Изменение международной обстановки и рост напряженности в мире, по-новому ставит многие, казалось бы, давно решенные вопросы. К их числу относится и оборона Арктики, ставшей в последние годы предметом противоречий между несколькими арктическими державами. По мере того, как будет увеличиваться экономическое значение Арктического региона, в частности, обусловленное росто добычи нефти и газа на шельфе, да и вообще другими ископаемыми ресурсами, которых в регионе много и они практически не тронуты, значение обороны Арктики будет только расти. Не исключена вероятность вооруженных провокаций и столкновений в этом регионе.
Нужно напомнить, что в годы Второй мировой войны командование Кригсмарине организовало выход рейдера "Адмирал Шеер" в советские арктические воды и нападение на порты в устье Енисея. 27 августа 1942 года гитлеровский рейдер атаковал порт Диксон, но не смог прорваться к важному порту и разрушить его. По некоторым сведениям, собранным уже после войны, немецкие подводные лодки широко оперировали в арктических водах, нападали на караваны, полярные станции, высаживали на берег партии, и даже имели в островах в советской Арктике стоянки и временные базы (некоторые из них были найдены после войны). Уже 70 лет назад Арктика имела большое значение, а теперь, в силу экономических и политических изменений, ее значение радикально возросло. Так что вероятные боевые действия в Арктике - это не фантастика и не сюжет только для учений.
Эскадренный ледокол
В последние годы весьма многое делается в оборонной сфере в Арктике: проводятся крупные учения, восстанавливается аэродромная сеть, постепенно усиливаются войска и состав Северного флота. Но эти успехи показывают и слабую сторону арктических военных приготовлений - ограниченные возможности действий флота в акваториях, покрытых льдами. Во время похода основных сил Северного флота к острову Котельный в Море Лаптевых в октябре 2013 года, эскадра забрала с собой четыре атомных ледокола: "Ямал, "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр" - весь действующий атомный ледокольный флот России.
В этом месте возникает вопрос: "А если война, то что делать будете?". Боевые действия могут начаться в такой момент, когда атомные ледоколы будут в море или на обслуживании, или еще по каким причинам их нельзя будет собрать в кулак и отправить на проводку Северного флота во льдах. Такая ситуация не только вероятна, но и вполне может быть целенаправленно использована или даже организована разведкой вероятного противника. Иметь сильный Северный флот и оказаться неспособным в решающий момент использовать его на большей части акватории Ледовитого океана - это могут быть предпосылки тяжелого поражения.
Учения 2013 года наглядно показывают, что военно-морским флотам нужны свои ледоколы, которые будут не только входить в состав соответствующего флота, но и будут полноценными боевыми единицами. Почему бы не ввести новый класс боевых кораблей, скажем - "эскадренный ледокол", то есть ледокольное военное судно, либо обеспечивающее проводку эскадры во льдах, либо самостоятельно действующее в акваториях, покрытых льдами (это может быть помощь гарнизонам отдаленных островов, прикрытие хозяйственных объектов, проводка и прикрытие конвоев и т.п. задачи). Появление в составе Северного флота 2-3 эскадренных ледоколов резко расширит его боевые возможности и позволит действовать по всему Ледовитому океану почти в любой ледовой обстановке.
В качестве прототипа для эскадренного ледокола можно предложить дизель-электрический ледокол ЛК-25, водоизмещением 22,2 тысяч тонн. Мощность установки 25 МВт, скорость хода 17 узлов, проходимость льда до 5 метров, возможность непрерывного движения во льдах до 2 метров толщиной. Комплекс вооружения может быть аналогичен вооружению ракетного крейсера (комплекс "Вулкан", торпедные аппараты, реактивные бомбовые установки, АК-130, АК-630, ЗРК "Оса-МА" и "Форт"). Такой боевой корабль может не только ходить во льдах, но и самостоятельно выполнять боевые задачи. Такая боевая единица будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.
В России много лет обсуждается вопрос о развитии ледокольного флота и строительстве новых ледоколов. Под споры, на практике дело повернулось в сторону отхода от атомных гигантов. Судоходные компании, работающие в арктических морях, строят суда ледового класса, способные по большей части обходиться без ледоколов, приоритет отдается строительству дизель-электрических ледоколов, которые дешевле, проще в обслуживании и не имеют ограничений на заходы в морские порты (суда с атомной силовой установкой такие ограничения имеют). Возможно, целесообразно, в свете такой тенденции и роста напряженности в мире, обратить строящиеся и запланированные к постройке ледоколы ЛК-25 в военные суда и направить на пополнение Северного флота? Если боевых действий в Арктике не случится, эти ледоколы будут иметь мирное предназначение и могут проводить гражданские суда, так сказать, для пущей безопасности судоходства.
Арктический "москитный флот"
Под "москитным флотом" обычно понимается флот из сравнительно небольших судов или катеров, быстроходных и маневренных. Понятие появилось в годы Первой мировой войны, и тогда же было продемонстрировано, что небольшие суда могут при грамотном применении справиться с гораздо более сильным противником. Скажем, 10 июня 1918 года итальянский торпедный катер потопил австро-венгерский линкор "Сент-Иштван", судно, несопоставимо большее по размерам и огневой мощи. Подобные истории повторялись и в последующем. Конечно, есть сторонники и противники "москитного флота", высказываются аргументы за и против него. Но в целом, практика целого ряда военно-морских флотов показывает, что "москитный флот" весьма хорош для обороны побережья, для контратак в стиле "ударил - убежал", а в благоприятных условиях годится и для нападения. Причем это относится как к надводным, так и к подводным кораблям.
Само сочетание "москитный флот" для Арктики на первый взгляд выглядит странно и даже нелепо. Однако, учитывая протяженность береговой линии, множество островов и архипелагов, шхер и фьордов, здесь есть все условия для тактически правильного использования небольших, скоростных и маневренных кораблей. Наконец, лед. Покрытые льдом акватории могут быть и должны восприниматься не как досадное препятствие, а как выгодный фактор и союзник. Он помогает передвигаться с большей скоростью и позволяет при необходимости оторваться от преследования уходом на ледовое поле, недоступное для кораблей вероятного противника.
Понятно, что и суда арктического "москитного флота" должны отличаться от классических прототипов. Это, конечно, суда на воздушной подушке. Описывать все их преимущества для Арктики нет нужды — они очевидны. В России разрабатываются и строятся суда на воздушной подушке всех типов и размеров, от небольших катеров до малого десантного корабля "Зубр" проекта 12322, водоизмещением 555 тонн, способный перевозить три танка или 140 человек и 10 БТР. Два таких судна сейчас в составе Балтийского флота ВМФ России. Планируется на базе судостроительного завода "Море" в Феодосии, в Крыму, возобновить производство судов этого типа.
Почему же, при всех своих достоинствах: возможности двигаться по морю, суше и льду, скорости до 60 узлов, не использовались для усиления Северного флота? Видимо, по той причине, что они создавались как десантные корабли, с акцентом на перевозку пехоты и бронетехники, и в них просто не усматривали другого предназначения. Хотя, по своим размерам и водоизмещению МДК "Зубр" близок к малым ракетным кораблям проекта 1234, но резко превосходит их в скорости: 60 узлов против 35 узлов максимально у малых ракетных кораблей.
Малый ракетный корабль, несмотря на свои весьма скромные размеры, имеет радиолокационный комплекс "Титанит", артиллерийскую установку АК-725, ЗРК "Оса-МА" и главное оружие - ПКР "Малахит", "Термит-Э" или "Оникс". Аналогичный комплекс вооружения может быть установлен и на МДК "Зубр" и получится боевая единица, почти идеальная для атак в стиле "ударил - убежал". Оснащенные ОГАС, торпедами "Шквал-Э", глубинными бомбами, ракетными противолодочными комплексами, он могут стать очень неплохими малыми противолодочными судами.
Даже в Баренцевом море, в котором обычно действуют намного более крупные корабли, у судов такого типа будет много целей и много работы. Если на всех российских архипелагах, окаймляющих Баренцево море, создать сеть промежуточных баз, где такие суда могут дозаправиться и пополнить боекомплект, то под их ударами будет вся акватория этого моря. Тем более, что при переделке "Зубра" из десантного в ракетное или противолодочное судно, можно увеличить запас топлива и увеличить тем самым дальность плавания. Они годятся и для обороны главных баз Северного флота, и для контратак.
Для действий в глубинных морях Ледовитого океана, покрытых льдами, где вероятность встретить надводный корабль противника очень низка, акцент можно сместить с противокорабельных ракет на артиллерийское и зенитное вооружение. У судов этого типа может также оставаться отсек для десанта или груза. Даже один такой корабль с сильным артиллерийским и зенитным вооружением резко усилит любой арктический гарнизон, позволит отбить нападение или пресечь высадку десанта. Такие суда могут охранять ключевые точки судоходных трасс, бухты и стоянки судов, порты, устья рек, острова с размещенными на них базами и аэродромами. При их противодействии, широкие аэромобильные операции вероятного противника в Арктике станут весьма рискованным делом.
Хотя развитию военной техники присущ определенный консерватизм и новые типы вооружения и боевых кораблей далеко не сразу прокладывают себе дорогу в жизнь, тем не менее, об этом нужно думать и такие корабли нужно строить и вводить в строй наших флотов, хотя они могут быть весьма недешевыми. Лучше, однако, потратить деньги на новые корабли, чем в случае войны оказаться неспособным защитить свое арктическое побережье.