Вы понимаете, форум ориентирован на иностранных участников. Но у некоторых европейцев возникли проблемы с визой - возможно, мы сможм оплатить вам гостиницу, - сообщил мне организатор мероприятия с гордым названием Международный русский консервативный форум.
Научное конгрессное мероприятие проходило 22 марта в Cанкт-Петербурге конгресс-холле гостиницы Holiday inn, формальный организатор - общественная организация "Русский Национальный Культурный Центр - Народный дом", неформальный - партия "Родина".
Изначально предполагалось, что форум станет очередной интеграционной платформой по выводу России из международной изоляции и консолидации здоровых консервативных сил, ориентированных на идею национального суверенитета; однако в итоге ни Марин ле Пен, ни венгерского "йоббика" вытащить не удалось, а костяк иностранных гостей составляли различные европейские скорее правые, чем консервативные партии вроде германской НДПГ и греческой "Золотой Зари", итальянской "Новой Силы" и Джареда Тейлора, автора книги "Белая идентичность". Однако, среди иностранных гостей было пять депутатов европарламента.
Российский состав участников также нельзя было назвать широко представленным консервативным флангом - из безусловно выдающихся консерваторов стоит отметить прежде всего Константина Крылова и Михаила Ремизова; но, скажем, не было и разговора о приглашении Бориса Межуева или Дмитрий Володихина, а ориентация на иностранный состав участников привела к тому, что организаторы не ставили себе в качестве одной из приоритетных задач обеспечить приезд Павла Святенкова или Егора Холмогорова.
Не сочла возможным по идеологическим посетить сие меропиятие известная писательница, автор кнги "Мечеть Парижской Богоматери" Елена Чудинова. "По началу я предполагала свое присутствие, но в конце концов предпочла воздержаться. С теми достоынйми людьми и организациями, которые представляют интерес, я и без того нахожусь во взаимодействии. Но если уж один из организаторов откровенный сталинист, я прихожу к печальному выводу, что понятие "консерватизм" по-прежнему профанируется", - с сожалением заключила писательница.
Мероприятие дейсвительно получилось скорее правым, чем консервативным, со веми вытекающими последствиями, начиная от полного отсутствия околоцерковных консервативных интеллектуалов - тема религии вообще на форуме не поднималась, кроме стандартной риторики против радикального ислама, - и заканчивая ожидаемом "антифашистской истерикой" леваков и либералов всех мастей.
Партия "Яблоко" писала запрос в прокуратуру с требованием запретить "фашисткий форум", коммунисты обещали пикетировать мероприятие, либеральные СМИ захлебывались в истерике, фейсбук стоял на ушах.
Однако утром 22 марта перед конгресс-холлом гостиницы Holiday inn было довольно тихо, никаких пикетчиков не наблюдалось. Как я узнала позже, около 100 человек действительно собрались пикетом и громыхали кастрюлями около часу дня - но на форуме в этов время была в самом разгаре вторая сессия, поэтому почти никто из участников - кроме, пожалуй, вездесущего Константина Крылова - не смог посетить этот парад остракизма и вряд ли догадывался о его существовании.
Ближе к вечеру выходящие участники смогли наблюдать лишь характерного вида гражданского активиста с картонкой "Руки прочь от Новой Украины!"
Никакого особенного фашизма или неонацизма на форуме не наблюдалось - у ивентов "правого движа" есть свой неповторимый почерк, которого тут, повоторюсь, не было. Зигу никто не кидал, итогов второй мировой войны не персматривал, холокост не оправдывал, черепа не мерял, ходить с факельными шествиями не призывал. Разговоры некоторых СМИ и правозащитников про "съезд неонацистов" и "страшное мероприятие в городе Питере" ожидаемо оказались, скажем так, культурным преувеличением и партийной самодисциплиной.
Речи вступающих иностраных гостей сводились к традициональной риторике: националное освобождение стран Европы (от ига США), право русского народа на ирриденту, поддержка Донбасса, марионеточный режим Киева, защита семьи и традиционных ценностей, исламская угроза, Америка хочет войны от Сирии до Украины, необходимость новых международных институтов. Грек из "Золотой Зари" пожаловался на то, что его стране угрожают две проблемы - безработица и нелегальная иммиграция.
Особые надежды возлагались на Удо Фойгта из НДПГ - но и он остался в рамках крайне респектабельного евроскептицизма и, как говорится, "низажог".
Самыми сильными в интеллектуалном плане были выступления прездента ИНС Михаила Ремизова и лидера НДП Константина Крылова - тем самым еще раз подтвердив тезис, что весь конкурентоспособный дискурс современного русского консерватизма - это младоконсервативный дискурс и другой "территории генереции смыслов" на консервативной поляне пока не наблюдается.
Ремизов говорил о водразделе между России и Европы после крымских событий, о том, что на Украине под лозунгами национального достоинства произошли событя, ведущие к деградации общества и государства, а в плане национального строительства возобладала негативная национальная идентичность, которая пытается понять не "кто мы", а "кем мы не являемся". Также он отметил стремление Украины доверить свою судьбу и развите внешним акторам - Западу, Брюсселю, США - лишь бы не России. А после распада СССР Запад уже ни для кого не может являться донором развития.