В последнее время у американцев снова началась авиационная эпопея под названием "контрпартизанский самолет". На авиасалоне в Ле-Бурже американская компания IOMAX представила турбовинтовой самолет Archangel Block 3 Border Patrol Aircraft, предназначенный для замены ветерана Вьетнамской войны Rockwell OV-10 Bronco. Самолет уже нашел сочувственные вздыхания со стороны некоторых российских военных экспертов, подчеркивающих, что машин такого класса в ВВС России нет. Поскольку и у нас может начаться торопливое копирование американской разработки, то стоит подойти к делу предметно и внимательно рассмотреть вопрос о легких штурмовых самолетах.
Первым делом бросим взгляд на американскую машину. Называть ее особым новшеством причин нет. Базовой моделью послужил тамошний вариант "кукурузника" - Ayres S-2R Thrush, совершивший первый полет в далеком 1956 году. главное предназначение этого самолета состояло в распылении химикатов над американскими полями. В 2003 году компания Ayres создала турбовинтовую версию опылителя для Госдепартамента США, который предназначался для борьбы с наркопосевами. На этой основе и был создан легкий разведыватель-ударный самолет.
Более мощный двигатель существенно улучшил полезную нагрузку. Максимальный взлетный вес базовой версии составлял 3130 кг, тогда как "Архангел" - 6713 кг. Это позволило сделать двухместный самолет, установить бронирование кабины и двигателя, снарядить его широким спектром разведывательного оборудования и вооружения, размещаемого на шести крыльевых и одной центральной подвесных точках. Хотя, за это пришлось заплатить заметным снижением скорости. "Архангел" имеет максимальную скорость 210 узлов (388 км/ч), тогда как OV-10 имел скорость 452 км/ч.
Концепция этого легкого разведывательно-ударного самолета простая. Опыт показал, что привлечение реактивных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, и даже вертолетов, против небольших отрядов партизан далеко не всегда оправдано и эффективно. Между обнаружением цели и нанесением удара проходит проходит время, достаточное, чтобы противник сумел сменить позицию. Это стало поянтно уже во Вьетнаме, где дедушка нынешнего "Архангела" OV-1 был спешно переделан из разведывательного и разведывательно-ударный самолет. Предлагаемый самолет может самостоятельно обнаружить цель и накрыть ее своим бортовым оружием. Применение предшественников OV-1 и OV-10 во Вьетнаме показало весьма высокую эффективность самолетов такого типа. Вооруженные неуправляемыми авиационными ракетами, авиабомбами, пулеметными контейнерами были серьезными противниками северовьетнамских коммунистов и партизан Вьетконга.
Правда, даже бронированный OV-10 нес весьма высокие потери. За пять лет войны во Вьетнаме, американцы потеряли 81 самолет этого типа, в том числе 40 самолетов были поражены попаданием в небронированное остекление кабины. В боях было потеряно 22% парка самолетов этого типа. Новый самолет "Архангел" оснащен блоком предупреждения о ракетном запуске, отслеживания целей со всех направлений, отстрела тепловых ловушек, системой предупреждения о радиолокационном обнаружении и отстрела радиолокационных ловушек. Это оборудование призвано снизить потери машин от огня с земли.
Отечественный концепт "контрпартизанского самолета"
И в России высказывались подобные идеи. Так, опыт войны в Чечне показывал, что между обнаружением цели разведывательным вертолетом и до нанесения удара авиационными или наземными силами проходило 1,5-2 часа, чего оказывалось достаточно, чтобы группа партизан сумела сменить позицию и выйти из-под удара, в особенности, если используются автомобили. Требовалась машина, способная вести постоянное патрулирование в воздухе, обнаруживать и уничтожать цели, такие как отряды партизан, то есть машина, адаптированная под задачи воздушной засады. При желании это можно делать имеющимися самолетами, однако это выльется в огромный расход авиационного керосина и дорогостоящего ресурса самолетов. Нужен был именно легкий самолет, с дешевым эксплуатационным часом и низким расходом горючего.
Для этого предлагался небольшой самолет, максимальным взлетным весом в 1000 кг и боевой нагрузкой в пределах 120-130 кг, одно- или двухместный, оснащенный двумя винтовыми двигателями по 80 л.с., укомплектованных малошумными винтами и глушителями для снижения тепловой заметности выхлопа, комплексом оборудования разведки и целеуказания. Вооружение самолета должно было быть представлено пулеметом ГШГ-7,62 мм, пусковые установки для гранат РПГ или РПО "Шмель", а также ПТУР, ракет ПЗРК, 120-мм модифицированных артиллерийских мин.. В сущности, предлагался разведывательный самолет, работающий в интересах наведения систем РСЗО или гаубиц, с определенными штурмовыми возможностями, позволяющими "подрихтовать" результат атаки по визуальному наблюдению.
В этой концепции есть хорошие идеи, такие как использование самолетом широко распространенных пехотных боеприпасов. В воздушном применении стандартных гранат РПГ и РПО "Шмель" действительно есть немало выгодных сторон: доступность и унификация боеприпасов, неплохие поражающие возможности, дальность выстрела, позволяющая использовать их с пикирования или бреющего полета, способность бороться с бронированными целями и укрепленными позициями. На войне самолет с таким вооружением вряд ли будет испытывать нехватку боеприпасов.
Но есть и вопросы, адресованные, главным образом, к самой по себе концепции "контрпартизанского самолета", из которой следует выбор тактико-технических характеристик машины. Все же, помимо борьбы с партизанами, у легкой разведывательно-штурмовой авиации есть много других задач, включая, например, подавление огневых точек противника, нападение на колонны, стоянки, переправы, борьба с беспилотными летательными аппаратами противника и так далее. В любой войне хватает подобных задач, когда нужно быстро обнаружить и уничтожить небольшие отряды противника, пошерудить в ближних тылах или помочь с воздуха мотопехоте, наступающей или штурмующей. Следование импортной концепции "контрпартизанского самолета" есть неоправданное сужение задач легкой штурмовой авиации, тогда как нужен полноценный легкий турбовинтовой штурмовик, способный решать широкий спектр тактических задач, в том числе и задачи борьбы с партизанами.
Ил-2 - новая версия.
Также вряд ли стоит идти по американскому пути и переделывать в легкие штурмовики разного рода "кукурузники". У нас был очень неплохой легкий штурмовик Ил-2, по своим ТТХ сопоставимый с более поздним американским OV-10. Опыт применения Ил-2, самого многочисленного боевого саомлета в мире, огромен и разнообразен, и с опорой на него без труда можно разработать современную тактику применения легкой штурмовой авиации.
Итак, "в воздухе Илы!". Правда, это не означает, что нужно брать и копировать до заклепки прежний Ил-2 или его более позднюю модификацию Ил-10. Взяв за основу концепцию самолета, можно и нужно его модифицировать с учетом современных технологий. Во-первых, более мощный двигатель. Хотя и АМ-38Ф был весьма хорош и имел тягу в 1700 лс. (тогда как "Архангел" - 1600 л.с.), но лучше для штурмовика использовать более мощный двигатель, который сделает самолет более скоростным, маневренным, и позволит нести большую нагрузку. В России выпускаются турбовинтовые двигатели ТВ7-117СМ мощностью 2500 лс, а также ТВ7-117СТ мощностью 2800 лс., которые по габаритам компактнее, а по весу меньше, чем поршневые двигатели времен Великой Отечественной войны. Их выпускает Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева.
Во-вторых, броня. На Ил-2 вес брони достигал 990 кг, что составляло 22,7% веса пустого самолета. При той же идее С.В. Ильюшина использовать несущий бронекорпус, и применяя современные броневые стальные сплавы, титан или различные композитные материалы, можно существенно снизить вес брони, сохранив те же характеристики. Одним из вариантов может быть использование композитной брони, в которой внутренний слой - броневая сталь толщиной 4-5 мм, а внешний слой - броневой стеклотекстолит, используемый в броневой защите танков. Вообще, использование стеклотекстолита позволит существенно повысить живучесть самолета. Можно также использовать решение с Су-25 - титановую капсулу для кабины экипажа.
В-третьих, оборудование для ведения разведки и целеуказания. Для легкого штурмового самолета подойдет комплекс систем навигации, пилотирования, наведения и связи, устанавливаемый на вертолетах Ка-50, возможно, с некоторыми дополнениями и изменениями.
