Почему для русских Татарстана не важен институт президентства республики

Тема необходимости сохранения наименования должности президента для главы Республики Татарстан остается одной из активно будируемых в местных СМИ. Представители татарской национально озабоченной интеллигенции охотно высказывают свое недовольство «диктатом Москвы» и запретом «иметь своего президента Татарстану», а местные СМИ спешат тиражировать подобные заявления «обеспокоенной диктатом Москвы» татарской общественности о том, что «для татар важно иметь своего президента Татарстана», что это, дескать, внушает им гордость, повышает «этническую самооценку», вселяет в них «самоуважение» и т.д. Однако при всех этих пафосных заявлениях, сопровождающихся проведением Татарским общественным центром и Союзом татарской молодежи «Азатлык» пикетов в «поддержку демократии и института президентства в Татарстане», остается любопытным равнодушие и пассивность русского населения этого региона к данной проблеме.

«Ничего удивительного в этом нет: русские справедливо считают, что должность «президент Татарстана» появилась в эпоху разгула сепаратизма и националистического реванша в республике, это ведь один из атрибутов «парада суверенитетов», приведшего к установлению этнократической формы политического устройства региона, где русские оказались в роли национального меньшинства», - считает эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Он задается вопросом: «Что дал русским «суверенитет» Татарстана? Ничего хорошего. Наоборот, появилась латентная дискриминация в отношении нетитульного населения. Может президент Татарстана хоть раз откликнулся на просьбы русских дать их детям изучать в школах русский язык в полном объеме и по программе родного языка? А ведь они неоднократно обращались публично и в письмах, и в заявлениях, и на митингах и пикетах. Так с какой стати тогда русским защищать институт президентства в Татарстане, если «русский вопрос» так и не решен ни бывшим президентом Минтимером Шаймиевым, ни действующим Рустамом Миннихановым?»

«В настоящее время вопрос о названии должности главы Татарстана имеет символический характер. Представители татарского этноса воспринимают Татарстан как форму собственной национальной государственности. Соответственно, должность президента РТ является для них определенным символом», - комментирует казанский политолог Глеб Прожилов ситуацию с равнодушием русских к требованиям местной этнократии сохранить должность президентства. По его мнению, «для русских же в силу их общероссийской идентичности наименование должности главы республики не имеет значения, тем более содержательных политико-правовых последствий смена названия не несет».

Заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета, профессор Владимир Беляев призывает исходить из общемировой практики государственного устройства зарубежных стран: «Ни в одной стране мира частями страны не управляют президенты. Президенты, короли и т.п. главы независимых государств могут править лишь в частях конфедерации (т.е. не государства, а равноправного и непрочного союза разных государств)». Политолог считает, что «именно в конфедерацию и превращали Россию Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР 1990 года и Конституция Татарстана 1992 года». «В 2002 году от этого во многом власти Татарстана вынуждены были отойти в период восстановления единого правового поля страны. Следовательно, речь идет не о гордости и самоуважении татар, а о стремлении их части в лице региональных властей и аффилированных с ними националистов продолжить дискредитированную в глазах большинства татар и русских линию 1990-х на сепаратизм и этнонационализм. Поэтому дело тут не в этническом конфликте между русскими и татарами», - уверен Беляев, добавляя, что «опросы 1990-х-2000-х гг. четко показывают, что сепаратизм (включая и популярность игнорирования норм государственного права) никогда не привлекал большинство татар и уровень сепаратизма неуклонно снижался к концу 1990-х, а в 2000-е гг. он вообще резко упал, став маргинальным течением общественной мысли, свойственным амбициозным властям, желающим прикрыть несоблюдением норм госправа захват почти всей собственности в РТ лицами, родственными или близкими к правящей элите, и обслуживающими эти идеи "национальными интеллигентами"». «Им противостоит превалирующее и консолидирующееся на пророссийских позициях большинство татар и русских», - резюмирует профессор.

«Среди огромного числа своих знакомых разных национальностей и взглядов мало тех, кто действительно беспокоится о том, как называется должность первого лица республики», - отмечает кандидат социологических наук Алексей Насыбуллин. По его мнению, «это говорит о том, что в быту для рядовых граждан этот вопрос не столь принципиален». «Для россиян Президент и человек номер один в стране, которого постоянно обсуждают и за которого переживают - это Владимир Путин. Но с точки зрения политики и переговорного процесса на высоком международном уровне, возможность называть главу региона именно президентом дает некий статус и определенные плюсы для республиканской власти. И тут этот момент носит не столько идеологический аспект, сколько чисто практический, учитывая то, что руководство республики делает акцент на работу с иностранными инвесторами и привлечению капиталов в регион. А на эти средства создают новые предприятия, заводы, рабочие места. Поэтому для политических и бизнес кругов Татарстана данный вопрос важен, при чем независимо от национальности того или иного чиновника или крупного предпринимателя», - полагает казанский социолог.

Свое мнение выразили эксперты из Башкортостана, где ситуация во многом схожа с Татарстаном, и процесс смены названия должности также сопровождался возмущение «национально озабоченной общественности». «В вопросе о наименовании должности главы региона жители Татарстана и Башкортостана сталкиваемся с феноменом "кричащего меньшинства", когда активное меньшинство населения всячески политизирует проблему и пытается поставить ее в центр общественного внимания», - дает характеристику этой ситуации ассистент кафедры политологии и истории Башкирского государственного университета, кандидат политических наук Евгений Беляев. По его словам, «этнократически-ориентированная интеллигенция пытается обозначить общественный запрос на сохранение должности "президент" в национальных республиках, однако в реальности когда этот вопрос встал перед Башкортостаном, он исходил лишь от небольшой организации "Кук Буре" и нескольких сайтов и блогов, в том числе признанных судом экстремистскими». «Однако когда запроса нет в реальности, его иллюзию создают путем неоднократного повторения, и порой достаточно успешно.
В свою очередь русское население в республиках менее этнополитизировано и склонно оценивать деятельность руководителей субъектов федерации прежде всего по основаниям социально-экономической эффективности всего по реальным экономическим показателям. В защиту сохранения должности "президент" в Башкортостане не выступила ни одна русская или татарская организация», - делает вывод эксперт.

«Тему переименования должности президента Башкортостана мы поднимали пожалуй первыми ещё на «Русском марше» 2013 года в Уфе, тогда лозунг звучал, как "одна страна - один президент"», - вспоминает председатель башкортостанского регионального отделения Национально-демократической партии, философ Константин Кузнецов. Когда же в свою очередь было объявлено о переименовании должности, и башкирские националисты начали протестовать, русская общественность Башкирии не стала делать особых заявлений в поддержку этого начинания, т.к. посчитали вопрос решённым. «Разве что наименование должности на башкирском - "башлыгы" вызвало некое недоумение, но тут можно списать на издержки "креатива" наших чиновников», - отмечает политик.

Как уже сообщали ранее СМИ, в 2010 году были приняты поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти», согласно которым название должности руководителя региона не может называться «президент», это закреплено только за главой Российской Федерации. Поправки устанавливают четкий срок реализации этого положения федерального законодательства – до 1 января 2015 года. После этого во всех национальных республиках состоялось подобное переименование. Татарстан остался единственным регионом, где еще до сих пор не реализованы требования федерального законодательства.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram