Ограничения трансформации человеческой телесности в условиях современной НТР

В статье оценивается потенциал новых технологий в изменении человеческого тела. Показано, что до появления экзокортекса - массовые трансформации человеческого тела не будут нарушать единого стандарта техногенной цивилизации.


   In the article the potential of new technologies to change the human body. It is shown that until exocortex - widespread transformation of the human body will not break a single standard body, given technological civilization.
   У статті оцінюється потенціал нових технологій у зміні людського тіла. Показано, що до появи екзокортексу - широко поширені трансформації людського тіла не будуть порушувати єдиного стандарту тіла, що заданий техногенною цивілізацією.
  
   Ключевые слова: тело, экзокортекс, стандарт телесности, техногенная цивилизация, иерархическая компенсация, закон избыточного разнообразия.
   Keywords: body, exocortex, standard physicality, technological civilization, hierarchical compensation, law excessive diversity.
   Ключові слова: тіло, екзокортекс, стандарт тілесності, техногенна цивілізація, ієрархічна компенсація, закон надлишкового різноманітності.
  
   Проблема улучшения человека исследуется в философии, начиная едва ли не с "Государства" Платона, и неясных ещё образов евгеники.
   С тех пор предлагались самые разные проекты, и были максимально точно сформулированы крайние точки зрения. С одной стороны это консервативный подход, типичным проявление которого в философии можно назвать взгляды Ж.Ж. Руссо: не просто изменение человеческого тела, но даже само развитие цивилизации ведет к увеличению неравенства, несчастьям и т.п.
   С другой стороны - социальный и технологический оптимизм, который каждую эпоху порождает новые проекты трансформации человека. Если брать традицию, идущую от того Просвещения, то разнообразные проекты исправления общества, дополненные идеями воспитания человека - становятся все более смелыми. Вторая половина ХХ-го века принесла понимание того, что чисто селекционный подход невозможен и появились куда более значимые технологии, которые позволяют не ставить человеческую личность в зависимость от родословной. Сейчас наиболее известны трансгуманисты, которые прямо настаивают на будущей трансформации человека [5] и активно пропагандирует изменение его природы (новые материалы скелета, сосудов, новые глаза и т.п.). В их перспективных планах полная замена человеческого тела на машину, существование сознания в компьютере [4].
   Проблема осложняет тем, что органическое тело человека - лишь часть его социального образа. Существует "неорганическое тело", о котором рассуждал К. Маркс. Процесс "расширения человека" с помощью средств коммуникации описал М. Маклюэн [1]. Принципиальное изменение отношения к медицине и на порядок возросшая власть врача над телом пациента были предметом анализа Мишель Фуко [3].
   То, что человек зримо трансформируется под воздействием цивилизации - отрицать невозможно. Меняется внешность, характерные болезни, не говоря уже про образ жизни и массу имплантатов. Возможностей искуственного изменения человека появляется все больше. Проблема: что из потенциальных возможностей по трансформации тела массово использует человечество?
   Объект: трансформация человеческой телесности в условиях техногенной цивилизации.
   Предмет: предпосылки и ограничения трансформации телесности, создаваемые современной НТР.
   Но если попытаться взять в качестве отправной точки рассуждений некое фундаментальное, максимально общее противоречие? Такое противоречие задано в работах И. Фихте: человеческое "Я" постоянно оппонирует "не-Я" остального мира. Естественно, с XVIII-го столетия представления о человеке обогатились, и теперь упомянутое противоречие можно представить в другой форме: человек, как часть цивилизации и культуры это некая прослойка между всем еще не открытым, не оживленным его вниманием, и всем уже мертвым, пережитым, познанным, технологизированным и автоматизированным до того предела, человеческая личность просто избыточна. Каждый школьник в процессе обучения вынужден пропускать через своё сознание теоремы, доказанные еще в древности - но это человек в своём становлении. Если же мы рассматриваем некоего среднестатистического homo sapiens, обобщенного взрослого, состоявшегося представителя общества, то его интересуют более актуальные проблемы.
   Человеческое "Я", рассмотренное в таком качестве, отделено от "не-Я" уже другим противоречием, рассмотренным Е. Седовым и А. Назаретяном [2]:
   - закон избыточности: чтобы постоянно совершать новые скачки в своём развитии - человек должен обладать разнообразием. Неизвестно, какие качества понадобятся на следующем этапе, и сегодняшний "фрик" завтра может оказаться важнейшим специалистом. То есть человек должен находиться в процессе постоянного качественного изменения, заранее не зная, перспективно ли оно;
   - закон иерархической компенсации: чтобы могли существовать сколько-нибудь сложные системы - в их фундамента должны находиться однородная масса. Каждый кризис общества и завоевание лишний раз это подчеркивает: лишь смешавшись с завоевателями, побежденный народ может существовать дальше, и лишь расчет на одинаковых людей позволяет существовать армиям, громадным фабричным производствам и т.п. Но когда человек безо всякого осмысления следует шаблону, в итоге он теряет качества человечности, превращается в быдло.
   Если рассматривать в рамках этого противоречия, те трансформации организма, которые использует человек, то, вероятно, можно выделить следующих их группы:
   - медико-нормирующие - вся сумма вмешательств, когда врач изменяет организм, чтобы вернуть пациенту здоровье. "Норма" - широкое и вариабельное понятие;
   - эстетическо-религиозные: громадные перечень изменений организма, которые продиктованы вообще-то иррациональными соображениям (обрезание, шрамирование и т.п.);
   - утилитарно-экономические: человек изменяет себя, чтобы соответствовать запросам своего рабочего места. Это могут быть изменения в рамках нормы - скажем, наращиванием мышечной массы, чтобы лучше таскать грузы или сдавать нормативы при службе в полиции. А могут быть и калечащие изменения: последние десятилетия в разных странах периодически возникает тенденция - женщины проходят стерилизацию, чтобы гарантировать свой не уход в декретный отпуск.
   Эти три подмножества пересекаются.
   Первые формы трансформации телесности человека - преимущественно эстетическо-религиозные: разнообразные татуировки и шрамирование, выбивание зубов, обрезание и т.п. сейчас это разнообразные эстетические модификации.
   Но хирургические вмешательство медицинского характера тоже были - пробитые черепа со сглаженными краями отверстий. Сейчас нормирующее вмешательство врача наиболее широко распространено. Но где кончается нормирующее вмешательство? Например - удаление гланд и аденоидов.
   Возникает вопрос - где была экономическая составляющая? Экономическая составляющая долгое время оставалась скрытой в нормирующей. В том числе из-за ширины понятия "норма": грузчики, фехтовальщики, танцоры, не выходя за пределы, за внешние рамки образа человека - вынуждены трансформировать свои тела.
   Попытки дифференцировать представление о норме - поделить общество на страты в соответствии с реальными или потенциальными различиями - предпринимались в человеческой истории неоднократно. Индийские касты, разнообразные сословия и группы. В отдельных случаях деление даже могло иметь смысл: средневековый рыцарь с рождения лучше питался, оттого как правило не болел рахитом, как его солдаты.
   Но единство человеческого вида нарушить не удалось - происходил либо крах социальных структур, отстаивавших идеи такого деления, либо разнообразные запреты соблюдались недостаточно тщательно. В результате новым социальным структурам экстренно требовались кадровые ресурсы. Искусственный отбор для выведения человека - не удавался.
   Но каковы тенденции, которые смогла дать обществу техника и медицина за последние полторы-две сотни лет?
   Благодаря развитию техники - социальное в человеке все больше превалирует над биологическим. Технические устройства меняются порой быстрее, чем успевает сложиться профессиональное сообщество со своими характерными заболеваниями, не говоря уже о том, чтобы в нём началась селекция по физиологическим качествам. Поэтому общество заинтересовано в некоем едином стандарте человека, на основании которого можно будет привить новому индивиду его очередную социальную роль. Это привело к растущей стандартизации детства: одинаковые прививки, упражнения, нормы физического развития и т.п. Ещё большей стандартизации потребовали глобальные войны - взрослый человек обязан был при необходимости исполнять роль солдата. К середине ХХ-го века эта тенденция достигла пика и единообразие общества (помноженное на идеи равенства и конвейерное производство) всячески укреплялось. Иерархическая компенсация позволила осуществлять громадные индустриальные проекты, опирающиеся на массы людей-винтиков.
   Однако, последние сотни лет постоянно растёт и разнообразие чисто технологических задач, которые тяжело выполнять обычному человеку. Летчики испытывают значительные перегрузки. Использование радиоактивных материалов потребовало целой индустрии защиты человека. Возникает растущее противоречие между единым телесным стандартом "рядового гражданина" и потребностями техники (токсичностью продуктов горения, электрическим напряжением, уровнем шума, уровнем вибрации и т.п.). В отдельных областях, например, в беспилотной авиации, отсутствие человека рассматривается как необходимая предпосылка. Но за последние десятилетия автоматика не смогла достичь полной автономности. Ярче всего это проявляется в космической индустрии: дорогостоящие аппараты терпят крушения, потому что на орбите Марса возникают поломки, которые элементарно устранить при наличии человека, но стоимость пилотируемой экспедиции к тому же Марсу - заведомо выше суммарной стоимости всех автоматических зондов.
   Одновременно появляется все больше технологий, как модифицирующих человека, так и позволяющих сохранять работоспособность в случае калечащих травм. Капиталу требуется расширение рыка, поэтому постоянно расширяется понятие о "норме", когда утилитарно-экономическая трансформация выйдет за грань "нормирующей".
   Если подходить к вопросу на уровне чисто техническом, то главным препятствием становится скорость трансформации организма. Уже сейчас понятно, что селекционные проекты для узко-утилитарных технических задач - нерациональны. Да, люди со специфическими возможностями - жаростойкостью, особой моторикой и т.п. - найдут себе технологические ниши. Развивающаяся техника всегда несовершенна. Но эти работники должны стоить дороже (из-за своей уникальности, не стандартности), чем техника. А если работодатель экономит, то ему проще будет оплатить трех вполне обычных африканцев, чем одного дорогостоящего уникума. Генетическое программирование экономит время на селекцию, означают, как минимум, что человек должен вырасти и пройти обучение. Но даже в этом случае скорость трансформации человека проигрывает скорости изменения техники. Есть идеи о генетической трансформацией уже сформировавшихся организмов, но, опять-таки, какова будет стоимость?
   Если же говорить о прямой имплантации в организм технических устройств, то представьте человека, который десять лет назад вживил себе мобильный телефон: утилитарного смысла в такой трансформации нет вообще - модель катастрофически устарела.
   Однако, нельзя сводить всё и к скорости трансформации организма. Возникает проблема обратимости. Люди с имплантированными рогами, татуировками на глазных яблоках или наращёнными "вампирскими" клыками, как правило, не могут найти работу. Они слишком обыкновенны для того, чтобы выступать в цирке, но уже не соответствуют стандарту общества.
   Если рассматривать человека, как управляющую систему по отношению к технике, и поставить задачу расширения канала связи, то можно представить следующие модификации: новые виды колбочек в глазах, чтобы человек мог заглядывать в инфракрасный спектр, улучшение слуха, обоняния и т.п. Однако носитель подобных трансформаций столкнётся с неожиданной культурной пустотой: девятая симфония Бетховена не рассчитана на восприятие в ультразвуке. Это поставит задачу управляемого возвращение не только к стандарту внешности, но и к стандартам восприятия - слух и зрение необходимо будет контролировать. А восстанавливать её будут всегда медленнее, чем возвращать на место использованные инструменты.
   Проблемы скорости изменения организма - лишь отражают проблему соотношения единого стандарта человека и разнообразия, необходимого для развития цивилизации. Уход от единого стандарта человека обещает потенциальное развитие, разнообразие решений - но он невероятно затратен. Сейчас все богатство возможностей техники редуцируется к человеку, как к потребителю, к стандарту потребляющего организма, и одновременно - оно многократно шире чисто инструментальных возможностей организма. Разнообразие достигается социальной трансформацией человека - той суммой навыков и поведенческих норм, которые он усвоил.
   Если рассмотреть социальные роли и профессиональные навыки, как источник разнообразия - то мы видим процесс ежеминутного упрощения общества. Смерть последнего старика, помнящего уникальный язык, умеющего без компьютера решать сложные уравнения. Лично помнящего войны прошлых лет. В современных условиях, трансформация организма, которая позволит увеличивать разнообразие человека - это увеличение срока жизни. Разумеется, спустя какое-то время она может привести к застою в обществе, но это произойдет, как минимум, спустя несколько десятилетий.
   Как еще позволить человеку сохранять разнообразие социальных ролей? Внешняя беременность: уже сейчас для состоятельных женщин, занимающихся бизнесом, единственный способ сохранить свою карьеру и одновременно стать матерью - это нанять суррогатную мать, которая выносит чужой эмбрион.
   Таким образом нащупывается линия изменения человека: разнообразие должно быть получено без нарушения того стандарта, вокруг которого построена техногенная цивилизация последних веков. А это можно получить лишь дополнением, обогащением возможностей тела, ничего в человеке не убирая. Поэтому потенциальное деление общества в ближайшей перспективе пройдет не по линии инструментального оснащения организма, но по пути снижения издержек на поддержание стандартного тела. Смена поколений - самое затратное, что вообще может быть в существовании организма.
   Значит ли это, что человек в будущем сохранится неизменным, не смотря на пожелания трансгуманистов? Нет.
   Существуют возможности техники, которые не редуцируются к человеческому телу. Слишком сложная система не может управляться слишком простым элементом. И дело не в инфракрасном зрении или шестом пальце. Дело в возможности обработки информации. Например, управление мегамашиной (государством, корпорацией) требует всё больших интеллектуальных усилий. Человек не может реально осуществлять функции первого лица в государстве от юности до старости. Общество решило эту проблему расширением базы поиска подходящих для управления людей. Но в рамках общего стандарта - возможности даже самого талантливого управленца ограничены. А компьютеры всё лучше обрабатывают информацию - рано или поздно машина станет умнее человека.
   Поэтому единственной инструментальной трансформацией человека можно рассматривать экзокортекс: компьютер, который будет дополнением, продолжение мозга. То, что позволить устранить редукцию технической информации к телу человека, к возможностям его нервной системы. Любые другие технологии "отделяются" от человека: костер становится батареей отопления, свеча становится лампочкой - то есть целевая функция сводится в потребностям тела, а побочные факторы устраняются. Но вал информации не ослабевает: от библиотеки - к смартфону, когда все мировые новости и все книги буквально лежат на ладони. Преодолевается вербальный барьер - машина считывает информацию непосредственно с мозга [6].
   Финал этого процесса - перенос самого сознания в компьютер и утрата привычной телесности. При этом единый стандарт, за счет которого обеспечивается иерархическая компенсация - спустится ниже целостного организма, на уровень норм умозаключений, стандартов запасных частей и т.п.
   Но это - возможности уже следующей научно-технической революции.





   Вывод: трансформации человеческого организма, которые потенциально возможны благодаря новым медицинским технологиям, сдерживаются стандартами техногенной цивилизации, для которой человек - работник и потребитель. Потенциальными трансформациями могут быть либо те, что снижают издержки организма на поддержание социального образа, либо принципиально расширяющими возможности человека по обработке информации.
   Литература:
      -- Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека М.: Канон, 2003. - 672с.
      -- Назаретян А.П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность. 1993. - N 3. - С. 82-93.
      -- Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. - 310 с.
      -- Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, N 2
      -- Bostrom N. A History of Transhumanist Thought Faculty of Philosophy, Oxford University Journal of Evolution and Technology - Vol. 14 - April 2005
      -- Yannik R. NEURALDRIFT, A COLLABORATIVE MULTIPLAYER BCI GAME [http://neurogadget.com/2015/02/11/neuraldrift-collaborative-multiplayer-bci-game-inspired-movie-pacific-rim/10956]
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram