В Минфин направлен законопроект об удержании денежных налогов американцев

В Минфин, по инициативе Национального совета финансового рынка (НСФР) направлен законопроект о наделении российских банков правом удерживать денежные налоги американских граждан и компаний.

Законопроект предполагает поправки в закон 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».

Этот закон, в числе прочего, регулирует порядок применения в России американского закона о налогообложении счетов американцев - Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), который, в свою очередь, нацелен на то, чтобы препятствовать неуплате налогов американским гражданам, проживающим на территории иностранных государств.

Особенностью американской системы налогообложения является то, что США фактически не признают понятия иностранного налогового резидентства для своих граждан и требуют от них платить американские налоги где бы они не проживали.

Российский закон не предусматривает удержание средств иностранных граждан, в то время как FATCA обязывает иностранные банки информировать американскую сторону о счетах своих клиентов и взимать 30% налога с их пассивных доходов. За невыполнение этих условий банки или финансовые организаций могут быть применены различные меры от штрафов до закрытия корреспондентских счетов.

По мнению членов НСФР, авторов поправок к существующему закону о финансовых операциях с иностранными гражданами, изменения в законодательства позволят российским банкам выполнять условия FATCA без дополнительных расходов.

Напомним, что, ранее, российские власти вели переговоры с американскими об организации централизованного сбора подобной информации и передачи её американским властям при посредничестве российских. Такая возможность предусмотрена FATCA, однако она требует подписание межгосударственного соглашения. Переговоры были закрыты по инициативе американской стороны в прошлом году, в связи с общим ухудшением межгосударственных отношений после присоединения Крыма и воспоследовавших событий на Украине.

Теперь Некоммерческое Партнёрство НСФР, позиционируемое в прессе как лоббистская структура некоторой части российского  банковского сообщества, по сути дела выступило с антигосударственной инициативой о внедрении среди российских банков двойной отчётности (и, соответственно - двойной лояльности) - перед Россией и США одновременно.

Достаточно очевидно - если российские банки оказываются вынуждены сдавать отчётность в американские ведомоства, да ещё и собирать для американского государства налоги - это создаёт мощнейший рычаг давления на них, полностью открытый для американского государства. Возникает простой и недвусмысленный вопрос - зачем нужна вся борьба против наличия зарубежных активов и счетов у российских государственных служащих, все эти "Законы Димы Яковлева" и прочая, по большому счёту, пропагандистская шелуха, если сейчас официально предполагается осуществить слив российской банковской системы под контроль чиновников американского финансового ведомства даже без формального посредничества российского государственного аппарата?

Существуют ли альтернативы? Ведь представитель того НСФР мог бы сказать, что мол если не будем носить отчётность в Штаты и собирать налоги для США - так отключат же от долларовой расчетной сети и бизнес рухнет.

Наш ответ на это прост. Альтернативы, безусловно, существуют. Но, судя по всему, ими никто не озабачивался. Как провалились переговоры с американцами по межгосударственному соглашению - так и махнули наши дорогие чиновники во главе с господином Силуановым на это рукой. "Живите как хотите" или, точнее "спасайся, кто может".

Между тем, вполне очевидный выход для российского государства из этого неудобного положения - централизовать сбор и передачу соответствующей отчётности (да и налогов) де-факто.

Если Россия оказывается в подобной неприятной зависимости от чужого государства, что нужно вот обязательно таскать туда отчётности и переводить налоги - эта задача должна быть поручена либо какой-то государственной, либо межбанковской саморегулируемой организации. Процесс имплементации FATCA в России должен быть организован таким способом, чтобы все коммуникации между любым банком и чиновниками США шли через централизованного посредника, прямо или косвенно подконтрольного государству.

Не говоря о том, что централизация этой деятельности могла бы, в перспективе, и обеспечить банкам существенную экономию средств, она, кроме всего прочего, позволила бы РФ не утерять контроль над неформальными коммуникациями постороннего государства с российскими банкирами.

Если сейчас власти РФ, включая Минфин и правительство, не пойдут по этому пути - о российском суверенитете в среднесрочной перспективе можно уже будет просто забыть.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram