Главный редактор сибирской редакции «Агентства Политических Новостей» Ростислав Антонов пообщался с Игорем Мартыновым, мэром Донецка, за день до выборов глав и депутатов Народного совета ЛНР и ДНР.
Как восстанавливается и выживает в условиях ещё не совсем успокоившихся военных действий город Донецк, и с какими проблемами пришлось столкнуться мирному населению – читайте в материале «Агентства Политических Новостей»
– Как Донецк переживает этот, почти революционный период?
– Если не учитывать пару районов, где бомбят, то жизнь в городе ничем не отличается от прежней, той, которая была у нас до военных действий. Все коммунальные службы работают в штатном режиме, никаких проблем с кадрами мы не имеем. Да, какая-то часть людей выехала, но мы быстро это компенсировали. Сегодня, к примеру, мы провели субботник по высадки деревьев – это было запланировано ещё в начале года, когда никто ещё и не мог предположить, что здесь будет война. Мы стараемся вести жизнь своим чередом.
– Что с экономикой города?
– Сегодня всё в ручном режиме. Те налоги, которые собираем, мы до сих пор платим Украине. К сожалению, даже за октябрь, при практически полной остановке промышленного производства, при потребности в 520 млн. гривен в пенсионный фонд, мы собрали лишь 300 млн. Эти деньги из казначейства Украины нам обратно не возвращаются. Наша задолженность по пенсионному фонду составляет порядка полутора миллиарда гривен.
– Поступают ли какие-то средства от Киева?
– Да, частично поступают какие-то деньги. Задолженность бюджета перед городом составляет порядка 100 миллионов гривен по текущим счетам, зарплатам. Киевские власти нам не платят ничего кроме зарплат и пособий, а если и платят, то не перманентно. Сегодня им захотелось заплатить коммунальщикам, завтра – шахтёрам. Трудно уловить какую-то логику в их действиях. Мы, честно говоря, теряемся в догадках, заплатят они, или нет. Мне, после моего назначения не платили четыре дня. Просто потому, что киевскую власть возмутило, что появился руководитель от Донецкой Народной Республики. Честно говоря, до смешного доходит – детский сад «Фиалочка». Но мы аккумулируем средства, которые ещё остаются здесь. Накапливаем каждую крупицу, делим. Кроме того нам помогает и премьер-министр Александр Захарченко, который дал и уголь, и топливо для коммунальных предприятий.
– Сможет ли город отказаться от практики перечисления денег в Киев и выстроить собственную систему финансирования?
– Однозначно, сможет. Эта техническая проблема, нам нужно время. Нужно создать Центробанк, что тоже не так-то просто. После этого мы сможем вести нормальную жизнь.
– Многие жители Донецка жалуются на то, что в городе возрос уровень бандитизма. Удаётся ли справляться с этим?
– Эта проблема возникла, когда наша регулярная армия пришла из Славянска и Краматорска и была расселена в Донецке. Люди, которые три-четыре месяца воевали в окопах и попали в мирный город, отреагировали на это немного неадекватно. Те жители, которые, напротив, не видели военных действий, тоже были не подготовлены к такому. Эта встреча мирных жителей и военных сказалась не очень хорошо. Военные постреливали, начались угоны машин, воровство. Когда был поставлен этот вопрос, издался ряд законов, которые позволили стабилизировать ситуацию, пусть и не полностью, но тенденция положительная. Одной из главных задач, возложенных на меня, был анализ противоправных действий, происходящих на территории Донецка. Мы вступили в контакт с военными. Я только приехал от министра обороны, мы обсуждали часть вопросов, связанных с задержаниями, для выявления тех людей, которые реально что-то нарушили. После принятия конституции мы создадим ряд подзаконных актов, которые позволят нам регулировать правовое поле.
– Регулярно город подвергается бомбардировкам. Мы знаем, что было произведено несколько пусков баллистическими ракетами «Точка-У», в частности попало в химзавод. Как я понимаю, жертв среди мирного населения достаточно много. Удаётся ли оперативно реагировать службам, таким как скорая медпомощь, МЧС?
– Город в течение полугода находится в непрерывных военных действиях, поэтому и МЧС, и скорая помощь дежурят постоянно. Они реагируют моментально – тушатся пожары, вывозятся и спасаются живые люди. У нас в рамках республики в каждом городе создан штаб по восстановлению разрушений. Мы взаимодействуем в режиме «онлайн». Сегодня переназначили людей в администрации, поменялся принцип работы, отчётность и информирование. Несмотря ни на что, мы первые запустили отопление, дали воду, в Киеве этого ещё нет. Почувствуйте, как говорится, разницу: как можно быть сытыми, и ничего не иметь, а как воевать, но объединившись, преодолевать трудности.
Мы благодарны Российской Федерации за ту помощь, которую она оказывает. Из центра по восстановлению мы подаём заявку в Россию, откуда нам приходит помощь – стройматериалы, живая сила и так далее.
– Экономика города – это, прежде всего, предприятия. И именно они подвергаются обстрелам: химзавод, шахты…
– Да, шахты сегодня стоят практически все. Недавно мы запустили шахту «Трудовская» – это тоже на той территории, где проходят военные действия, но неделю назад мы сумели подать туда электричество, и уже на протяжение трёх дней там идёт добыча угля под городское хозяйства. В самом начале у нас произошла катастрофа на шахте им. Горького, уже был затоплен «Горизонт-700», поэтому, зная специфику Донецка, мы действительно боремся за то, чтобы было сухо.
– Сколько предприятий сейчас разрушено в городе? Что удаётся восстанавливать?
– По частным предприятием мы не ведём подсчёт, а если смотреть на крупные, то заработал завод по производству холодильников «Норд», у них хорошие контракты с Россией, Казахстаном, Узбекистаном. Через месяц начнёт работать часть металлургического завода, со второй пока проблема из-за подбитых железнодорожных путей, но и она тоже восстановится до конца ноября. Основные крупные предприятия оживают. Поверьте мне, когда закончатся все эти обстрелы и военные действия, мы построим такое государство, которому позавидует не только Украина, но и многие другие.