В результате воссоединения Крыма с Россией, положение на внешних рубежах существенно изменилось к лучшему. Теперь Черноморский флот, который является одним из базовых элементов обороны всех юго-западных границ, акваторий, важнейших судоходных и транспортных путей, больше не стоит перед угрозой потери своей главной военно-морской базы в Севастополе. Период "подвешенного" положения флота завершился.
Вместе с тем, Крым обострил весьма интересную проблему обороноспособности, которую можно условно назвать проблемой "островных территорий" России. Это такие территории, с которыми, по географическим, экономическим или политическим причинам нет прямого сухопутного сообщения, но они обладают большим значением для всей страны. В эти "островные территории" входят:
- западный анклав - Калининградская область, отделенная от России территорией прибалтийских государств, членов ЕС и НАТО,
- Крым, ныне связанный с Россией только паромной переправой,
- Сахалин и Курильские острова, с которыми есть только воздушное и морское сообщение,
- Камчатский полуостров, который хоть и не отделен проливами, но автомобильных и железных дорог туда не построено, есть только воздушное и морское сообщение, в силу чего полуостров с транспортной точки зрения является "островом".
У этих "островных территорий" есть еще одно интересное свойство - в них расположены почти все незамерзающие гавани и бухты: Балтийск и Калининград, Севастополь, Петропаловск-Камчатский. Это очень ценное свойство, поскольку большинство российских портов замерзает зимой и на некоторое время выключается из навигации, в особенности ценное для базирования военно-морского флота, которому требуется выходить в море в любое время.
Наконец, если бросить взгляд на карту, то окажется, что "островные территории" окаймляют Россию почти точно по периметру и в этом смысле являются передовыми военными форпостами.
Особые районы
В общем-то, это не новость. Военное командование еще в начале 1990-х годов оценило важность и значение этих "островных территорий" для обороноспособности. Уже в 1994 году был образован Калининградский особый район (еще известный под названием Калининградский оборонительный район - КОР), в котором все силы флота, сухопутной армии и авиации были сведены под единое командование. Ранее он не входил в систему военных округов, по после реформы 2009 года КОР включили в состав Западного военного округа в качестве отдельной военно-административной единицы.
Сама по себе идея создания особого района пришла из опыта Великой Отечественной войны. Тогда Ставка ВГК, основываясь на печальном опыте обороны крупных военно-морских баз: Лиепаи, Риги, Таллина, Севастополя, показавшем настоятельную необходимость объединения сил флота, армии и авиации для обороны базы, стала создавать морские оборонительные районы (их было создано 13). После войны, когда неотложная надобность в обороне военно-морских баз и приморских промышленных центров отпала, эти оборонительные районы были преобразованы в военно-морские базы или расформированы. Но опыт пригодился.
После распада СССР и провозглашения независимости прибалтийских стран, Балтийский флот понес колоссальный ущерб, утратив многие базы, аэродромы, склады, другую инфраструктуру. Калининградская область оказалась отрезана границами. Хотя можно было проехать через территорию Литвы, но было очевидно, что снабжение флота и войск в области может быть поставлено под угрозу в случае любого мало-мальски серьезного политического конфликта. К тому же, прибалтийские страны вошли в НАТО, и это создало угрозу атаки на Калининградскую область с двух сторон. Из этого положения и возника идея образования КОР. Под единым командованием флот и войска в нем становятся мощной силой, способной как обороняться, так и нанести упреждающий удар, вплоть до локального ядерного апокалипсиса - КОР может "дотянуться" до 20 атомных электростанций в Европе. Если вскрыть их реакторы ракетными ударами, Северная Европа на ближайшие десятилетия превратится в один большой заповедник. Это явно была одна из веских причин загадочной радиофобии в Германии и настойчивых требований закрытия АЭС и развития "зеленой" энергетики.
В 2000-е годы численность войск в Калининградском особом районе значительно сократилась, с 25 тысяч до 11,6 тысяч человек, выводилась бронетехника и артиллерия. В 2012 году в российской прессе стали говорить о необходимости "реанимации" КОР, а в шведской печати раздавались голоса о том, что они теперь не боятся этого особого района. Действительно, сокращение флота, армии и авиации превратило весь особый район в преимущественно обороняющийся.
Кроме КОР был еще один особый район - Камчатский. В отличие от Калининградского, чья эпопея более или менее освещалась в прессе, о нем практически не было публикаций. Можно было узнать о славной истории Камчатского оборонительного района во время Великой Отечественной войны, в частности, впечатляющего штурма японского острова-крепости Шумшу вблизи южной оконечности полуострова. Но и тут вполне очевидная все та же генеральная идея особого района - свести все силы в удаленном районе (а Камчатку отделяет от главных баз Тихоокеанского флота в Приморье более чем 1200 морских миль) под единым командованием.
В августе 2014 года, как заявил президент России Владимир Путин, в России появится еще один особый район - Крымский. В результате воссоединения с Россией Крым не имеет сухопутной связи с Россией, паромное сообщение не всегда бывает надежным, и к тому же, появился агрессивный сосед, за спиной которого стоит все то же самое НАТО.
В силу того, что международная обстановка сильно изменилась и эпоха политического благодушия ушла в прошлое, оборонительное значение этих особых районов или "островных территорий", резко подскочило.
В чем нужда нового термина?
Если есть военный термин - особый (оборонительный) район, то какая нужда вводить дополнительный термин "островные территории"? Нужда такая, что у оборонительных приготовлений есть и экономическое измерение, не говоря уже о проживающем на этих территориях населении и имеющихся там промышленных и инфраструктурных объектах. В условиях вероятной войны все хозяйственные воспросы на этих "островных территориях" резко обострятся, и это желательно предусмотреть заранее.
Если посмотреть с этой точки зрения. то становится совершенно очевидным исключительное плохое положение Калининградского особого района. В нем до сих пор используются немецкие электрические сети, построенные еще при гауляйтере Эрихе Кохе, потери в них составляют 22% генерации, электростанции сильно изношены, отсутствует резервная мощность и все это хозяйство питается газом, подаваемым по одному газопроводу через Литву. Вдобавок, все генерирующие мощности сосредоточены вокруг Калининграда. Один удачный налет вражеской авиации, и КОР останется без электроэнергии, без которой оборона района развалится. По этой причине усилиение КОР состоит не только в том, чтобы перебросить туда дополнительные силы и технику, но и в том, чтобы реконструировать систему энергоснабжения, сделать ее трудноуязвимой для ударов вероятного противника, разработать схему перевода энергосистемы из мирного в военный режим, а также иметь запас топлива на случай войны и осады.
Другие особые районы: Крымский и Камчатский, имеют положение с энергетикой получше. Там есть разрабатываемые газовые месторождения, а на Камчатке есть также геотермальная энергетика. Но и тут нелишне иметь военный запас мазута и угля. Взгляд на них как на "островные территории", которые в случае войны будут блокированы врагом и отрезаны от снабжения, заставляет поставить вопрос о таком их хозяйственном развитии, чтобы во время войны они могли обеспечить потребности военного персонала и гражданского населения полностью или по большей части за счет собственных ресурсов или заранее созданными запасами.
Термин "островная территория" подчеркивает главную слабость этих районов: частичную изолированность их и зависимость от видом сообщений, которые в случае войны скорее всего будут перерезаны; обращает внимание на проблемы, которые должны быть решены в первостепенном порядке, наряду с чисто военным усилением этих особых районов:
- создание запасов продовольствия, топлива, материалов на определенный, расчетный период войны,
- создание надежной энергосистемы, использующей по возможности местные энергетические ресурсы,
- выработка долгосрочного плана развития сухопутных коммуникаций: строительство мостов, тоннелей, магистральных дорог (применительно к Крыму и Камчатке),
- строительство или оформление комплекса промышленных предприятий, абсолютно необходимых для поддержания боеспособности особого района и выработка плана их быстрой мобилизации,
- выработка плана эвакуации гражданского населения и создание необходимой инфраструктуры: временные городки, причалы для погрузки на суда, аэродромы и т.д.
Правда, стоит отметить, что в случае с Калининградским особым районом последний пункт фактически выпадает. В случае войны (которая в этом регионе вероятнее всего будет с блоком НАТО), эвакуация гражданского населения из области будет невозможной или крайне трудноосуществимой. Гражданскому населению, от мала до велика, придется поневоле присоединиться к войскам. По большому счету, осада КОР неизбежно будет схваткой насмерть. Потому целесообразно иметь в области военные запасы вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия в расчете на все сколько-нибудь боеспособное население области, ну и, конечно, иметь план быстрой и тотальной милитаризации.
Еще две "островные территории".
Впрочем, только лишь Калининградом, Крымом и Камчаткой дело не ограничивается. В России существуют еще два таких района, которые тоже являются "островными территориями" и тоже имеют колоссальное значение для обороны. Первый из них - Сахалин и Курильские острова. Второй - Новая Земля.
Их высокое оборонное значение очевидно. На Сахалине есть крупные запасы нефти и газа, которые стали основным источником топлива для всего Дальнего Востока. Сахалин и особенно острова Курильской гряды имеют ряд удобных бухт, пригодных для стоянки и рассредоточения флота (в годы Второй мировой войны у японцев на этих островах был целый ряд укрепленных военно-морских, военно-воздушных и армейских баз), а также между Курилами пролегают незамерзающие проливы, через которые из Японского и Охотского морей можно выйти в открытый океан. К тому же, отношения с Японией по поводу Курил остаются традиционно напряженными, отказа от мысли о "возврате" там не произошло, так что укрепление вооруженных сил и флота на островах вовсе не лишне. К тому же, Сахалино-Курильский особый район будет прикрывать Камчатский особый район и защищать его главную опору - судоходный маршрут.
Новая Земля, известная своим испытательным полигоном, также имеет стратегическое значение и прикрывает доступ в Карское море и к полуострову Ямал - главному району газодобычи в России, очень узявимому сейчас энергетическому ядру. Бухты Новой Земли, обращенные к Баренцевому морю, весьма удобны для стоянки и базирования судов, и там можно создать ряд баз для рассредоточения и оперативной поддержки Северного флота, а также разместить там крупные авиационные силы, которые будут накрывать все Баренцево море, север Скандинавии и даже выход в Северную Атлантику.
Здесь тоже потребуется решить целый ряд военно-хозяйственных вопросов, в особенности длинный применительно к Новой Земле: региону с суровым климатом, почти неосвоенному, где все придется создавать практически с нуля. Но это значительно усилит и улучшит передовой рубеж обороны, охрану важнейших акваторий, судоходных путей, портов и другой экономической инфраструктуры. Также, хорошо оснащенные особые районы, как уже отмечалось, смогут не только обороняться, но и наносить упреждающие удары, от чего может зависеть сам ход вероятной войны.