РЖД: Мишарин vs Якунин

В РЖД опять заговорили о скорой отставке президента компании Владимира Якунина. Это связывают с недовольством Кремлем и Белым домом провальными финансовыми результатами компании в 2014 году – убытки составили почти 100 миллиардов рублей – и требованием господдержки в 70-75 миллиардов рублей в совсем непростой для страны экономической ситуации. Памятен и скандал с массовой отменой пригородных электричек, в который пришлось вмешиваться лично президенту Путину – Якунин тогда фактически самоустранился от решения проблемы, заявив, что электрички – это проблема государства.

Но главное - Якунин перестал соответствовать новым политическим реалиям, антикоррупционным шагам президента. Времена Сердюкова и Васильевой прошли, Хорошавин в СИЗО, а Якунин, к которому прочно прилипло прозвище «владелец шубохранилища», по-прежнему в своем кресле. На фоне падения цен на нефть и общей не слишком благоприятной экономической ситуации в стране, активизации белоленточной оппозиции с возможным перерастанием ее в майданный вариант Якунин, ассоциирующийся в общественном мнении с коррупцией в высших эшелонах власти, плохо смотрится рядом с Путиным, которому предстоят, по-видимому, не слишком простые выборы в 2018 году.
В качестве преемника Якунина наиболее часто называют первого вице-президента РЖД Александра Мишарина. Многим памятен эпизод, когда в 2013 году ведущие СМИ получили официальное письмо из Кабинета министров об отставке Якунина и назначении Мишарина на его должность, и хотя впоследствии это и было официально опровергнуто, дотошные блогеры установили, что такая информация все же была размещена на сайте правительства  Мишарин тогда принимал многочисленные поздравления – как выяснилось, преждевременно. И хотя, после опровержений, он назвал это «провокацией», нет сомнения в том, что мысли о кресле президента РЖД его не покинули. И он ведет подковерную деятельность в этом направлении.

Ключевым человеком, от которого зависит это назначение (помимо президента, разумеется), является первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин. Поговаривают, что он согласился помочь Мишарину в этом вопросе, однако потребовал за свои «услуги» кругленькую сумму в 100 миллионов долларов. Понимая, что такие деньги Мишарину не собрать, он согласился на предоплату в часть суммы, а остальное – постепенно, после назначения. Однако и предоплата составляет десятки миллионов долларов.

Это, конечно, всего лишь слухи, никто свечку не держал. Однако косвенным подтверждением этого является то, что Мишарин начал выводить средства из компании «Микротест». Это крупная IT-компания, системный интегратор, которая была создана в Екатеринбурге еще в далеком 1990 году и успешно прошла и через бурные 90-е, и через дефолт, и через кризис 2008-2009 годов, а вот сейчас, неожиданно для многих, оказалась в предбанкротном состоянии.

Ее расцвет начался с середины 90-х, когда она стала главным поставщиком IT-услуг для РЖД. Тогда же Мишарин и подмял ее под себя, став ее главным бенефициаром, о чем весьма прозрачно намекает один из основателей компании Александр Давыдов. А сейчас в РЖД только ленивый не знает об аффилированность «Микротеста» с Мишариным, которому неизменно достаются самые «жирные» контракты по этой линии.

«Микротест» долгие годы был самой настоящей курицей, несущей золотые яйца для Мишарина. И, конечно, резать ее совсем не хочется. Такое возможно в единственном случае – если срочно нужны деньги, и большие деньги. Для Володина?

Только вот получится ли из Мишарина хороший первый руководитель РЖД? Ведь масштабные проекты, за которые он брался, и не раз, у него явно не получаются.

В 2009 году он был назначен губернатором Свердловской области – одной из ведущих в России. Но пробыл в этой должности всего один срок, что совсем нехарактерно для современной России и свидетельствует о его провальности на этом посту. Всю его недолговечную губернаторскую деятельность сопровождали многочисленные скандалы. Запомнился он жителям области, пожалуй, главным образом лишь масштабными инициативами, на которые выделялись и в скором времени исчезали значительные бюджетные деньги, а сами инициативы так и оставались на бумаге.

Наиболее же провальной оказалась политическая деятельность Мишарина. Именно при Мишарине несистемная оппозиция настолько сильно укрепилась в регионе, что регион по сути стал ее центром, и даже мэром Екатеринбурга впоследствии был избран видный деятель этого крыла Евгений Ройзман. Недаром Ройзман очень хвалил Мишарина, в бытность последнего губернатором.

Все это переполнило чашу терпения Кремля, и в 2012 году Мишарин был снят с должности губернатора и вернулся на работу в РЖД – в качестве первого вице-президента и руководителя компании «Высоскоростные магистрали», которая должна построить высокоскоростную магистраль Москва-Казань.

Однако на дворе уже 2015 год, а этой магистрали как не было, так и нет.

Как нет и других высокоскоростных магистралей, за исключением трассы Москва-Санкт-Петербург, построенной еще до Мишарина. Возникает вопрос – крупная госкомпания, с большим штатом и значительным бюджетом – что она делает? Где практические результаты ее работы? Или это просто такая «отмывочная контора»?

Впрочем, совсем недавно дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Мишарин заявил, что Китай готов вложить в строительство этой магистрали 300 млрд. рублей, и все необходимые документы для этого уже подписаны. Однако внимательное изучение подписанных документов показывает, что подписаны не контракты, договоры или соглашения, а всего лишь протокол о намерениях. А как хорошо знают практики, протокол о намерениях – это, по сути, документ, который никого ни к чему не обязывает.

Китайцы – люди прагматичные, желают развивать отношения с Россией, но только там и так, чтобы это приносило им прибыль. Общая же стоимость проекта оценивается более чем в триллион рублей, а финансовое состояние РЖД заставляет усомниться в том, что компания сейчас способна изыскать такие деньги даже с участием китайского капитала.

Более того, как поговаривают в РЖД, Мишарин с китайцами договаривался о том, что контракт, начиная с этапа проектирования, формально, будет исполнять аффилированная с Мишариным российская компания, а китайцы там формально станут субподрядчиками. Может быть и это сыграло на утрату интереса китайской стороны к продолжению сотрудничества.

Поэтому крайне сомнительно, что протокол о намерениях в ближайшей перспективе перерастет во что-то большее. Зато он весьма выгоден Мишарину – можно ходить по высоким кабинетам и козырять им, мол, добился значительных успехов, да и политическая выгода несомненна. Кто-то и не заметит, что она более чем виртуальна.

Зато сам Мишарин отлично понимает, что договоренности с китайцами виртуальные и надо бежать, пока это не вскрылось публично. Тогда вина за провал «Высокоскоростных дорог» будет не на Мишарине.

Так что замена Якунина на Мишарина на посту руководителя РЖД вполне способна усугубить общую не слишком радужную обстановку, царящую в этой госкомпании. Провозглашение масштабных проектов и распил денег под них с нулевым результатом – по сути, фирменный мишаринский стиль. На этом фоне и пресловутое «шубохранилище» может показаться детской забавой. А если еще учитывать и возможную задолженность Володину, о которой упоминалось выше...

И к 2018 году Путин может вновь столкнуться с не слишком приятной дилеммой – то ли сажать нового проворовавшегося и провалившегося руководителя РЖД, то ли просто тихо уйти его в отставку. Хрен, как говорится, редьки не слаще.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram