Уже практически год Местную общественную благотворительную организацию Центр исламской культуры «Иман» г.Казани, которая была учреждена 29 ноября 1990 года, пытается захватить семья Сабировых. Напомним, что вдохновителем и создателем Центра исламской культуры «Иман» был известный религиозный и общественный деятель Валиулла хазрат Якупов.
Валиулла Якупов (слева) и Наиль Гарипов.
После трагического убийства хазрата в июле 2012 года члены организации поручили возглавить Центр мне, Наилю Камилевичу Гарипову, как заместителю Валиуллы хазрата по Центру исламской культуры «Иман». Встав во главе общественной организации после гибели Валиуллы хазрата я также возглавил Апанаевскую мечеть в качестве имама: с 1992 по 2012 годы ее имамом был покойный Валиулла хазрат, после его гибели община мечети доверяла мне стать ее имамом.
Апанаевская мечеть
На тот момент я, будучи кандидатом исторических наук, работал в Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (с 1996 года) и заведующим отдела социально-политических исследований Центра исламоведческих исследований АН РТ. В Центре исламской культуры «Иман» я работал с момента его создания, т.е. с 1990 года, был все эти годы заместителем председателя «Имана». Понимая, что совмещать работу в Академии наук Татарстана и в Апанаевской мечети будет сложно, я сделал свой выбор в пользу работы имамом и председателем Центра исламской культуры «Иман». Подчеркну, что никто до 2014 года не ставил под сомнение легитимность моего избрания имамом и председателем центра «Иман»: ни светские власти, ни Духовное управление мусульман Татарстана. Я как новый председатель Центра «Иман» и имам Апанаевской мечети провел перерегистрацию документов в 2012 году. Документы на перерегистрацию смогли подать только в ноябре, а получить готовые документы только в декабре 2012 года.
Во время получения мною в Налоговом органе уставных документов со стороны ДУМ РТ поступили первые настойчивые требования по поводу передачи в собственность муфтията здания, принадлежащего Мусульманской общине при Апанаевской мечети. С этого момента начинается то, что мы называем рейдерским захватом наследия Валиуллы хазрата Якупова со стороны Духовного управления мусульман РТ и его ставленников. Я – человек по своей натуре законопослушный, старался не конфликтовать с татарстанским муфтиятом, после прихода к власти Камиля Самигуллина на пост муфтия Татарстана принял это как данность, поэтому требование передать здание (как потом выяснилось не одно) в пользу ДУМ РТ воспринял как допустимая мера. Со стороны общины Апанаевской мечети и Центра исламской культуры «Иман» было дано согласие и предложение проведение всех процедур передачи имущества в рамках законодательства Российской Федерации. В связи с чем для разъяснения ситуации было проведено собрание, которое зафиксировано на видео и выложено в Интернет, где перед общиной и членами ЦИК «Иман» выступил представитель ДУМ РТ, который ссылаясь на Федеральный закон, говорил о законности требования передачи имущества общины в пользу ДУМ РТ. При этом клятвенно было заверено, что здание будет оставлено в пользование собственно общине и ЦИК «Иман», а со стороны ДУМ РТ будет оказана организационная и финансовая помощь в ремонте здания. Если мы посмотрим сегодня на это здание, а речь идёт о здании по улице Марджани 28, то увидим что кроме косметического ремонта перед Универсиадой и некачественной замены кровли, ремонт по зданию не проводился. Более того это здание до сих пор остается без отопления, хотя во время передачи здания ДУМ РТ община неоднократно в письменной форме обращалось к его руководству по поводу решения вопроса отопления. Кроме этого из-за ситуации с имуществом общины Апанаевской мечети в адрес Гарипова начали поступать угрозы со стороны работников ДУМ РТ, первая из них была озвучена ещё 18 июня 2013 года. Мне стали говорить, что я должен уйти из Апанаевской мечети, а все имущество отдать «их человеку». Муфтият решил это обставить формальной процедурой, для чего объявил об организации 1 августа 2013 года собрания прихода Апанаевской мечети и провести на нем смещение меня с поста имама. Причем в ДУМ РТ никого не интересовало, что сами члены общины тогда были категорически против таких действий муфтията. В связи с тем, что ситуацию вокруг Апанаевской мечети в своих статьях в СМИ стал освещать известный религиовед Раис Сулейманов, увидев в таких действиях муфтията откровенный произвол и надругательство над наследием Валиуллы хазрата, собрание по смещению провалилось, и никто из ДУМ РТ в назначенный день не пришел.
