МОСКВА. Заместитель главы администрации президента, отвечающий за межнациональные отношения, Магомедсалам Магомедов, отвечающий за многонациональные отношения, предложил ввести предварительный просмотр репертуара государственных театров перед показом – во избежание таких скандалов, какой произошёл с постановкой оперы "Тангейзер".
Комментируя скандал вокруг этой оперы, подчеркнул, что интерпретация Вагнера в новосибирской опере, господин Магомедов указал:
«Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя».
Если честно, то, в связи с этой ситуацией, можно было бы выдать множество высокоморальных и пафосных комментариев про цензуру, свободу творчества, светское государство и прочие тому подобные высокие гражданственные материи.
Однако же, я воздержусь, так как всё это тривиально и все эти высокие слова можно было бы ещё и тридцать три раза повторить, в то время как власть наша продолжила бы действовать по принципу "собака лает - караван идёт" (а вовсе не "Васька слушает, да ест", как Вы могли бы самонадеянно подумать).
Можно было бы задаться вопросом о том, почему это у нас в стране вопросы вопросы межнациональных отношений всё время поручают курировать представителям солнечного Дагестана - республики, которая на практике совершенно не демонстрирует особую успешность в части указанных отношений. Но и этим задаваться сейчас малополезно - традиция у нас такая сложилась, что курируют межнациональные отношения в стране выходцы из Дагестана. А традиции нерушимы. Что тут ещё скажешь.
Но вот есть одна проблема, которая возмущает часть населения в моём лице и, даже, наносит ей откровенное оскорбление.
Эта проблема - то, что высокопоставленный сотрудник АП позволяет себе публично высказывать взаимоисключающие параграфы и попросту не озабачивается тем, чтобы его речь имела минимальную степень логической связности.
Эта проблема не в том, что господин Магомедов, допустим, откровенный идиот. Есть мнение, что на таком посту даже скрытый идиот не мог бы оказаться, в АП работают люди умные и во взаимоотношениях с окружающими, скажем так, техничные.
Проблема в пренебрежении к формальному адресату сообщения. По всей видимости, господину Магомедову попросту плевать на то, насколько его слова выглядят логичными и убедительными для внимательного читателя. "Пипл схавает" - лозунг постсоветского масс-культа вполне воспринят и использован в качестве руководства к действию.
Велиречивая бюрократическая бессмыслица - очень удобная форма высказывания, чтобы за ней спрятать реальный смысл сообщения.
Который, заметим, достаточно однозначен.
Волнует ли Магомедасалама Магомедалиевича то, что художественное произведение, такое, как театральная постановка, хоть тривиальное, хоть нетривиальное, хоть скандальное как пресловутый "Тангейзер", хоть абсолютно сервильное и сделанное в формате "за всё хорошее" не может не возмущать чувства хотя бы какой-то части населения?
Художественные произведения предназначены, в том числе, для трансляции эмоций публике. Тех самых эмоций, которые она не смогла бы получить самостоятельно.
Если спектакль возмутил чувства зрителей своим художественным сообщением - режиссёр и актёры добились своей цели.
А если он возмутил чувства зрителей, например, своей бездарностью или там "религиозной пропагандой" или ещё какой-нибудь глупостью?
Вот, например, не так давно Театр «Содружество актеров Таганки» отцензурировал сказку Джанни Родари.
Революции в конце не происходит, просто ходоки добираются до Его Высочества принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц отменяет собственные несправедливые указы и остается и дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи - овощами.
Должен ли цензурный комитет Минкульта, опираясь на идею господина Магомедова отцензурировать эту постановку? Ведь она заведомо возмутила какую-то часть населения и оскорбила чувства этого населения? Если нет, то где граница? Если да, то, опять таки, где логический предел, как различить, возмущение какого сорта будет основанием для отказа госфинансирования постановки, а какого - не будет?
А может быть, господину Магомедову следовало бы формулировать свои пожелания более корректно и логично, чтобы они были видны явно?
Например, прямо сказать, что хорошо бы у нас в стране ввести цензуру художественных произведений, финансируемых государством, по религиозному принципу.
Но, тогда, заодно, было бы желательно и перечислить список окормляемых государством религий, чтобы не вышло недоразумений, таких, как случайное оскорбление чувств ваххабитов любой театральной постановкой с участием женщин, например.