МОСКВА. Перспективы создания Государственной Перестраховочной Компании обсуждались на совещании в апреле у первого вице-премьера Игоря Шувалова с участием представителей Минэкономразвития, Минфина и ВЭБ.
Необходимость появления такого института обусловлена продолжающимся закрытием мировых финансовых рынков для России и нерациональностью вывода капиталов (и рисков) за пределы страны в условиях, когда отсутствует какая-то гарантия стабильных взаимоотношений с западными финансовыми институтами.
В протоколах совещания, фрагменты которого оказались в распоряжении "Ведомостей", указывается, что у российского перестрахования недостаточно емкости и капитализации. Оно сильно зависит от иностранных перестраховщиков, а объем премии, переданной в зарубежные компании в 2013 году, составил 83 млрд руб. против 37 млрд, перестрахованных на внутреннем рынке. Всего в 2011–2013 годах на перестрахование за границу было перечислено более 170 млрд руб., причем «не более трети этого объема связано с реальной передачей риска».
В протоколе указано, что создание государственного перестраховщика позволит аккумулировать внутри страны значительные средства, уходящие за рубеж в виде перестраховочных премий. Это увеличит налоговые поступления и расширит базу для внутренних инвестиций.
По итогам совещания ВЭБ, Минэкономразвития, Минфину и ЦБ было поручено изучить иностранный опыт. Как отмечает газета, свои госперестраховщики есть в Китае, Индии, Бразилии. Требования к перестрахованию рисков внутри страны выставляют внутренним игрокам Аргентина и Белоруссия.
Как рассказали Ведомостям два участника совещания, роль ГПК готов взять на себя ВЭБ с помощью дочернего российского агентства по страхованию экспортных рисков ЭКСАР.
Замминистра финансов Алексей Моисеев заявил «Ведомостям», что ведомство не поддерживает идею создания ГПК. В ответе Шувалову другого замминистра финансов, Сергея Шаталова, говорится, что «внесение средств в капитал ГПК представляется неэффективным». Он ссылается на проверки Счетной палаты, которые показывают, что «средства господдержки, инвестированные в капиталы акционерных обществ, не используются на предназначенные цели, а размещаются на депозитах».
Эксперты АПН указывают, что такой перестраховщик мог бы быть не государственным, а межгосударственным и что его создание могло бы встать в повестку финансового сотрудничества между странами БРИКС, создавшими, ранее, совместный инвестиционный банк.