Премьер-министр Франции Манюэль Вальс представил в понедельник 25 августа прошение об отставке правительства республики. Президент Франсуа Олланд, ранее связывавший немалые надежды с фигурой харизматичного и энергичного «силовика», быстро и легко удовлетворил это прошение, распустив кабинет министров в полном составе.
Для подобного непопулярного решения, однако, были все основания. За несколько месяцев работы кабинет Вальса не смог справиться с накопившимися проблемами во французской экономике и вернуть доверие избирателей. Как свидетельствуют данные официальной статистики, в первом полугодии в стране продолжала расти безработица, а преодоление рецессии и «запуск» экономического роста так и остались неразрешимыми задачами. Последней каплей, побудившей к отставке кабинета Вальса, стало выступление министра экономики Арно Монтебура, который публично высказал несогласие с проводимой экономической политикой правительства, которую посчитал «излишне либеральной» и не имеющей необходимой «социальной направленности».
Падение Вальса произошло столь же стремительно, как и его возвышение; Эффект deus ex machina, призванный спасти Пятую республику, очевидно не удался. Напомним, что на пост премьер-министра Манюэль Вальс был назначен 31 марта текущего года в ситуации тяжелого кризиса. До этого он занимал должность министра внутренних дел в правительстве малопопулярного Жан-Марка Эйро, которое было вынуждено уйти в отставку после катастрофического провала правящей Социалистической партии на муниципальных выборах в середине марта текущего года.
Правительство Франции, экстренно сформированное весной премьер-министром Манюэлем Вальсом, получило вотум доверия от депутатов национального собрания (парламента) в начале апреля. Свои голоса в поддержку новому кабинету министров отдали тогда 306 народных избранников, а против него выступили 239 депутатов – что создавало известный запас прочности. Выступая перед парламентариями сразу после назначения, Вальс подчеркнул, что главной своей целью он ставит "возвращение французам уверенности в завтрашнем дне". Одновременно новый премьер-министр признал, что «страна находится в критической ситуации» и «достигла такого момента в своей истории, когда нужно сосредоточиться на самом основном. И основа - вернуть французам веру в будущее". Вернуть веру, однако, не получилось.
Экстренная отставка Вальса не нарушила, однако, принципа преемственности власти. Уже 26 августа, на следующий день, Манюэль Вальс, выполняя поручение Олланда, представил новый состав кабинета. Как и предполагалось, произошло расставание президентской «команды» с рядом ее известных членов. Свои посты покинули критиковавшие заявленный «неолиберальный» и ориентированный на «политику экономии» курс кабинета упоминавшийся министр экономики Арно Монтебур, а также министр образования Бенуа Амон и министр культуры Орели Филиппетти. Президент страны, являющийся, в соответствии с конституцией Франции, фактическим куратором правительства и главным разработчиком его политики, продемонстрировал свою решимость и далее проводить в жизнь заявленный им политический и экономический курс.
Прежних нелояльных министров заменили на поддерживающих «генеральную линию» и просто близких к Олланду людей. Новым министром экономики стал член «ближнего круга» президента, бывший банкир Эмманюэль Макрон. Пост министра образования заняла Наджат Валло-Белькасем, бывший министр по правам женщин, по делам городов, молодежи и спорта. Новыми назначениями президент Франции дал понять, что прежде всего ценит лояльность подчиненных и в будущем он не допустит критики своих реформ и экономического курса
Столь скорая отставка Вальса – признание глубокого идейного и политичесого кризиса французских социалистов. Манюэль Вальс по праву считался наиболее популярным политиком в социалистической среде. Его рейтинг, по данным на апрель, в два раза превышал уровень популярности президента Франсуа Олланда.
Однако расчистить в одиночку «авгиевы конюшни» не удалось. В итоге Вальсу было отказано в доверии. С его уходом была поставлена под сомнение прочность позиций самого Олланда, которому на этот раз не удалось скрыться за фигурой нового премьера. Неудача начинаний Вальса продемонстрировала нереалистичность стратегий самого главы государства.
Французы еще не успели забыть президентские обещания и прогнозы, касающиеся занятости, дефицита и роста. Кривая безработицы, должна была в 2014 году совершить «великий поворот», реагируя таким образом на общий «подъем европейской экономики». Общественные дефицит должен был быть снижен до 3% от валового внутреннего продукта (ВВП) к концу 2015 года, чего давно и настойчиво добивался от Парижа Брюссель.
Однако сухие цифры официальной же статистики разрушили все эти пропагандистские миражи. Безработица во Франции продолжает бить рекорды по причине отсутствия экономического роста. О восстановлении экономики не приходится уже говорить после двух кварталов «нулевого» роста. В итоге французское правительство вынуждено пересмотреть в сторону понижения прогноз экономического развития, и без того весьма скромный, на основе которого был построен бюджет в этом году.
Полной неожиданностью для французского правительства оказался и спад в европейской экономике во втором квартале, произошедший главным образом вследствие продолжающегося спада в германской экономике. Что же касается сокращения бюджетного дефицита, то задача оказалась очевидно нерешаемой.
Инициированный Олландом «Пакт ответственности», направленный на восстановление конкурентоспособности французских компаний, оказался в итоге профанацией. Равно как и президентские планы по оживлению жилищного строительства. Как, собственно, и масштабные планы «оптимизации» государственных расходов. Президенту Франции практически нечего предложить своим избирателям. В итоге он израсходовал большую часть своего первоначального «кредита доверия». Его сторонники разочарованы. Теперь он вынужден предлагать обществу тяжелые и непопулярные решения - причем независимо от связанных с ними политических рисков.
Как итог - Франция снова оказалась на политическом «распутье». Олланду очевидно не удался политтехнологический «кунштюк» с Вальсом, подменяющий реальные политические решения.
«Казус Вальса» наглядно продемонстрировал, что невозможно сохранить социалистический курс и социалистическую бюрократию (вкупе с единством партийных рядов), добавив к этому немного «дозированного» либерализма (в программе Вальса).
Как можно предположить, дальше Францию ожидает тасование уже известных фигур и тактические комбинации, ибо антикризисной стратегии и новых идей в среде французских социалистов сегодня нет.
С новой силой заявила о себе и проблема политического лидерства. Силовик-харизматик а ля Саркози не вытянул «воз». Да и очевидно не мог в условиях блокированного общества и самодостаточной и успешно «самовоспроизводящейся» французской бюрократии. Очевидно, что без коренного изменения политической системы, давно и далеко отставшей от жизни, никакие назревшие социально-экономические преобразования невозможны. Политическая система Франции блокировала и продолжает блокировать любые попытки модернизации экономики и общества, всемерно содействуя социальной энтропии и аномии.
Найти нового харизматика или поставить более предсказуемого представителя высшей партийной бюрократии – выбор за президентом Олландом. В любом случае, это не станет выбором нового политического качества для Франции. Очевидно, что для глубоких и качественных изменений необходим президент-стратег, способный изменить страну…. А у Соцпартии Франции такой явно отсутствует. Франсуа Олланд ныне – лишь бледная тень великого (пусть и противоречивого) президента-социалиста Франсуа Миттерана. Если у Миттерана хватило «запала» на первый семилетний президентский срок, когда были проведены ряд действительно фундаментальных реформ. Франсуа Олланд, похоже, исчерпал свой потенциал реформатора уже через два года после прихода в Елисейский дворец – то есть к середине своего первого (и, вполне возможно, единственного) президентского срока. Франция тем временем продолжает двигаться по замкнутому политическому кругу.