Глава Сбербанка не смог зачистить место главы РЖД руками оппозиционного блогера Алексея Навального
Новое третье уже переназначение Владимира Якунина президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) еще на три года временно снимает интригу, вызванную борьбой за смену власть в руководстве госмонополии. Между тем, еще совсем недавно кандидатура Якунина вызывала сомнения в Кремле. В течение нескольких месяцев президент РЖД был объектом целенаправленной лоббистской и информационной кампании по дискредитации и смещению с занимаемого поста. Был момент, когда, казалось бы, эти усилия увенчались успехом, но на беду авторов проекта по свержению Якунина тот оказался в нужном месте, в нужное время и чудом сумел вскочить на подножку уходящего поезда.
Примечательно, что идейным лидером группы, борющейся за пост главы РЖД, называют не транспортника, а банкира – главу Сбербанка Германа Грефа. Именно с его лоббистскими усилиями связывают нерешительность Кремля при переназначении Якунина, который, напомним, после истечения срока предыдущего трудового соглашения более месяца возглавлял РЖД, не имея контракта и уверенности в своем будущем. При этом информационную поддержку административным усилиям Грефа в его незримой борьбе за смену главы РЖД оказывали люди, чисто номинально находящиеся на разных полюсах медиа-среды. С одной стороны фронтменом антиякунинской компании был оппозиционный блогер, основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, с другой – в теневой части медиа-кампании его поддерживал абсолютно системный, связанный с партией власти, силовыми структурами и госчиновниками пиарщик, руководитель аппарата гендиректора ООО «Сбербанк Капитал» Александр Певзнер.
Массированный «навал»
В активную фазу информационная война против Якунина перешла за год до его переназначения, прошлым летом. К тому моменту Навальный уже не первый год сотрудничал с руководителем «Сбера». Четыре года назад Герман Греф фактически перекупил правдолюбивого блогера. Именно тогда, в середине 2010 года, Сбербанк и его топ-менеджеры во главе с самим Грефом резко перестали быть героями расследований и разоблачений Алексея Навального, акционера банка, борца за соблюдение прав миноритариев, а заодно и за права мажоритарного акционера Сбербанка – государства. Этот переломный момент в деятельности г-на Навального можно очень четко отследить по публикациям в его блогах.
Последнее разоблачение, посвященное Сбербанку, датируется маем 2010 года и представляет собой перепечатку материала из газеты «Коммерсант» о нежелании г-на Грефа раскрывать свою зарплату в Сбербанке. Примерно месяц назад г-н Греф вновь отказался раскрывать информацию об уровне своего благосостояния. Но на этот раз г-на Навального доходы Грефа не заинтересовали. Долгое время Сбербанк был одним из главных объектов расследований Навального. Потом вдруг как отрезало. В течение последних четырех лет – ни одной (!) публикации о Сбербанке. При том, что новых серьезных поводов для расследований и разоблачений хватало, да и старые никуда не делись.
Зато прошлым летом, за год до истечения контракта Владимира Якунина Навальный активно занялся им, его семьей и РЖД. Как всегда, с огоньком. Именно тогда началась серия разоблачительных публикаций о шикарном подмосковном доме Якунина. Летом 2013 года Навальный, наряду с некоторыми СМИ и блогерами рассказали о 1400-метровой даче Якунина с ее молельными комнатами и «шубохранилищами». Позднее Навальный также опубликовал материалы о «бизнес-империи» Владимира Якунина. И вообще, всячески подогревал тему в течение года.
PR специального назначения
Примечательно, что почти одновременно случилась скандальная история с «отставкой» Владимира Якунина. Об этом официально сообщила пресс-служба правительства, новость передали ведущие информагентства, однако затем информация была опровергнута и объяснена хакерской атакой. Как утверждают, отставка Якунина и назначение руководителем РЖД первого вице-президента Александра Мишарина тогда действительно произошли. Однако в последний момент руководитель госмонополии смог переиграть ситуацию, вовремя оказавшись в кабинете у президента РФ Владимира Путина.
К слову, у Мишарина еще со времен его губернаторства в Свердловской области сложились хорошие отношения с Грефом. Позже Греф и Мишарин вместе работали в правительстве, входили в наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив, когда его возглавил Путин.
И вот к этой части антиякунинской кампании мог иметь отношение уже штатный сотрудник компании «Сбербанк Капитал» Александр Певзнер. По крайней мере, к шумихе, раздутой после несостоявшейся отставки Якунина. Правда, в системе «Сбера» Певзнера держат главным образом не за его опыт в PR, а за совершенно другие достоинства. И не просто держат, а платят необоснованно высокие деньги. Только за 2013 год Певзнер получил в Сбербанк-Капитале 22991919 рублей. Можно лишь предположить, сколько зарабатывает глава Сбербанка при таком уровне доходов у клерков дочерних структур. Немудрено, что глава банка не хочет афишировать свои доходы.
По имеющейся информации, Певзнер обладает «рабочими» связями в ФСБ, которые активно эксплуатируются топ-менеджерами «Сбербанк Капитала» и Сбербанка для решения различных щекотливых вопросов, требующих силовой поддержки. Прежде всего, речь идет о – сборе компромата и возможном возбуждении уголовных дел против оппонентов в по корпоративным конфликтам. Учитывая специализацию «Сбербанк Капитала» – работу с проблемными активами – потребность в использовании связей Певзнера возникает достаточно часто. А перечисляемые ему неравномерные транши, очевидно, вероятно, привязаны к совершенно конкретным действиям дружественных чекистов.
