«Быть или не быть, вот в чём вопрос?», вопрошает выдающийся английский драматург Шекспир устами своего героя в монологе Гамлет.
Этим вопросом всё чаще задаются в последние два года в России известные политики и рядовые граждане, с тревогой и разочарованием наблюдая за поведением евро - атлантистов. По прошествии года, нам всё более понятной становится природа санкций и цели достигаемые ими. В них мы видим не только неприязнь и месть за непослушание, но и прорвавшееся наружу долготерпимое желание поиздеваться, по - русски говоря, покуражиться над народами «недоразвитой» страны, ущипнуть их побольнее, обозвать их пообиднее. И всё ради того, как подчеркнул американский Президент Обама, чтобы мы «больше думали об экономике, а не о величии своей страны». Интересный рецепт придумали американцы лечить «от любви к Отечеству», «от авторитаризма» голодом и национальным унижением. Ущербная идея! Так могут размышлять только люди, не имеющие ни Отечества, ни национальности.
Мы понимаем, что ради «отлучения» от этого «величия» в ход идут политические, экономические санкции. А если этого мало, то - культурные и спортивные. Но непременно масштабные. И ничего в этом удивительного нет: глобальное противостояние требует глобальных средств, подходов и мер.
К рудиментам авторитаризма стали относить и наши победы в крупнейших международных соревнованиях. Это особенно стало очевидно после нашей убедительной победы на домашних Олимпийских Играх в Сочи. И ещё более - после потрясающе успешного выступления российских спортсменов на первых летних Европейских Играх. В Баку российские спортсмены из 166 комплектов наград выиграли золото в 79, серебро в 40, бронзу в 45. Обеспечив поступление, таким образом, в копилку сборной «авторитарной» России 47.5% всех разыгранных золотых медалей и 33% суммарного медального объёма.
Но если следовать логике западных оценок, по которой самые успешные = самые авторитарные, то наиболее «демократичными» на них оказываются те страны, сборные которых медалей не завоёвывают. Например, сборная команда спортсменов Косово, добившаяся в Баку 1 бронзовой награды. Стремление определять качество политического режима в зависимости от спортивных успехов страны ставит в неловкое положение и англичан с немцами, занявших, как известно, на Европейских Играх 3 и 4 места, соответственно.
Ну, а если серьёзно, то наши американские и европейские партнёры в своём стремлении побольше насолить России, доходят до абсурда. Под прицелом Западной демократии теперь оказался Чемпионат Мира 2018 года по футболу в России. Не сумев доказать недоказуемое, о нарушениях при выборе нашей страны хозяйкой Чемпионата Мира, по отмашке из США и Брюсселя, начинается компания по отказу от участия в ЧМ сборных некоторых европейских стран. Открыто об этом заявили англичане и украинцы. Кто следующий?
Честно скажем, для нас это не в диковинку. Мы помним, как под бойкот подвели летние Олимпийские Игры 1980 года в Москве. Поводом тогда послужило введение советских войск в Афганистан по просьбе руководства этой страны. Представьте себе на мгновение, чтобы происходило с международным спортом, если бы мировое сообщество подобным образом реагировало на все действия США по установлению повсеместно «демократического порядка», сопровождаемых вооружённым насилием. А они за последние 35 лет происходили в следующих странах:
1983 – Гренада
1989- Панама
1986 – Ливия
1991 – Ирак
1993 – Сомали
1995- Югославия
1998 – Афганистан, Судан
1999 – Сербия
2001 – Афганистан
2003 – Иран
20011 – Ливия
2015 – территории Сирии и Ирака (ИГИЛ)
Осуществляя политическое вмешательство в спорт, в деятельность международных спортивных федераций Запад работает против спорта и против своего имиджа в спорте. Очевидно, что это не лучшее проявление гегемонизма. Ну ладно, допустим, англичане страдают им от того, что являются родоначальниками футбола. Но по какому праву это делают американцы? Разве потому, что в США играют в футбол и смотрят его телетрансляции, в соотношении к другим видам спорта, наименьшее число американцев. Так что же такого совершила Россия против футбола, что ей пытаются отказать в праве проводить в 2018 году Чемпионат Мира? Вот США разрешили, не смотря на бомбёжки накануне Ирака и Сомали. У России, в отличие от США, и заслуг перед мировым футболом побольше. На много! Она с 1958 года участвует в Чемпионатах Мира, с 1960 в Чемпионатах Европы. В 1966 году сборная СССР заняла 4 место на ЧМ на Уэмбли (в Англии), в 1960 году стала чемпионом Европы, в 1964 и в 1972 годах завоевывала серебряные медали, а в 2008 году заняла 4 место в первенстве Европы, победив в четвертьфинале фаворитов чемпионата - голландцев.
