, идет ли речь о Китае, России, Евросоюзе, Шанхайской организации сотрудничества или БРИКС.
В завершение нельзя не высказаться по тому, каким видится окончание кризиса в Греции. Очевидно, что при любом раскладе Ципрас не сможет быть партнёром Евросоюза. Если Греции и будет оказана помощь в выходе из долгового бремени, то одним из условий будет: Греция – без Ципраса.
Другое дело, что Ципрас в ответ на это выдвинет встречное требование: Греция без Евросоюза. Задача практически не реализуемая, ибо изолировать Грецию, в отличии от России, большого труда не составит. Если, конечно, не допустить мысль, что Ципрас, - это тот уличный маленький мальчик, которого обычно защищают от хулиганов большие дяди.
А вообще, в противостоянии Греции и Евросоюза много общего с российским противостоянием. И методы и средства и персоны перекликаются. Ну, слава Богу, они повторяются, значит набор их возможностей ограничен.