Не знаю, радоваться или огорчаться следует по поводу того, что после референдума в Шотландии, существующие противоречия между нею и остальной Великобританией усиливаются, а процесс выяснения отношений после референдума и на официальном, и на межличностном уровнях протекает в радикальных формах . Радоваться нечему, ибо ещё один конфликт не добавляет стабильности в мире. Но и огорчаться по большому счёту нет серьёзных оснований. Возрождающиеся нации, словно дети малые, учатся самостоятельно ходить, падая при этом, ушибаясь и плача. Таков процесс познания мира и становления в нём. К этому надо относится, как к должному.
Хотя очевидно, что так не думают те, от кого уходят или пытаются уйти, усматривая в этом предательство. Брошенные всегда оскорблены в своих чувствах, ведь им дают понять, что в них нет нужды, что они надоели в качестве повседневных спутников жизни, что они не удовлетворяют возросшим или вновь открывшимся жизненным запросам и потребностям уходящего. Им (ушедшим) даже мстят, преследуя претензиями и разоблачениями, показывая всем « каков на самом деле этот вчерашний партнёр». Нечто подобное будем наблюдать и мы по случаю не состоявшегося «развода» шотландцев с англичанами. Чтобы не повадно было другим, им устроят такую «порку», что мало не покажется. Ведь шотландцы покусились не только на целостность Великобритании, но и на единство Европы и даже - смотри дальше и глубже - на евро-атлантическое единство.
На очереди не только баски и каталонцы в Испании, Монако во Франции, Венеция в Италии. Ждут подходящего случая фламандцы в Бельгии, баварцы в Германии. А тирольцы, разделённые в своём подданстве между Австрией, Италией и Германией, давно жаждут воссоединения, которое если и может состояться, то только через развод с действующими партнёрами. Американцы, запуская процесс дезинтеграции СССР и Югославии, в целях достижения своего геополитического превосходства, не думали , что открывают «ящик пандоры». Американцам можно простить их незнание, что «надежды, остающиеся на дне шкатулки, чаще всего не сбываются». Они вообще многого в этом мире не знают и не понимают. И почти никогда не думают о последствиях содеянного.
Но то, что позволительно молодым и неопытным нациям, не простительно старым. И прежде всего тем из них, которые стояли у истоков современной цивилизации. Им то должно быть понятно, что остановить процесс этнического пробуждения «окриком со стороны» невозможно.
Шотландский референдум с исследовательской точки зрения тем и интересен, что позволяет выйти на важные обобщения, которые, в свою очередь, помогут в схожих случаях избежать повторения ошибок. А то, что мы имеем дело с тенденцией - сомневаться не приходится: процесс пошёл. И дело здесь не в первом министре Шотландии Алексе Салмонде.
Происходящее в Шотландии лишь подтверждает существование атомизации обществ и суверенизации государств по этническому принципу. И, как демонстрируется на практике, не вследствие политического процесса. Сказать, что политика в этом не участвует - значит сказать неправду. Участвует, но в качестве субъекта, пытающегося «прыгнуть» на подножку последнего вагона уходящего поезда. И это понятно. Для политики вообще и для каждого политика в частности нахождение вне процесса или на его обочине смерти подобно. А суверенизация по этническому принципу ведет к разрушению сложившейся политической системы, а значит и к существенному обновлению политической элиты. При этом смена политических декораций едва ли упростит ситуацию.
Идущие сдвиги в мировых отношениях, являются, по природе своей, тектоническими и затрагивают куда более важные сферы с точки зрения человеческого общежития и человеческих отношений. Если отрешиться от политкорректности и называть вещи своими именами, то мы наблюдаем не просто отделение малого от большого, мы наблюдаем настоящее бегство человека от деградирующего и разрушающегося общества. Он бежит из мегаполисов и крупных городов - этих обителей цивилизации,- которые превратились в настоящие фабрики по перемалыванию человеческой плоти и сущности в нечто совершенно противоположное изначально созданному. Город, вместо прибежища талантов, знаний, технологий, превратился в убежище убийц, негодяев, воров и мошенников всех мастей. На его «предприятиях, учреждениях культуры и храмах науки» сформировалась такая идейно-философская концепция выживания, в которой не находится места совести, порядочности, добру и великодушию. Человек «сожрал» в себе всё, что воспроизводит и питает его духовность и доедает остатки жизнеобеспечивающих земных запасов.
В своём пока ещё неосознанном бегстве человек тянется к прародителям: семье и роду. Но, обнаружив их неспособность сопротивляться разрушительным тенденциям, устремляется к нации. В свою очередь нация, движимая интересами выживания и самосохранения, пытается вырваться из замкнутого цивилизационного круга, «отсидеться на задворках цивилизации», либо принять активное участие в её сломе и обновлении. Если мы верно подмечаем эту тенденцию, то наше будущее в значительной мере зависит от того, что каждый найдет в своём национальном убежище, на каких принципах и условиях будет формироваться ренессанс той или иной нации?
