МОСКВА. Сегодня состоится заседание исполкома Российского футбольного союза (РФС). Основной темой мероприятия станет вопрос о рассмотрении споров между самим РФС, членами союза, лигами, клубами, игроками, официальными лицами, агентами.
Проект постановления исполкома РФС, оказавшийся в распоряжении журналистов, предусматривает решение всех споров исключительно в российских судах. В частности, говорится в проекте документа, РФС признает в качестве третейского суда, который вправе рассматривать все внутренние споры между РФС, его членами, лигами, клубами, игроками и т. д., Спортивный арбитражный суд (САС) при Спортивной арбитражной палате, действующей при Олимпийском Комитете России. Если это постановление будет принято, российский САС станет последней инстанцией по всем разногласиям, за исключением трудовых споров, которые будут рассматриваться в судах общей юрисдикции, указано в проекте. «Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) не заслушивает апелляции на решения САС в России и решения российских судов общей юрисдикции» - гласит этот документ.
Эти поправки не поддержал юридический комитет РФС, они не прошли обсуждение в лигах и среди профсоюзов, но все равно были вынесены на исполком.
Мнения по поводу планируемого нововведения неоднозначны.
У российского САС есть очевидные минусы по сравнению с CAS. Он создан в 2003 г., и у него нет опыта большого рассмотрения футбольных споров, за 11 лет САС рассмотрел всего около 100 дел по всем видам спорта, тогда как CAS рассматривает более 300 футбольных дел в год. Кроме того, арбитрами CAS являются около 300 юристов с мировым именем, а в списке САС только 25 арбитров, лишь несколько из них имеют опыт разрешения споров в футболе.
Но наибольшую опасность для футбола несет передача споров в суды общей юрисдикции, которые теперь будут вынуждены иметь дело с такими неизвестными российскому праву понятиями, как трансферы футболистов, права третьих лиц, трансферные выплаты. Может выйти, что это существенно затруднит защиту прав российских футболистов и клубов.
С ним согласны несколько членов юридического комитета, попросившие об анонимности. Они считают, что Толстых возмутил недавний
Президент САС, ректор МГЮА Виктор Блажеев считает, что спортивные споры должны решаться в российских третейских судах. Исключение можно сделать для иностранных субъектов. Важно, чтобы суд был доступным, а про CAS это сказать трудно, - говорит он.
Редакция АПН полагает, что происходящее лежит вполне в публичном русле процессов автономизации России не мог не повлиять и странный статус крымских футбольных клубов, принудительно выведенных UEFA из Чемпионата России.
Уставы FIFA и UEFA допускают создание независимых арбитражных судов на национальном уровне и такие суды вправе принимать решения по тем категориям споров, которые напрямую не отнесены FIFA или UEFA к ведению CAS, однако, по уставу FIFA ee члены — национальные федерации обязаны исполнять решения CAS, признаваемого ассоциацией независимым судом для разрешения споров,
Но, коли скоро у нас уже публично зашла речь о выходе России из Совета Европы (что автоматически повлечёт за собой прекращение юрисдикции ЕСПЧ над Россией), странно было бы ожидать, что нечто подобное не произойдёт и в каких-то других, более специальных областях права.