Роль Белоруссии в исторической судьбе России переоценить невозможно. Вековая героическая борьба белорусского народа с Речью Посполитой за сохранение национальной самоидентификации и единение с Великороссией, вклад белорусских партизан в дело разгрома немецко-фашистского врага, великие жертвы, понесенные белорусами в эпоху Великой Отечественной войны – лишь некоторые страницы истории, свидетельствующие о непреходящей огромной ценности белорусского элемента в жизнедеятельности многонациональной российской цивилизации.
Вековое соседство с Западом породило у белорусов особое отношение к нему. Белорус в эпоху перестройки и в последующие 90-е годы оказался не столь впечатлен витринами и фасадами западного образца, как его русские и украинские собратья. В то же время, в течение давних лет белорусы постепенно и аккуратно учились у Запада наиболее ценным навыкам, востребованным на Родине, перенимая их в качестве элемента повседневного быта.
Достижения постсоветского периода в жизнедеятельности белорусского государства и общества в конце 90-х –начале 2000-х годов явились на тот период времени весьма впечатляющими. Александр Лукашенко, занявший пост Президента Беларуси в 1994 году, взял курс на единение с Россией и подъем материальной и духовной основ жизнедеятельности белорусского общества. Данных целей удалось добиться благодаря системной работе по восстановлению стремительно утрачиваемых в то время политических, социальных и экономических связей с российским общественным и государственным макропространством при одновременной активизации исторических сложившихся социокультурных кодов белорусского общества: духовной ориентации на великорусские ценности, почитания российско-советской историко-культурной системы символов и смыслов, трудолюбия, социальную справедливости и солидарности. Как результат, уже к началу 2000-х годов Белоруссия смогла преодолеть кризисные тенденции и перейти к всестороннему и устойчивому социально-экономическому росту.
Постсоветский социополитический и социокультурный феномен «белорусского чуда» отразился на жизнедеятельности постсоветского социума и прежде всего российского общественно-патриотического актива исключительно позитивным образом. Возрождение российской духовно-культурной матрицы на белорусском пространстве в совокупности с мощным интеграционным импульсом, идущим из Минска, а также примером внушительного белорусского социально-экономического успеха, заразили многие миллионы россиян энергией и верой. «Фактор Лукашенко» дал огромные надежды народам бывшего СССР на возможность исторического возрождения и нового единения в масштабах Великой российской державы 21 века. Не случайно Беларусь стала объектом нападок для различных врагов России, а сама фигуры Президента Беларуси вызывала у них припадки исключительной ненависти.
Пик темпов роста социально-экономических показателей в Беларуси пришелся на 2004-2007 годы. Более того, эффективность созданной общественной модели поначалу показала свою устойчивость и в периоды мировых экономических потрясений. В частности, кризис 2008 года Беларусь почувствовала не сразу, довольно долго сохраняя внутри себя благоприятные макроэкономические показатели. Резкое падение белорусской экономики произошло лишь во второй половине 2009 года, когда подавляющее большинство стран пик кризиса уже прошло. Связано это было как с существенным уменьшением золотовалютного резерва за указанный период времени и масштабной девальвацией белорусского рубля, так и с неблагоприятными изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, связанными, прежде всего, с ценовой политикой крупных российских нефтегазовых холдингов.
С сожалением приходится констатировать, что негативные экономические тенденции того времени во многом положили начало ползучему и нарастающему ухудшению положения дел в различных сферах белорусской общественной жизнедеятельности, которое со временем все более принимало черты системного кризиса. Анализ указанной ситуации заставляет констатировать, что, помимо ряда объективных геополитических и геоэкономических параметров современного мира, работавших против белорусской экономики и белорусского социума в целом, не менее важными представляются внутренние причины, выраженные в уязвимых местах сегодняшней общебелорусской политической организации. В самом обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:
- отсутствие стратегического целеполагания у российской правящей элиты на белорусском направлении. Белоруссия, как было показано выше, неотъемлемая часть многонациональной российской цивилизации. Этот тезис имеет серьезнейшее экономическое, социальное и геополитическое измерение. С прискорбием приходится констатировать, что в новейшей истории многие российские элитно-властные группы рассматривали и продолжают рассматривать Беларусь в качестве разменной монеты в торге с западными элитными группами. Указанная торговля, как правило, обуславливается лишь двумя целями: скорейшей интеграцией ее российских субъектов в политико-экономические топ-структуры Запада и максимально возможным «выжиманием» из Беларуси финансовых средств;
-отсутствие четкой и последовательной идейно-смысловой базы у самой белорусской элиты. При постоянно демонстрируемом отрицательном отношении Запада к белорусской социально-политической и экономической модели у данного общественно-политического макросубъекта оставались лишь две реальных возможности стратегического развития:1) вхождение в состав РФ на специально оговоренных условиях; 2) самостоятельное государственное развитие в рамках российского цивилизационного пространства при максимальной одновременной активизации дореволюционно-православных, красно-советских и традиционно-национальных социокультурных кодов. Лейтмотивом второго варианта общественного пути должно было стать стремление сказать возрождающейся России Новое Слово и вхождение в ее состав в порядке отдаленной стратегической перспективы. Повторим еще раз, что иных эффективных стратегий у белорусской элиты не было и нет.
Увы, ни та, ни другая стратегии не были в течение двадцати лет полноценно и последовательно реализованы. Даже в наиболее успешные годы для белорусской экономики вышеуказанные положения не приобрели характер устойчивых идеологических императивов. В последние же годы белорусская элита осуществляла лишь позиционное балансирование между российским и западным центрами силы, решая вопросы текущей сиюминутной конъюнктуры, усиливая тем самым кризисные тенденции в долгосрочной перспективе. Результат такой политики в конечном итоге оказался отрицательным. Несмотря на некоторое продвижение белорусских товаров на западный рынок, Белоруссия так и не получила на Западе звания полноценного экономического контрагента, в то время как во внешнеполитической ориентации западного истеблишмента Беларусь была и остается государством-парией.
В это же самое время многие элементы российского двадцатилетнего социокультурного регресса – масштабная коррупция, бюрократизация различных сфер государственной деятельности, вопиющее социальное неравенство, низкие доходы подавляющего большинства населения – все сильнее становятся каждодневной социальной практикой республиканской жизни. Сегодняшнее белорусское руководство, балансируя между различными мировыми центрами силы и собственной внутриэлитной борьбой, должно осознать, что долговременное позиционное сдерживание растущих регрессивных тенденций подобным способом может погубить республику во вполне ощутимой перспективе.
Еще раз напомним, что стабильная жизнедеятельность Беларуси является залогом стабильной жизнедеятельности России. В качестве иллюстрирующего примера обозначим, что роль функционирования российских ракетных частей, находящихся на белорусской территории, в обеспечении российской безопасности с Запада воистину огромна, и потеря подобного белорусского плацдарма для России может обернуться катастрофой. Исходя из этого, считаем необходимым, чтобы вопросы разрешения белорусской кризисной проблематики прорабатывались бы не только в Минске, но и в Москве. Правящие московские группы должны понять, что Белоруссия является для России главным форпостом на западном направлении, значение которого переоценить чрезвычайно трудно. Любое улучшение социально-экономической ситуации в республике будет резонансом отражаться на российском большом материке, и наоборот, обострение ситуации в Беларуси будет актуализировать для России новую систему угроз.
Российское и белорусское правительства в рамках Союза России и Беларуси должны разработать серию совместных программ, направленных на оздоровление социальной и финансово-экономической ситуации в республике. Одновременно российский бизнес, работающий в Беларуси, должен быть наделен общеобязательным пакетом социальных обязательств по отношению к местному населению. На официальном московском уровне также должен быть разработан пакет образовательных и культурных программ, позволяющих поднять знамя белорусской самобытности в рамках российского государственного социокультурного поля и наиболее эффективно обеспечить в него ее скорейшую интеграцию.
Белорусская же элита должна осознать, что у нее по-прежнему остается лишь два стратегических выхода - вхождение в состав России на специально-оговоренных условиях, учитывающих специфику республики, либо сохранение белорусского государственного суверенитета при четком позиционировании себя в рамках российского геополитического и геоэкономического пространства, сопровождаемого стремительной активизацией общероссийских цивилизационных и белорусских традиционно-национальных идейно-смысловых начал. Ситуация для полноценной и полнокровной реализации этих сценариев на сегодняшний день значительно менее благоприятна, нежели в 2007 году, но именно они по-прежнему являются единственно спасительными для сохранения жизнедеятельности республики в ее средне- и долгосрочной перспективе. Чем скорее произойдет осознанный выбор одного из предложенных выше путей и начнется его соответствующая последовательная реализация, тем больше у белорусского социума остается шансов на преодоление негативных тенденций и отстраивание более приемлемой модели будущего.