СОЧИ. Форум гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог», действовавший с 2001 года, в этом году, кажется, не состоится. Его проведение планировалось в конце октября в Сочи, но он перенесен на более поздний срок, который не указывается организаторами. Об этом говорится в официальном сообщении пресс-службы форума.
На прошлой неделе стало известно, что от участия в форуме отказались представители ряда неправительственных организаций Германии, в том числе в том числе Фонд имени Генриха Белля, «Германо-российский обмен», «Европейский обмен», а также представители Amnesty International и Greenpeace. Представители ряда организаций призвали правительство ФРГ бойкотировать «Петербургский диалог».
Так же Der Spiegel сообщал о том, что в связи с событиями на Украине власти Германии отказались от межправительственных консультаций с российской стороной, которые обычно проводятся параллельно форуму «Петербургский диалог».
Редакция АПН полагает, что несмотря на всю любовь Национального Лидера к стране, где он работал штрилицем в годы своей молодости, на фоне подобного демарша лавочку следовало бы поприкрыть или существенно переформатировать.
Мы искренне не понимаем - у российского бюджета нет уже других направлений для затрат, кроме как возить в РФ Greanpeace и прочих "цивилизаторов", явно не расположенных к России? Если в период обострения межгосударственных и межнациональных отношений, эти структуры проявили незаинтересованность в диалоге, а присоединились к обструкции - значит реальной заинтересованности в диалоге гражданских обществ у них и в более спокойный период времени не было.
Нет никакого резона тратить силы, время и деньги на имитацию диалога гражданских обществ России и Германии.
Сейчас между европейцами (в том числе немцами) и россиянами отношения сильно обострились.
Но эти люди не захотели ехать в Россию даже просто поговорить, обсудить взаимные разногласия. Или даже не обсуждать, а просто поддержать общение по другим темам.
Мы допускаем, что, например, через год, отношения, усилиями государственных деятелей, как-то будут отрегулированы. Допустим.Мы видим, что государства ведут достаточно интенсивный диалог по спорным вопросам и их руководство между собой старается хотя бы как-то коммуницировать.
Но зачем нам тогда будут нужны эти "партнёры по диалогу" в виде статусных европейских общественников, если они не просто не вложились своим символическим капиталом в поддержание диалога во время кризиса, но сделали прямо противоположное - вложились в его разрыв? Фонд имени Генриха Белля, «Германо-российский обмен», «Европейский обмен», а также представители Amnesty International и Greenpeace и другие, не упомянутые в сообщениях СМИ органиазции, только что продемонстрировали, что диалог с российским гражданским обществом им на самом деле не нужен.
Мы полагаем, что в случае возобновления деятельности "Петербургского диалога" из участия в нём должны быть исключены те западные общественные организации, которые по своей инициативе отказались в нём участвовать в 2014 году.
Если же, в результате, немецких участников форума не наберётся в каком-то убедительном количестве... увы, следует публично сказать, что "Петербургский диалог" выполнил свою миссию, внёс вклад и лепту в улучшение отношений между народами, но, как показал 2014 год, форум исчерпал свой ресурс и, в дальнейшем, в том же виде, функционировать уже не будет.
P.S.
И последнее, хотя и не лишнее.
Российское руководство проявило фантастический такт и гуманизм, не увязывая, при общении с той же фрау Меркель, тему геноцида русского народа во время Великой Отечественной Войны с текущими событиями. У редакции АПН подобного дипломатического ресурса нет, поэтому мы прямо заявляем:
Немецкому гражданскому обществу, а равно и немецкому руководству следовало бы максимально дистанцироваться от кампании давления на Россию в связи с украинскими событиями, как минимум, до окончания того периода времени, пока живы люди, которые помнят заход немецких войск в Славянск и которые проводят прямые аналогии между тем, как они отсиживались по подвалам в тот период, когда Краматорск переходил из рук в руки и тем, как они отсиживались по подвалам в 2014 году.
Тем более, неуместны разговоры о вводе немецких военнослужащих на ту самую территорию, в земле которой ещё лежат немецкие мины и снаряды, оставшиеся от ТОЙ войны. В России многие семьи до сих пор помнят родственников, потерянных в те годы и если уж говорить о работе по улучшению отношений между народами, на которую и был направлен "Петербургский диалог", то возникает вопрос о том, как вообще могут улучшаться эти отношения усилиями подобных невеж.
Именно немецким организациям сейчас нужно было бы выступить с призывами к диалогу и общению с россиянами на любых возможных площадках. Именно немецкому руководству нужно было бы проводить и проводить консультации с российским, а не демонстративно отказываться от него. Особенно это было бы уместно на фоне той роли, которую сыграли именно немецкие политики, поддержавшие переворот в Киеве.
Если мы видим противоположную линию поведения - это служит надёжным индикатором того, что немецкое гражданское общество на самом деле не сделало никаких позитивных выводов из трагедии войны, окончившейся 69 лет назад.
Увы, возможно и российскому обществу следовало бы сейчас пересмотреть линию своего поведения, а отечественным элитам и экспертному сообществу - умерить масштаб своей германофилии, не вполне адекватной реально складывающимся взаимоотношениям.
Для русской культуры путеводным огнём и образцом построения цивилизации пару с лишним столетий служила немецкая. Это исторический факт, это элемент нашего менталитета, который невозможно отменить волевым решением.
Однако, сейчас, в XXI веке, можно и нужно сказать прямо о том, что немцы более не являются учителями и примером для русских.
Линия межкультурного переноса, начатая Петром I, как была закончена в 1941ом году, так и не восстановилась после этого.
Возможно, сейчас и не следует прилагать какие-то усилия, чтобы её возобновить.