Вчерашний день ознаменовался замечательным представлением, подобных которому российские власти давно не давали для благодарного населения. Владимир Владимирович Путин внезапно расстроился проблемой прогрессирующего исчезновения пригородных электричек и устроил по данному вопросу публичный разнос представителю правительства.
Правда, личным объектом наезда стал вовсе не главный российский железнодорожник - Владимир Якунин, а, почему-то вице-премьер Аркадий Дворкович, который железные дороги вовсе не курирует, а просто доложил Путину соответствующий вопрос.
Редакция АПН с некоторым интересом отмечает, что Аркадий Владимирович, кажется, успешно прошёл очередной этап кастинга на работу в качестве PR-замены Анатолия Борисовича. Возможно, ещё через год два, российский народ с облегчением забудет вечнозелёный лозунг "Во всём виноват Чубайс!" и окончательно получит новый, свежий объект для ненависти.
Увы, происходящее совершенно не исчерывается вопросами PR и прочего подобного информационного обвеса.
Значительно важнее разобраться, что конкретно стоит за скандалом.
А картина то печальна...
Всего за первый месяц 2015 года планировалось приостановить 300 пригородных поездов в 39 регионах. Причем 204 поезда, по заявлению представителя РЖД отменяется по инициативе регионов. В частности, в Вологодской и Псковской областях электрички отменились полностью. Кроме того, значительно сокращается сообщение поездов в Тверской области (53 состава), Забайкальском крае (50), Нижегородской (37) и Тамбовской (19) областях.
Ужасная картина, вызванная, по официальной версии РЖД многолетней проблемой во взаимоотношениях с региональными властями, которые отказыватся оплачивать пригородные железнодорожные перевозки, как это предусмотренно законодательством.
Ситуация продолжается не первый год, за весь период реформы, которая была начата много свыше 10 лет назад, серьёзных продвижений не видно. Господин Якунин позиционировался всё это время как эффективный управленец, который выполнил mission impossible - привёл государствообразующего железнодорожного монополиста в безубыточное состояние.
Увы, сейчас мы видим, что эти эффективность и безубыточность оказались дутыми и вся бизнес-оптимизация свелась к тому, что от формальной структуры ОАО РЖД были отделены убыточные куски. Принцип "мне вершки, тебе корешки" в исполнении железнодорожника Якунина, к сожалению, не принёс особой пользы России как государству.
Что толку перекладывать расходы на содержание убыточных электричек из бюджета монополиста на бюджет региональных властей, если всё равно подразумевается, что эти расходы в том или ином виде несёт государство?
В докладе аудиторов Счётной палаты РФ по итогам плановой проверки сказано, что Минтранс и РЖД на семь лет опоздали с созданием пригородных пассажирских компаний (эта работа была частично завершена только в 2012 году). При этом РЖД, по мнению Счетной палаты, так и не разработала совместно с региональными властями мер по сокращению убыточности пригородных пассажирских перевозок. По утверждению аудитора Валерия Богомолова, РЖД не передали пригородным пассажирским компаниям мотор-вагонные подвижные составы и депо. При этом в 2012–2013 годах на расходы по пользованию подвижным составом, его ремонт и техническое обслуживание приходилось 80% расходов пассажирских пригородных компаний.
Прекрасная идея интенсификации бизнеса - неправда ли? Передать как бы в отдельные компании на кошт областей железнодорожные составы, а всю их инфраструктуру обслуживания оставить себе и выставлять счета. Редакция АПН полагает, что смысл юридического разделения ОАО РЖД и пригородных пассажирских компаний был немного не в этом. Можно было бы ещё круче поступить - передать регионам вагоны без колёс, колёса сдавать в аренду и жаловаться что местные власти не платят.
Увы, несмотря на то, что РЖД ранее неоднократно приватизировала свои ремонтные заводы, в данном случае мы видим лукавство Якунина-управленца, который, формально, поставленную перед ним государством задачу разделения бизнеса выполнил, а фактически обставил всё так, что вполне благое начинание год за годом выглядело идиотской затеей дурачков из правительства, которые "не знают реального производства".
Итог интересен - Путин стукнул кулаком по столу, потребовал решить вопрос немедленно и тот же Дворкович отправился куда-то искать 15 миллиардов рублей, которые уже успели насчитать за перезапуск электричек. А может быть поступить проще и, наконец, передать в ППК инфраструктуру, которая создавалась для обслуживания пригородного пассадирского сообщения?
Вот приедет барин - барин нас рассудит... но барин приехал и уехал, а проблема осталась и не может быть решена разовыми усилиями. Может в XXI веке пора уже уходить от этой странной управленческой парадигмы, может быть, раз уж принято на государственном уровне решение двигать отрасль во вполне определённом направлении - руководству РЖД стоит выполнять волю государства, а не саботировать процесс?