Тогда план по рейдерскому захвату Апанаевской мечети начинает развиваться иным способом. В тайне от прихода Апанаевской мечети и меня как ее имама, заместитель нового муфтия Татарстана Нияз Сабиров проводит регистрацию нового прихода Апанаевской мечети, состоящего более чем наполовину исключительно из его родни. Представьте, что Вы – имам мечети, официально возглавляете ее приход, а через некоторое время Вы узнаете, что кто-то зарегистрировал у Вас за спиной приход Вашей же мечети, объявил себя ее имамом, в один день приходит к Вам в мечеть и говорит, что он теперь тут имам, всё имущество мечети теперь его, а Вы тут теперь никто. И если Вы пытаетесь возразить что-то, то Вам говорят, что такой захват происходит с благословления нового муфтия Татарстана. Вот именно так всё это произошло в отношении Апанаевской мечети. 23 декабря 2013 года на собрании Казанского мухтасибата (собрали всех имамов Казани), куда меня пригласили, из рук нового муфтия Камиля Самигуллина его тогдашний заместитель Нияз Сабиров получает свидетельство имама на Апанаевскую мечеть, при этом мне, действующему имаму этой же мечети, никаких письменных претензий предъявлено не было. Не было проведено собрания общины и других формальных действий со стороны ДУМ РТ. Меня просто ставят перед фактом: теперь в Апанаевской мечети, где я вот уже 1,5 года как имам, будет теперь новый имам. На следующий день Нияз Сабиров приходит в Апанаевскую мечеть как хозяин и требует от меня передачи его приходу всего имущества мечети. Это классический пример рейдерского захвата, который характеризует нового муфтия и его политику. Нетрудно догадаться, что сопротивляться действиям ДУМ РТ, которых административно поддерживают чиновники, у меня не было возможности. Чтобы как-то придать видимость легитимности рейдерского захвата, попытались запустить версию о том, что я был «неэффективным менеджером», для чего предварительно муфтият уничтожил систему самофинансирования мечети. Дело в том, что содержание Апанаевской мечети обеспечивалось за счет хозяйственной деятельности Центра исламской культуры «Иман». На его балансе находилось здание на ул.Тукая 38, где располагался долгие годы офис организации, сдавались площади здания в аренду (в частности, там действовало халяльное кафе). За счет этого дохода удавалось покрывать расходы мечети. ДУМ РТ это здание отобрало в свою собственность под предлогом его ремонта и под обещанием предоставить по его завершению офиса для Центра исламской культуры «Иман». Однако после двух месяцев эксплуатации здания муфтиятом арендующие помещения предприниматели в декабре 2013 года были выгнаны. О проведение ремонта со стороны ДУМ РТ и его качества свидетельствует сегодняшнее состояние здание и его использование. Если советских людей испортил квартирный вопрос, то современных религиозных лидеров Татарстана испортил явно имущественный вопрос.
Нияз Сабиров (в центре), Ахмат Сабиров (справа).
Возвращаясь к клану Сабировых (Нияз Сабиров действует не один, за ним стоит группа его родственников, главным из которых является его родной дядя – Ахмад Сабиров), хотел бы обратить внимание на то, что клану Сабировых принадлежит мечеть «Ак» в Ново-татарской слободе Казани (имамом ее числится Ахмад Сабиров). Несмотря на то, что из федерального бюджета на её реконструкцию было выделено в своё время около десяти миллионов рублей ход, здание мечети находится в удручающем состоянии до сих пор. Любой может проехать в Ново-татарскую слободу и сам в этом убедиться (ул.Кызыл Татарстан, 20).
Мечеть "Ак" в Ново-Татарской слободе г. Казани (современное состояние).
Видимо, поняв, что ремонтировать мечеть «Ак» хлопотно, кланом Сабировых было принято решение захватить уже готовенькую мечеть, что и было предпринято в отношении Апанаевской мечети с благословления нового муфтия Татарстана.Нияз Сабиров помимо Апанаевской мечети завладел типографией Центра исламской культуры «Иман» и музеем Валиуллы Якупова. Тем не менее, в устной форме с кланом Сабировых была достигнута договоренность о том, что Центр исламской культуры «Иман» г.Казани не будет объектом рейдерского захвата. Поскольку административный ресурс на стороне Нияза Сабирова, нам ничего не оставалось как вынужденно смириться с фактом рейдерского захвата Апанаевской мечети. В скором времени стало понятно во что собираются превратить нашу мечеть новый владелец: в ней стал вести пропаганду таджикский проповедник Али Ибодов с Вьетнамского рынка, которого вскоре трудоустроили в Отдел дагвата (пропаганды) ДУМ РТ. Вообще, то, что творится сейчас в ДУМ РТ после прихода к власти на пост муфтия Камиля Самигуллина, у очень многих людей вызывает вопросы. Идеологические убеждения многих новых сотрудников муфтията, появившихся с новым муфтием Татарстана, (как и принадлежность самого Самигуллина, как выясняется, к турецкому фундаменталистскому джамаату) вызывают вопросы. Об этом уже пишут федеральные издания открыто.
Прекрасно понимая, что клан Сабировых постарается устроить рейдерский захват не только Апанаевской мечети, но и Центра исламской культуры «Иман» в скором времени, мы перерегистрировали нашу общественную организацию, приняли новый устав, поменяли юридический адрес, чтобы избежать попыток захвата организации, а чтобы не было манипуляций в будущем, ввели строго фиксированное членство в организации. Как мы и предвидели, несмотря на первоначальные заявления, что ему «”Иман” не нужен», Нияз Сабиров не остановился на достигнутом и потребовал от меня передачи Центра исламской культуры «Иман» г.Казани, сославшись на мнение муфтия Камиля Самигуллина. Желая урегулировать ситуацию мирным путем, было предложено с нашей стороны заключить меморандум с Сабировым как новым имамом Апанаевской мечети. Эту идею поддержал и Аппарат президента Татарстана, поскольку наблюдая за рейдерским захватом клана Сабировых наследия Валиуллы хазрата, все же понимал, что творится несправедливость в отношении меня. Меморандум со стороны Нияза Сабирова так и не был подписан под различными предлогами: все время Сабирову что-то не нравилось. После чего идея с меморандумом о взаимодействии потеряла свой изначальный смысл как мирное урегулирование проблемы.
Мы не отчаялись, и в новых сложившихся условиях стали вести работу как общественная организация. Да, у нас материальные возможности ограничены. И это понятно: имущество все прихватизировано, но мы продолжили свою работу как общественная организация. Активно включились в сбор гуманитарной помощи для беженцев из Новороссии, провели 4 круглых стола на актуальные темы по мусульманской проблематики, не имея типографии (она отобрана Ниязом Сабировым) возобновили выпуск журнала «Мусульманский мир», активно выступаем за мемориализацию памяти павших татарских воинов Российской империи в Первой мировой войне, организуем субботники на мусульманском кладбище в Адмиралтейской слободе г.Казани. Стараемся не унывать и продолжать дело Валиуллы хазрата Якупова, пусть и в такой нелегкой ситуации. Казалось бы, клану Сабировых можно было бы успокоиться: не став восстанавливать мечеть «Ак», хотя и получив на это деньги, клан захватил рейдерским способом Апанаевскую мечеть, получил в пользование типографию и музей, пустил для агитационной работы таджикских проповедников, т.е. за год очень усилив свое положение, можно было бы отстать от Центра исламской культуры «Иман». Однако аппетиты у Сабировых не уменьшались. Желание захватить Центр «Иман» сохранилось. И вот что мы узнаем: 29 ноября 2014 года Нияз Сабиров провел у себя в Апанаевской мечети XXIV съезд якобы Центра исламской культуры «Иман», собрав туда членов Татарского общественного центра. Принимается резолюция, где требуют быть татарским националистом (тут сразу чувствуется влияние ТОЦа). Хотя на федеральном уровне принята поправка к закону №112 о пропаганде нацизма. Там Нияз Сабиров выступает как председатель Центра исламской культуры «Иман». И это при том, что в этот же день мы как законный Центр исламской культуры «Иман» проводим свой XXIV съезд в форме круглого стола «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман Татарстана», о чем мы заранее проанонсировали в СМИ. Получается, что есть Центр исламской культуры «Иман», который я возглавляю официально как правопреемник Валиуллы хахрата Якупова, и мою легитимность как председателя общественной организации никто не ставил под сомнение с 2012 года после убийства Валиуллы хазрата до того времени, пока Нияз Сабиров не захватил Апанаевскую мечеть, и есть лже-«Иман», председателем которого объявил себя начальник Отдела дагвата ДУМ РТ. И мы видим, что лже-«Иман» стараниями клана Сабировых превращается в религиозное крыло Татарского общественного центра. Мы это расцениваем как продолжение действий рейдеров из ДУМ РТ, т.е. конечной целью клана Сабировых было превратить Центр исламской культуры «Иман» в религиозное ответвление ТОЦ . Нам ничего не оставалось, как обратиться в прокуратуру Вахитовского района г.Казани. Нияз Сабиров своими действиями довел ситуацию до такой степени, что мы вынуждены обращаться в правоохранительные органы за помощью, чтобы они утихомирили Сабирова: он не является председателем официально зарегистрированного Центра исламской культуры «Иман» и не может выступать от его имени, проводить собрания, съезды и т.д.
Более того хотел бы обратить внимание многих на ту игру, вокруг термина «традиционный ислам». Я в своих статьях уже неоднократно говорил об условности термина и применимости его только в узконаучных целях. Однако этот термин политизируется и подменивается на самом деле его настоящее значение. За традиционный ислам сегодня выдают националистический ислам, его ещё любят называть татарским. Традиционным ислам может быть только для определенной культурной общности, в том числе и этнической. В нашем понимании традиционный ислам имеет более широкое значение, нежели этнический или татарский ислам. Мы говорим о широких духовных традициях в рамках одной религиозно-правовой школы, которая охватывала и охватывает огромнейший регион. Нам же порой предлагают ислам в рамках одного этноса и выдает за традиционный. Причем вопрос традиционности сводится только к языку общения и не более того. Поэтому вместо изучения по-настоящему традиционного для татар религиозного наследия нам пропагандируют непонятные традиции с некачественным переводом. Вроде того, что «нельзя обгонять учёного человека на улице», или «одевать штаны сидя» (об этом в своих видео-лекциях говорит новый муфтий Татарстана Камиль Самигуллин). А ведь многие татарские или башкирские народные традиции связаны не только с народным фольклором, но и самое важное с исполнением пророческой традиции.
К сожалению, после всего, что всё здесь описано выше, можно констатировать, что новое руководство ДУМ РТ на самом деле далеко от традиционного ислама, также далеко оно и от простого народа. Истинным хранителем традиционного ислама всегда будет народ.
Автор - председатель Центра исламской культуры «Иман» г.Казани.