На какие действия и поступки коллективный разум толкнёт те нации, которые самой историей развития сдвигаются с постаментов, долгое время возвеличивавших их в качестве образцов цивилизации, но уже утративших свою былую ценность и привлекательность? Хватит ли им понимания и ответственности не сопротивляться веяниям времени, или же во имя самосохранения они готовы пожертвовать человеческой цивилизацией?
Наконец, кто придёт им на смену, и каким запасом « человечности» они будут обладать? Что они предложат всем нам в качестве парадигмы развития? Как они будут утверждать новые принципы, правила общежития и следовать им в повседневной жизни?
Очевидно, что распад и дробление коснутся, прежде всего, тех много национальных и поликонфессиональных государств, которые не имеют сильных объединяющих скреп, которые подавили у объединённых народов чувство нации, не создали для развития содержательности национального организма, соответствующих этому государственных и административных форм и регуляторных механизмов.
Затем придёт черед тех государств, которые созданы на вненациональной основе и являются плавильным котлом для эмигрантов. Здесь свою разрушительную роль будут играть не национальные неудовлетворённости, а неудовлетворённости, вызванные отсутствием национальных корней.
Разумеется, на обломках отмирающего мира лидирующие позиции займут те страны, которые образованы по этническому принципу и имеют серьёзный внутренний самообеспечивающий потенциал. Это также может быть и союз стран, сформированный большим государствообразующим народом, способным создать комфортные условия для процветания и мирного сожительства всех объединяемых им наций и народов. Первоочередное значение будут иметь объединяющие качества этноса. Но на геополитический успех могут рассчитывать только те из них, которые будут способны предложить группе пограничных этносов и народов проверенную временем программу совместного проживания, обеспечивающую достаток и процветание, безопасность и самосохранение. Эти критерии будут иметь особую ценность на весь переходный период жизни, который всегда сопровождается отсутствием принципов и правил. А это благодатная почва для самых экспансивных и агрессивных.
Правомерно напрашивается вопрос: как эти тенденции отразятся на России, на её целостности? Многие из угроз, обозначенных ранее, имеют непосредственное отношение к нашей стране. Мы самая многоликая страна мира, объединяющая около 200 этносов, народов и национальностей, говорящих на 150 языках. Здесь представлены практически все крупные религии мира, в том числе 4 крупнейшие: православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Россия в своей истории последних 100 лет в большей мере, чем кто-либо проявляла падкость к социальным экспериментам, восприимчивость к разрушительным преобразованиям. В силу своих размеров, географического и климатического положения, запасов полезных ископаемых и жизнеобеспечивающих факторов, она привлекает интересы многих наций.
С другой стороны, мы одна из немногих стран мира, обладающая самодостаточностью. Мы самая «просторная» страна, способная представить любой нации и народу, проживающему на её территории, возможность для расширения жизненного пространства и применения своих национальных особенностей в культурной, социальной и экономической жизни. Мы обладаем богатейшим многовековым опытом благополучного совместного проживания, сохранения межнационального единства даже в условиях социальных конфликтов, революций и гражданских войн.
Наконец, мы имеем уникальный, а может быть и единственный в мире народ, который, будучи государствообразующим, не претендует ни на какие привилегии, ущемляющие другие этносы, народы и нации.
В совокупности это тот случай, когда «от добра - добра не ищут». Тем не менее, руководству страны, в рамках продолжения избранного курса, предстоит много сделать для того, чтобы вызвать в каждом из российских народов потребность к дальнейшему развитию, реализации своих возможностей в рамках одной страны. На этом пути русскому народу, как важнейшему консолидирующему фактору, предстоит вернуть себе лидерские качества, как в вопросах совершенствования своего внутреннего состояния, так и в организации государственного устройства и общественного развития на свойственных ему принципах справедливости и равноправия. Это тем более важно в условиях, когда, судя по намерениям США и их сателлитов, главный удар будет наноситься по русскому народу и русскому миру. Мы все должны хорошо помнить и понимать, что, на самом деле, всякая борьба с «царизмом», «коммунизмом», «централизмом» была и остаётся борьбой против русского народа. Яркий тому современный пример, происходящее на Украине, когда природу появления бендеровщины и «антимоскальства» объясняют большевизмом и якобы устроенным им «голодомором». При этом большевизм ассоциируется исключительно с русским началом. Фарисейству нет предела. Уж не Украина ли и не её ли западные территории подарили Миру идеолога и практического организатора ГУЛАгов Троцкого-Бронштейна и целую плеяду выдающихся революционеров, анархистов и бомбистов. Современные «правосеки» и «майдановцы» мало в чем уступают им в части жестокости и нетерпимости.
Нынешняя атака на Путина В.В. и на т.н. «путинизм» не является исключением. Организаторы её хотели бы одновременно решить две задачи: лишить русских национального лидера, каковым является Путин, и лишить Путина явно выраженной и активно осуществляемой поддержки русского народа. Не допустить реализацию этих планов – значит обеспечить мир и стабильность в стране на ближайшие десятилетия , экономическое и геополитическое лидерство России в 21 веке.