Сборная СССР по футболу была победителем олимпийских Игр в 1956 и в 1988 годах, бронзовым призёром в 1972, 1976 и в 1980 годах. Да, конечно, после распада СССР в нашей стране утрачены былые позиции в футболе. 18 лет (с 1990 по 2008 годы) мы не могли выйти из группы для участия в чемпионатах Мира и Европы. Но миллионы россиян занимаются этим замечательным видом спорта, а футбол продолжает оставаться в России спортом номер один. Нам Чемпионат Мира нужен не только для того, чтобы одержать победу на нём. Отказываться от него, как это предлагает зам. Председателя Госдумы Игорь Лебедев, только потому, что нам на нём «не светит» победа, большая несуразица, если не сказать глупость. Нам Чемпионат Мира нужен для того, чтобы привести футбольную инфраструктуру в соответствие с лучшими мировыми достижениями, чтобы научиться лучшей организации и популяризации футбола, чтобы наконец доставить удовольствие миллионам российских болельщиков вживую насладиться футбольным пиршеством, которого они не получают от национального чемпионата. В конечном счёте, это и приведёт к более качественному развитию футбола, в том числе детского, а значит и к более успешному в последующем выступлению футбольных сборных России на мировой арене.
Наверное, мы проигрываем Европе в том, что сдерживаем процесс глобализации футбола в своей стране, ограничивая приток иностранных спортсменов в футбольные клубы. Недавно принято ещё одно ограничение по формуле 6+5. Мера, вроде бы, вынужденная. Мало играют наши спортсмены за профессиональные клубы. Но беда, ведь, в том, что их мало, потому что плохо играют.
Потому что не хотят побеждать иностранцев в равной конкурентной борьбе за право попадания в основной состав. А хотят с помощью регулятора получать те же деньги, что и легионеры.
Заметьте, европейские сборные, находясь в более худшем положении, с точки зрения засилья иностранных спортсменов в футбольных клубах, куда успешнее России выступают в международных соревнованиях С 1995 года, вследствие принятия судом Европейского Союза правила Босмана, либерализовалось перемещение внутри ЕС для игроков – граждан ЕС. За 10 лет, т.е. к сезону 2005-2006 гг, количество иностранцев в составе пяти ведущих европейских лиг увеличилось с 463 до 948 и составило к общему числу профессиональных спортсменов 38.6%.
Среди зарубежных спортсменов, профессионально играющих в Европе, 44.8% составляют спортсмены из Африки и Латинской Америки, а в Германии этот показатель равен – 24%, в Англии – 24.7%, в Италии -30.2%, в Испании -40.8%. Эти данные заимствованы мною из исследования Поля Рафаэля «Глобализация спорта» ( на материале футбола). Можно смело утверждать, что за последние десять лет, отделяющие нас от этого исследования, динамика глобализации только усилилась. Значит, возросли потоки трансферов.
Здесь есть другая проблема. На скамейке «запасников» в европейских клубах сидит более трети всех закупленных первоклассных иностранных спортсменов. Не получая игровой практики они теряют спортивную квалификацию, а футбол – не раскрывшиеся таланты.
А стоят они огромных денег. Трансферы всё больше переходят в категорию трансфертов. По подсчётам некоторых зарубежных специалистов на футбольных переходах спортсменов ежегодно прокручиваются огромные средства: до 50 миллиардов долларов.
Добрая половина из которых, оседает в карманах агентов и обслуживаемых ими «торгашей футболистами». Вот где простор для расследований американских и швейцарских правоохранителей, а не только у Блаттера в конторе ФИФА. Но кто же ищет у себя за пазухой коррупционеров и спекулянтов? Какой в этом политический резон?
Куда важнее превратить вопрос о проведении Чемпионата Мира по футболу в России в инструмент давления на её руководство, в ещё одну санкцию абсурда.
Ну, и чего добиваются организаторы этой акции? Как отвечать нам на них?
Ответы на эти вопросы, кстати, есть у Шекспира, всё в том же монологе Гамлета, в переводе Б. Пастернака:
« Быть или не быть, вот в чём вопрос?
Достойно ль
Смиряясь под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? …»