«Окно Овертона»: русскоязычной аудитории оставили только одну точку зрения

Как «окно Овертона» стало страшилкой консерваторов и о чем писал Джон Овертон на самом деле
  
Месяцами «ВКонтакте» и ЖЖ репостят страшный текст про окно Овертона как технологию «разрушения общественных институтов и легализации морально недопустимых идей». Пугалка проникла и на страницы Интернет-изданий. Достаточно прочитать пару статей на сайте центра, где работал сам Овертон, чтобы понять, что речь совершенно не о легализации каннибализма. И не о разрушении, а о созидании. И не о технологии или научной теории, а о метафоре.
 
Аналитический центр Mackinac Center (штат Мичиган), в котором трудился ныне покойный Овертон, десятилетиями продвигает идеи свободного рынка, бросает вызов устоявшимся взглядам, что государственный контроль над чем-либо — единственное эффективное решение. Осмелюсь предположить, что идеи Овертона созвучны мыслям недавно умершего Кахи Бендукидзе, который реформировал Грузию после «революции роз» по принципу «как уменьшить госрегулирование, как сделать его менее мешающим жизни»: сократил число налогов и госаппарат, создав этим благоприятную атмосферу для развития бизнеса.
 
Окно Овертона не научная теория, а только метафора, которую Овертон придумал для наглядности. Чем больше вмешательство государства, тем меньше остается свобод. Например, если сделать все школы строго государственными и запретить частные лицеи и обучение на дому, то это будет типичный пример нижней границы «окна Овертона». Если упразднить государственные школы и отменить максимум регулирующих законов, то это будет типичный пример верхней границы «окна Овертона». 
 
«Вероятно, вы когда-нибудь сталкивались с тем, что читали о новой отличной идее изменений в государстве и думали: шикарный подход! почему бы законодателям просто его не воплотить? Но проходят месяцы, а вы даже не слышите обсуждений этой идеи политиками, не говоря уж о действиях. Этому есть причина: идеям требуется время, чтобы произвести изменения в политике»,—объясняется на сайте центра. Джон Овертон часто иллюстрировал свою идею про окно изменениями школьной системы штата Мичиган за 80-е и 90-е годы. В восьмидесятые «политики могли отстаивать незначительные, постепенные изменения в пользу обучения на дому, соглашались с существованием частных школ, но чартерные школы  определенно находились за границами обсуждения».  Чартерные школы (charter schools) появились в США в 90-е годы. Это бесплатные школы с госфинансированием, но существенно меньшим регулированием: «Для чартерной школы не существует никакой обязательной программы. Цель этих школ состоит именно в том, чтобы предоставить полную свободу педагогическому эксперименту. Эти школы не обязаны соблюдать такие требования, как минимум часов, отведенных на изучение какой-то дисциплины, минимальное количество академических часов в день, продолжительность учебного года и т.п. Однако знания, получаемые учащимися в школе, должны удовлетворять стандарту, законодательно принятому в штате» (источник).
   
В жутковатом посте про каннибализм ни разу не называются загадочные люди, так коварно манипулирующие обществом. Понятно, что кто-то очень плохой двигает окно Овертона, но непонятно, кто. 
 
Это оттого, что искажен смысл оригинала. При помощи метафоры окна Овертон объяснял: политики даже при желании не могут изменить общество прежде, чем само общество будет к этому готово. В оригинале у Овертона действующее лицо — само общество, а не какая-нибудь мировая закулиса из теорий заговора. Чтобы изменить государство к лучшему, нужно, чтобы в самом обществе укоренились новые взгляды. При этом общество может их принять, а может и не принять. Окно Овертона — это уздечка, в которой общество держит власть в демократическом обществе. Как бы политики ни хотели провести ту или иную реформу, они неизбежно думают о предстоящих выборах, на которых им обычно нужен успех. Они думают о своем политическом будущем. «Законодатели, поддерживающие политику за рамками окна Овертона, бывают двух видов: настоящие лидеры, у которых редкая способность сдвигать окно самостоятельно, или политики, которые рискуют проиграть выборы, потому что воспринимаются как не чувствующие реалий»,—поясняется на сайте центра. Там же в FAQ говорится, что окно Овертона лишь отражает взгляды и убеждения общества, независимо от того, ложные они или нет (например, знаменитое утверждение, что у Ирака есть оружие массового поражения, сделало политически возможной войну в Ираке). 

Интерпретации: начало
 
Если зайти на сайт Mackinac Center, в верхнем правом углу будет написано: «Ищете новую книгу Гленна Бека? Кликните здесь». Гленн Бек — американский писатель и журналист, ведущий, консерватор по политическим взглядам.

Метафора про окно вдохновила Бека написать художественную книгу «Окно Овертона». Washington Post в заголовке своей рецензии охарактеризовала «Окно» как «параноидальный триллер». По мнению автора рецензии, сюжетная линия «воплощает известную паранойю Бека по поводу тайного Большого Правительства, намеренного уничтожить свободы для добропорядочных граждан». «Опасность таких книг в том, что радикально настроенные читатели могут принять выдумку за факт или интерпретировать вымысел как отражение той реальности, с которой необходимо бороться любой ценой»,—замечает автор. Сам Бек поощряет всевозможные интерпретации, заявляя, что его книга хоть и художественная, но написана по реальным фактам. Автор же рецензии вспоминает «Дневники Тёрнера» Уильяма Пирса, который, по его словам, стал настольной книгой экстремистов, и полагает, что книга Бека рискует попасть в эту же «серию».  Летом 2013 года Бек выпустил продолжение и назвал новую книгу «Глаз Молоха».

От республиканцев к Рунету
 
В Рунете все источники сходятся на блоге Евгения Горжалцана (zuhel в ЖЖ). Судя по его отдельным записям в Интернете, он сторонник движения Кургиняна «Суть времени», участник Всероссийского родительского собрания, которое выступало за отмену усыновления за рубеж. В прошлом журналист (1998—1999 «Коммерсантъ», позже «АиФ», затем руководитель спецпроектов на радио «Говорит Москва»), сегодня Евгений специалист в области маркетинга и рекламы. . Судя по указанным местам работы «ВКонтакте», минимум до 2011 года Евгений работал в компании The Names, которая занимается продвижением корпоративных и потребительских брендов. 
 
В своем тексте «Технология уничтожения» Горжалцан усовершенствовал заметку с одного из консервативных американских сайтов о том, как при помощи «окна Овертона» легализовать однополые браки. Предположительно, иллюстрацию с каннибализмом он добавил уже сам. «Идеи, которые когда-то казались радикальными, прошли путь от неприемлемых до нормальных меньше чем за десятилетие. Первый пример здесь однополые браки»,—пишет Джо Картер на сайте «Евангельская коалиция» (The Gospel Coalition). Именно в этой заметке Картер предложил истолковывать «окно Овертона» применительно к «подрыву культурных устоев» (сам Овертон объяснял «окном» исключительно механизмы политических перемен). У Картера  впервые появляется заголовок «Как изменить общество за пять простых шагов», который в дальнейшем мутировал до «Технология уничтожения: как легализовать что угодно — от эвтаназии до инцеста». Кстати, среди многих прочих  пост про «технологию» с таким заголовком разместил и испанский сайт Russia Today.  В общем, теперь «технологии легализации педофилии» боятся не только в консервативных американских сообществах и на просторах Рунета, но и в других странах мира.

Оставили только одну точку зрения

Так что лежит в основе споров про «окно Овертона»? Борьба консерваторов и либералов. (Думаю, если придерживаться американской политической терминологии, это  классический спор демократов и консерваторов.) Либералы полагают, что изменения в обществе — это благо, и верят, что можно ускорить принятие того или иного мудрого закона, если общество этого по-настоящему захочет. Консерваторы склонны считать, что изменения в обществе, по меньшей мере в области отношения к ЛГБТ — часть общего движения мира к Апокалипсису. Отсюда и разные интерпретации «окна Овертона» (воплощенные с разной степенью честности и с разным уровнем наличия идеи о «мировой закулисе»).

Жаль, что до российской аудитории добралась только одна точка зрения. Мне кажется, Овертон переворачивается в гробу каждый раз, когда кто-то вбивает в Гугл запрос «Овертон каннибализм». Он точно не предполагал, что его красивая метафора в России будет всегда иллюстрироваться поеданием друг друга.


Алексей Храпов

 

Оригинал публикации.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram