«Тольяттиазот» успешно противостоит кризису и... миноритариям

После повторной отмены общего годового собрания акционеров ОАО «ТольяттиАзот» (ТоАЗ) из-за отсутствия кворума его миноритарный акционер «Уралхим» выступил с заявлением о «критической ситуации» на тольяттинском предприятии, пишет газета «Коммерсант» На ТоАЗе изданию сообщили, что ситуация на заводе под контролем, а предприятием, согласно уставу компании, руководит управляющая компания. По словам экспертов, заявление «Уралхима» — очередной виток давления миноритария на корпорацию и с юридической точки зрения отмена годового собрания ТоАЗу ничем существенным не угрожает.

В конце мая этого года из-за отсутствия кворума не состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «ТольяттиАзот». В повестку собрания входили вопросы об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год, о распределении прибыли и убытков, в том числе выплате дивидендов, об избрании членов совета директоров, ревизионной комиссии и утверждении аудитора.

Собрание было повторно назначено на 28 июня, но снова не состоялось по той же причине. Сразу после этого один из миноритарных акционеров предприятия, компания «Уралхим», владеющая 9,73 % акций тольяттинского завода, распространила сообщение, в котором назвала ситуацию на тольяттинском предприятии «критической».

Отметим, что это не первый случай критических заявлений по поводу ТоАЗа со стороны «Уралхима». Ранее компания предприняла ряд безуспешных попыток возбуждения дел в отношении топ-менеджеров ТоАЗа по различным поводам. В связи с этим председатель совета директоров ОАО «ТольяттиАзот» Сергей Махлай обвинил миноритарного акционера в попытке рейдерского захвата. В одном из интервью господин Махлай рассказал о словах, сказанных ему «лично Дмитрием Мазепиным (председатель совета директоров ОАО «ОХК „Уралхим“». — „Ъ“), которые были связаны с организацией уголовного преследования против меня и других топ-менеджеров „ТольяттиАзота“ в случае, если я не соглашусь на его условия по продаже предприятия». «Поэтому я его слова расценил как реальную угрозу», — заявлял господин Махлай.

Как пояснил «Коммерсанту» генеральный директор ЗАО «Корпорация „ТольяттиАзот”» Вячеслав Суслов, собрание акционеров действительно не состоялось из-за отсутствия кворума среди его акционеров. «Но, вопервых, истечение полномочий нынешнего совета директоров не означает прекращение полномочий единоличного исполнительного органа предприятия, функции которого осуществляются управляющей организацией — она по-прежнему осуществляет руководство предприятием в рамках, определенных ей действующим законодательством и уставом ОАО „ТольяттиАзот”. Поэтому информацию про якобы возможное отсутствие управления нужно оставить на совести тех, кто ее распространяет. Вовторых, даже несмотря на истечение полномочий, согласно российскому законодательству, совет директоров продолжает выполнять свои функции в части созыва годового общего собрания акционеров», — сказал господин Суслов.

По его словам, в ближайшее время состоится очередное заседание совета директоров, на котором будет объявлена новая дата проведения годового общего собрания акционеров.

Как отмечают юристы, такие ситуации не редкость в случае, если у акционеров существуют серьезные разногласия по управлению компанией. По словам партнера адвокатского бюро А2 Михаила Александрова, часть 1 статьи 66 ФЗ «Об акционерных обществах» содержит норму о том, что в подобном случае полномочия совета директоров прекращаются, за исключением полномочий по подготовке и созыву нового собрания акционеров.

«С 30 июня полномочия совета директоров ограничены только вопросами созыва общего собрания акционеров касательно выбора нового состава совета директоров. Однако не совсем верно говорить о том, что компания осталась без главного органа управления, так как в компании остается действующий генеральный директор», — считает старший юрист юридической фирмы Herbert Smith Freehills Артем Тамаев. По словам господина Тамаева, компании не грозят какие-либо штрафные санкции, кроме потенциальных штрафов за непроведение общего годового собрания акционеров и неподачу отчетности в налоговый орган в установленные законом сроки.

Генеральный директор ЗАО «Корпорация „ТольяттиАзот“» Вячеслав Суслов ответил и на другие вопросы, связанные с деятельностью предприятия и отношениями с миноритарием.

На вопрос о том, о критике в отношении завода со стороны компании «Уралхим» в связи с отсутствием ряда руководителей «ТольяттиАзота» в России, Вячеслав Суслов ответил следующее: «Менеджмент компании, те, от кого зависит правильная и четкая реализация стратегических установок акционеров — оперативное управление, находятся здесь — в Тольятти. Я сам живу в получасе езды от заводской проходной. ТоАЗ давно работает на международном рынке, и для успешной конкуренции на нем, для выстраивания правильной рыночной стратегии надо видеть картину в целом и держать руку на пульсе мировых химических процессов. Это зона ответственности председателя совета директоров компании. И эта его роль, согласно общепринятой практике корпоративного управления, не предполагает личного присутствия для каждодневного участия во всех процессах. Для оперативного управления совет директоров под руководством председателя нанимает генерального директора. ТоАЗ в этом смысле не является исключением».

Прокомментировал гендиректор ТОАЗа и ситуацию на предприятии в связи с экономическим кризисом. «В прошлом году предприятие произвело рекордный объем аммиака за всю свою историю — 2,9 млн тонн, – отметил В.Суслов. – Это стало результатом грамотной стратегии и реализации масштабной программы модернизации и реконструкции производственных мощностей, стартовавшей в 2011 году. С тех пор нам удается ежегодно увеличивать объем производства аммиака: в 2012 году выработка составила 2,28 млн тонн, в 2013 году — 2,63 млн тонн, в 2014 году — 2,9 млн тонн. При этом расходный коэффициент по природному газу для производства тонны аммиака мы снизили на 10 %. В прошлом году один из наших агрегатов аммиака показал лучшие результаты не только за всю историю работы агрегатов на ТоАЗе, но и в целом по отрасли среди всех 30 агрегатов России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. Объем выпуска агрегата составил более 616 тысяч тонн, расходный коэффициент по природному газу — 1120 куб. м на тонну. Напомню, что наша программа модернизации рассчитана до 2020 года и позволит значительно увеличить производительность агрегатов, снизить энергоемкость и вредные выбросы. На сегодняшний день мы инвестировали более 15 млрд рублей, что уже принесло свои плоды. В рамках программы модернизации в конце 2014 года мы заключили контракты с ведущими мировыми компаниями. Это и Casale, которая поможет нам реконструировать агрегаты по производству карбамида. Это и фирма Kellogg, Brown & Root, которая поучаствует в модернизации аммиачных агрегатов. Это и компания ABB, которая поможет нам автоматизировать многие технологические процессы».

Руководитель «Тольяттиазота» также отметил, что предприятие не планирует сокращать сотрудников, урезать зарплаты и другие социальные расходы. «Сегодня общая численность сотрудников, занятых на заводе составляет более пяти тысяч человек, – рассказал Вячеслав Суслов. – Мы из года в год увеличиваем это число за счет создания новых рабочих мест. На ТоАЗе одна из самых высоких в регионе средних зарплат. За 2014 год она увеличилась на 25,8 % и составляет сейчас более 41 тыс. рублей в месяц. Мы сумели сохранить в лихих 90х социальную инфраструктуру и на современном этапе активно ее развиваем. На балансе завода находятся множество объектов социальной инфраструктуры, которой пользуются, в том числе, жители Самарской области и близлежащих регионов. К примеру, сейчас завершаются отделочные работы и благоустройство жилого дома в Центральном районе Тольятти на более 800 квартир. В прошлом году заключен новый коллективный договор, который увеличил социальные блага заводчан. Мы участвуем и будем участвовать в благотворительных проектах, спонсируем хоккейную «Ладу» из Тольятти, которая играет в КХЛ».

Не обошел своим вниманием В.Суслов и ситуацию, возникшую в связи с разгерметизацией аммиакопровода в Воронежской области, которую некоторые СМИ ошибочно поспешили соединить с ТОАЗом. «По аммиакопроводу перекачивается, в том числе, и наш основной продукт — это правда, но «Трансаммиак» является историческим нашим партнером, так как аммиакопровод создавался именно для транспортировки аммиака, произведенного на ОАО «ТольяттиАзот». И именно «Трансаммиаку» принадлежит российская часть аммиакопровода». «Насколько мне известно, утечка аммиака произошла в результате разгерметизации фланцевого соединения, – отметил гендиректор ТОАЗа. – Но дефект был сразу же устранен. По данным МЧС, пострадавших нет, в медицинские учреждения никто не обращался. В районе места разгерметизации постоянно проводятся замеры предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воздухе, нормы загрязнения не превышены».

Один из вопросов, заданных газетой «Коммерсант, касался причин увеличения суммы выплат дивидендов. «Ну уж точно (это связано) не с давлением миноритария, а с тем, что с избранием в 2011 году председателем совета директоров компании Сергея Махлая предприятие стало более эффективно работать именно вопреки существующему давлению: улучшилось корпоративное управление, система руководства и контроля деятельности предприятия, повысилась прозрачность принимаемых решений, – заявил В.Суслов. – В результате растет производство, растет, соответственно, и прибыль, увеличиваются налоговые выплаты, появляется возможность роста доходов у акционеров. Любая компания на месте «Уралхима» была бы рада оказаться в роли миноритарного акционера такого успешного предприятия. Тот факт, что миноритарий так уперто продолжает демонстрировать желание оставаться в рамках своего пакета — это лучший показатель работы предприятия и менеджмента. Очевидно, что «Уралхим» не хочет лишиться доли в столь эффективно работающем предприятии.

По словам топ-менеджера «Тольяттиазота», против предприятия продолжается кампания по дискредитации. «Наши недоброжелатели с помощью некоторых СМИ используют любую возможность, с тем чтобы, подтасовав факты, представить картину происходящего вокруг нашего предприятия в нужном им, преимущественно, черном свете, – подчеркнул Вячеслав Суслов. – И это касается не только разгерметизации, но всего остального. В чем только нас ни обвиняли за последнее время, приводя не соответствующие действительности данные, как, например, в недозагрузке производственных мощностей, подтасовывая их, как в случае с утечкой аммиака. Главная задача всего этого — скомпрометировать предприятие и его руководителей и создать условия для отъема весьма и весьма привлекательных активов».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram