«У нас еще нет платной медицины. У нас уже нет бесплатной медицины. У нас есть медицина «по-знакомству». Такую фразу произнес недавно мой коллега. И по моему, он прав.
По опыту работы в коммерческих клиниках я могу сказать, что большинство из них ориентированы на «раскрутку» пациентов. Назначение ненужных анализов, консультации специалистов которые не актуальны при данном заболевании - это обыкновенная практика в частных клиниках.
В Москве я могу назвать лишь пару-тройку клиник, которые не стараться «сделать план», а назначают именно те исследования, которые необходимы при данном заболевании. Также я могу назвать клиники, где работают отличные конечные специалисты, но чтобы попасть к ним на прием нужно пройти сквозь строй «менеджеров от медицины» которые назначают множество ненужных анализов, тем пытаясь вылечить «от непонятно чего». Они тоже по-своему правы: есть план, который нужно выполнять, и от этого зависит их процент.
Про назначение дорогостоящих лекарств (фирмы производители которых являются под частую спонсорами этих клиник) я даже не упоминаю.
В государственных больницах и поликлиниках противоположная проблема. Из-за массовости потока пациентов врачи зачастую просто не имеют времени не то, чтобы собрать анамнез и назначить лечение. Все время поглощает конвейер с пациентами. Бегом, бегом, следующий. Пациенты превращаются из людей в «амбулаторную карту № ***». Врачи не заинтересованы в повышении своего уровня образования: нет времени, сил. Даже нет денег, чтобы купить нужные книги. Вот и создаются «общие библиотеки» в отделениях, в которые по крупинкам собираются и передаются новым врачам. Вот, например, Рейнберг «Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов» является букинистической ценностью и не переиздавался с 1967 года. Эта книга передается от рентгенолога к рентгенологу как величайшая ценность.
Единственным выходом из этого ада является «медицина по знакомству». Круг врачей очень маленький, и все друг друга знают. Если ко мне приводят пациента не по моему профилю, я звоню своим знакомым коллегам и прошу принять «моего пациента» И они помогают. Оперируют тяжелых пациентов, находят силы и средства для полной помощи. Точно также если позвонят мне, то я постараюсь изо всех сил сделать для «знакомого» все, что в моих силах: найду время, средства и силы чтобы помочь ему. Хочу стазу охладить скептиков: речи не идет о каком-то материальном вознаграждении, наоборот, врачи часто отказываются от благодарности, которое им предлагают пациенты. Что же касается других пациентов, я и мои коллеги им стараются помочь по мере своих сил. Но фраза «мой пациент» заставляет порой делать то, что выше моих сил и возможностей.
Мне очень жаль, что наша медицина катится в бездну. И я, как и многие мои коллеги стараюсь всеми силам помогать больным. Но, к сожалению, наши силы тоже не безграничны. Вот и выходит, что в нашей стране осталась только «медицина по знакомству».