В-четвертых, вооружение. Вместо двух 23-мм пушек ВЯ можно использовать современную 30-мм авиапушку 2А42, которой оснащается тот же вертолет Ка-50, а также целый ряд БПМ и БТР. Эта пушка позволяет поражать живую силу, легкобронированные машины противника, а также воздушные цели. В частности, подобная пушка позволит вести эффективную борьбу с беспилотными летательными аппаратами противника, в том числе и малоразмерными, не говоря уже о возможности поразить расчет БЛА на земле. Использование этой пушки весьма ценно также и тем, что к ней используются широко рапсространенные боеприпасы. Из другого вооружения можно предложить проверенные войнами неуправляемые ракеты С-8, имеющие осколочную, бетонобойную, объемно-детонирующую головные части, а также ПТУР "Вихрь", пригодный как для поражения наземной бронированной техники, так и для поражения воздушных целей. Вообще, использование уже созданного арсенала вооружений для боевых вертолетов позволяет быстро оснастить новый легкий штурмовой самолет, сделав его очень грозным в бою.
Не стоит также проходить мимо идеи использовать на легком штурмовой самолете таких боеприпасов, как пусковые установки гранат РПГ, РПО "Шмель", ПТУР "Корнет" и других им подобных. ТТХ позволяют использовать их с самолета, особенно на бреющем полете или в пикировании, а унификация боеприпасов существенно облегчает снабжение авиационных частей. При необходимости боеприпасы можно получить у мотопехоты.
Рисковая профессия
Конечно, очень важно еще на стадии предложения сказать пару слов о тактическом применении легкого штурмовика. Целесообразнее такой легкий штурмовой самолет вместе с мотопехотой, бронетанковыми или артиллерийскими частями. Основное предназначение такого штурмовика - разведка боем, то есть он должен не только и не сколько собрать разведданные или навести на цели другие средства поражения, сколько воздействовать на противника и заставить его раскрыться, проявить свои огневые точки, позиции, дислокацию в целом, чем подставиться под удар других средств поражения, наземных или воздушных. Потому образ тактических действий легкого штурмовика должен быть задиристым, наглым и напористым, по принципу: увидел - ударил, с последующим сбором данных и наведением, если есть необходимость.
От экипажа легкого штурмовика потребуется немалое мужество, пилотажные навыки и сообразительность, поскольку штурмовик будет действовать почти без прикрытия, и пилоту нужно будет сообразить, когда требуется влезть в бой, а когда требуется удрать. Воспитание этих навыков должно быть включено в программу обучения пилотов.
Базовая организация для легких штурмовых самолетов - авиаэскадрилья, по 10-12 самолетов в каждой, придаваемая бригаде в качестве средства усиления. Авиаэскадрилья должна быть относительно автономным подразделением, способным действовать в тесном взаимодействии с подразделениями бригады, отчего становится очень важным унификация боеприпасов с тем вооружением, которое используется в наземных войсках. В состав наземной техники авиаэскадрильи, наряду с грузовиками, топливозаправщиками и автомастерскими, целесообразно также включить инженерные машины для сооружения временных взлетно-посадочных полос, хотя эта работа может выполняться саперными подразделениями.
Легкие штурмовые самолеты должны действовать главным образом в интересах наземных войск, вести для них разведку боем, осуществлять воздушное прикрытие, наносить бомбо-штурмовые удары. Этот тот инструмент, который должен быть всегда доступен мотопехоте, танкам или артиллерии для решения их специфических и неотложных задач. Легкий штурмовик в этом смысле вовсе не является заменой фронтового штурмовика или истребителя-бомбардировщика, и не должен применяться в таком качестве. В этом также коренное отличие от концепции «контрпартизанского самолета». Его поле боя сравнительно компактно, радиус до 100-120 км, высота примерно до 1500 метров, пикирование с 500 метров и атака с бреющего полета, под прикрытием складок местности.
Конечно, летать на таких легких штурмовиках будет весьма рисковой военной профессией. Во время войны Ил-2 на каждый второй вылет получали повреждения. Однако, с точки зрения тактики применение легких штурмовиков существенно повысит эффективность наземных войск. Они станут зрячими и получат способность применять свое вооружение на максимальных дистанциях. Дерзкие налеты легких штурмовиков будут действовать на нервы противника, срывать его замыслы, наносить неожиданные потери, и в этом смысле легкий штурмовик - это средство захвата и удержания тактической инициативы на театре военных действий маневренной войны. Легкий штурмовик своими действиями сбережет немало жизней на земле, и это полностью окупит повышенный риск пилотов.