До внеочередных парламентских выборов в Казахстане осталось два дня. Настало время подвести предварительные итоги избирательной кампании. По всем экспертным прогнозам, около 80% голосов наберет партия «Нур Отан», возглавляемая Нурсултаном Назарбаевым. Это вполне предсказуемый результат для правящей партии с учетом популярности президента РК. На втором месте — партия «конструктивной оппозиции» «Ак жол» (лидер — Алихан Байменов), балансирующая на грани 7 процентов порога. Другие оппозиционные партии имеют мало шансов взять избирательный барьер. По данным социологов, за Общенациональную социал-демократическую партию (ОСДП) проголосуют менее 4% избирателей, за КНПК — чуть более 3%, за партию «Ауыл» — примерно 3%. Прочие партии соберут менее двух процентов голосов.
Если прогнозы сбудутся, то это будет сокрушительное поражение радикальных оппозиционеров из ОСДП. В начале предвыборной гонки этот блок громко претендовал если не на первое, то уж точно на второе место. В своей предвыборной программе — «За новый Казахстан» — оппозиция заявляла себя как «единая, динамичная политическая сила», способная на равных конкурировать с партией власти. По самоаттестации, ОСДП — это партия, «вобравшая в себя лучшее из опыта политической деятельности и интеллектуальных усилий отечественного демократического движения, столетней практики социал-демократии». Короче говоря, ОСДП — это сборная «команда звезд» казахстанской оппозиции.
И действительно, предвыборный список ОСДП из 80 человек пестрит известными именами. Это сопредседатели «Нагыз Ак жола», бывшие вице-премьеры Ораз Жандосов и Тулеген Жукеев, член руководства целого ряда оппозиционных партий Петр Своик. Рядом с ними — созвездие бывших зампредов партии «Ауыл», функционеры из старой партии «ДВК» и блока АИСТ, а также экс-руководители Соцпартии, партии «Азамат», РНПК и тому подобных. Лидер ОСДП — политический тяжеловес Жармахан Туякбай, бывший генпрокурор и экс-спикер мажилиса (парламента), который некогда возглавлял партийный список партии Отан». Плечом к плечу с этими людьми — множество бывших крупных государственных чиновников, экс-депутатов и отставных силовиков…
На старте были все основания полагать, что объединенные «социал-демократы» могут стать в Казахстане второй по значимости политической силой, дееспособной оппозицией, способной генерировать альтернативные проекты государственного масштаба. И в итоге смогут участвовать в управлении государством. По крайней мере кадровый и интеллектуальный потенциал, собиравшийся вокруг ОСДП, вполне позволял сделать это. Тем более что недавняя конституционная реформа заметно усилила роль политических партий и предоставила возможность для создания двухпартийной системы.
Но, к сожалению, ОСДП не стала центром кристаллизации вменяемой оппозиции. Вскоре «общенациональная» партия превратилась в рыхлую структуру, раздираемую постоянными внутренними конфликтами. К тому же многие пламенные оппозиционеры — это бывшие министры, чиновники, депутаты и силовики, а у граждан Казахстана отношение к «аппаратным» критикам власти традиционно крайне осторожное. На Востоке народ хорошо помнит старую притчу: «Эти хоть и сытые, а новые придут голодные…». Поэтому уровень доверия к «бывшим» оказался невысок. По данным социологов, ОСДП способна набрать до 10% голосов лишь в проблемных регионах, но в целом по стране прохождение 7-процентного барьера может стать для партии непосильной задачей.
Почему же так вышло? Дело в том, что много лет подряд одни и те же оппозиционные политики совершает одну и ту же ошибку — они пытаются переиграть власть исключительно за счет своей «общей оппозиционности». И сегодня предвыборная платформа ОСДП во многом представляет собой исключительно критику. Это не продуманная программа действий оппозиции после прихода к власти, некий альтернативный «образ будущего», а всего лишь громкая заявка на околовыборное существование. Смотрите, вот в Казахстане есть такая партия, и мы недовольны всем! Оппозиция фактически заявляет: мы будем делать то же, что и власть, но только делить будем мы. Проще говоря, всю предвыборную программу ОСДП можно свести к формуле: «Работать по Назарбаеву, распределять по Туякбаю». Это очень слабая заявка на власть. Скорее это претензия отставной номенклатуры на участие в дележе.
По этой причине партия власти всегда будет иметь в предвыборном соревновании очевидное преимущество. «Нур Отан» может продемонстрировать весомые плоды казахстанских реформ. У оппозиции — одни громкие обещания, которые остаются на бумаге. Характерно, что ОСДП не нашла лучшего приема предвыборной борьбы, как резко повысить популистский накал: «Каждой матери за рождение ребенка — 150 тысяч тенге!», «Зарплата ключевых специалистов с 2008 года составит 100 тысяч тенге!», «Пенсия — 30 тысяч тенге!». При текущем курсе (примерно 124,5 тенге за доллар и 4,90 тенге за рубль) суммы социальных затрат получаются немаленькие. Источником их покрытия, по замыслу составителей программы, должна стать «природная рента».
Лозунг «Недра и природная рента принадлежат народу!» — главная фишка предвыборной программы ОСДП. На этом тезисе, заимствованном, видимо, у российского экономиста Сергея Глазьева, но без ссылки на первоисточник, стоит остановиться особо. Напомним, что предвыборная программа блока «Родина» предполагала изъятие в пользу государства сверхдоходов от природной ренты. Но эта рента не должна была тупо проедаться, а быть мотором для модернизации всего общества, в том числе идти на развитие несырьевых отраслей. Казахстанские «социал-демократы» пошли более простым популистским путем. Нефтяной фонд, нацеленный на будущие поколения, предлагается попросту «отобрать и поделить». То же предлагается сделать и с 50% налогов от сырьевого сектора. Как видим, разница в подходах весьма ощутимая.
Взявшим при старте высокую ноту оппозиционерам из ОСДП ничего не остается делать, как постоянно усиливать пропагандистский тон. Интернет-пространство просто забито бесчисленными заявлениями и протестами, которые рассылаются во все мыслимые инстанции. Если верить присылаемым сводкам предвыборного штаба, то гонения со стороны власти на ОСДП принимают «запредельные масштабы». Но в реальности эта дымовая завеса призвана прикрыть очевидные провалы в работе по мобилизации потенциального электората.
Складывается такое впечатление, что растерянные лидеры ОСДП, чувствуя свою слабость, ищут любой повод, чтобы громко хлопнуть дверью. Вполне возможно, что радикальная оппозиция собирается за несколько дней до выборов сделать громкий демарш. Например, сняться с предвыборной гонки якобы «под беспрецедентным давлением властей». Но этот возможный акт «коллективного самоубийства» ударит прежде всего по самим лидерам ОСДП. На их репутации ответственных политиков можно будет смело ставить крест.
К сожалению, казахстанская оппозиция утратила свой исторический шанс на создание альтернативы власти. Оппозиционная часть политического спектра оказалась не готова к длительной работе хотя бы в рамках той же заявленной президентом двухпартийности, отдав предпочтение политической пропаганде. Хочется надеяться, что банкротство лидеров ОСДП не закрывает перспективы для нового социал-демократического проекта. Ниша для влиятельной левой партии в Казахстане есть, но эта массовая организация не должна быть партией политиков разговорного жанра, а партией крупных социальных проектов и реальных дел.
Статья опубликована в "Новой газете"