Так, еще в 2010 году, когда одна из сделок «Сбербанк Капитала» стала объектом пристального внимания сотрудников Департамента экономической безопасности МВД РФ, полицейские столкнулись с хорошо организованным противодействием чекистов. Тогда связи Певзнера в ФСБ отвели удар от «Сбербанк-капитала», позволив компании спокойно заниматься очередным «проблемным активом», в роли которого выступил завод «Искитимцемент», входящий в холдинг РАТМ бизнесмена Эдуарда Тарана. Предпринимателя обвинили в попытке подкупа сотрудников ДЭБ и хотя дело, основанное на сомнительных показаниях одного свидетеля, было шито белыми нитками, это помогло расчистить дорогу людям Хачатурянца.
При этом нельзя сказать, что в Системе Сбербанка только Певзнер имеет подходы к эфэсбэшным чинам. Тот же начальник Певзнера, глава компании «Сбербанк-Капитал» Ашот Хачатурянц – протеже бывшего заместителя директора ФСБ Владимира Проничева, сам в течение четырех лет был начальником управления целевой программы «Государственная граница РФ (2003-2010)». То есть, сам довольно тесно связан с ФСБ.
Впрочем, понятно, что такого рода связей мало не бывает. И ресурс Александра Певзнера был активно использован и в кампании по дискредитации Владимира Якунина. В данном случае речь идет в том числе о поставке информации, которая позже использовалась в информационных кампаниях блогерами и журналистами.
Следует также учитывать то обстоятельство, что Александр Певзнер был еще и советником бывшего Министра транспорта РФ Игоря Левитина. Сейчас Левитин работает помощником президента, по сути, находится в «кадровом запасе» главы государства. В свое время в правительство он пришел из компании «Северстальтранс», где курировал железнодорожные перевозки. С тех пор его считают человеком, близким к владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. Есть, впрочем, версия, согласно которой Левитин был не «человеком Мордашова в окружении Путина, а человеком Путина в окружении Мордашова».
Именно Ливитина еще совсем недавно считали главным кандидатом на замену Якунину на посту президента РЖД. Одним из первых членов возможной будущей команды Левитина назвали его бывшего советника-пиарщика Певзнера. Даже о «правой руке» Левитина владельце подорвавшейся на строительстве олимпийских объектов в Сочи компании «Инжтрансстрой» Ефиме Басине вспомнили только во вторую очередь.
Карман реформатора
Интерес Германа Грефа к, казалось бы, чуждой ему железнодорожной отрасли имеет давние корни. Еще десять лет назад, будучи Министром экономического развития Греф, к слову, при поддержке тогдашнего Министра транспорта Левитина активно выступал за реформирование РЖД. В 2005, во время назначения Якунина в РЖД предполагалось, что при нем отрасль будет кардинально реформирована — по примеру электроэнергетики. Согласно программе реформ, к 2011 году основной парк грузовых вагонов должен был оказаться в частной собственности. Пока, однако, только «Первая грузовая компания» была продана структурам Владимира Лисина. Приватизация «Трансконтейнера» затянулась и не факт, что вообще состоится. Словом, грефовская реформа забуксовала.
В начале июля председатель совета директоров Кирилл Андросов заблокировал решение совета директоров о создании контейнерого оператора Таможенного союза, Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которого добивался Владимир Якунин, заблокировал председатель.
Пока Навальный и Певзнер организуют давление на Якунина в информационной сфере, Кирилл Андросов является проводником политики Грефа непосредственно в РЖД. С первых шагов карьера Андросова строилась в жесткой связке с Германом Грефом. Через три года после окончания Санкт-Петербургского морского технического университета Андросов попал на работу к г-ну Грефу в Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга и стой поры стал фаворитом Германа Оскаровича. Позже он перебрался вслед за Грефом в Москву, был его заместителем в Минэкономразвития и даже чуть не перешел за своим покровителем в Сбербанк. Но Греф посчитал, что Андросов нужнее ему в советах директоров «Аэрофлота» и РЖД.
Почему именно там? Судя по всему, здесь г-н Андросов «присматривает» за активами своего покровителя. Конечно, сам Греф никогда не афишировал свои бизнес-интересы в этих компаниях, но небезынтересно вспомнить о том, что покидая министерское кресло он фактически обеспечил себе «золотой парашют» в виде одного миллиарда долларов США, вложенного государством в проект компании «Ситроникс», подконтрольной скандально знаменитой АФК «Система», прославившейся спекулятивными сделками сомнительного свойства. Инвестиции были предоставлены по схеме, исключающей их возврат государству в случае провала проекта, именно стараниями Грефа. Недаром тогда же ходили слухи о его уходе в АФК «Система», с владельцем которой, Владимиром Евтушенковым, он водил самую тесную дружбу. Друзья не только вместе отдыхали, но и вместе продвигали на пост генерального директора компании «Аэрофлот» Виталия Савельева, успевшего к тому времени побывать как заместителем Грефа в МЭРТе, так и первым вице-президентом АФК «Система». Этот «совместный проект» Грефу и Евтушенкову несомненно удался.
К тому же летом 2012 года кресло в совете директоров «Аэрофлота» вместе с г-ном Андросовым получил еще и Алексей Навальный.
Что касается присутствия Кирилла Андросова в «РЖД», то здесь стоит вспомнить, что он еще в бытность свою сотрудником питерского КУГИ, занимался этой компанией на региональном уровне. Кроме того, Андросов должен был обеспечить соблюдение интересов Грефа в случае если бы удалось реализовать реформирование отрасли, связанное с приватизацией активов РЖД.
В целом же, Кирилл Андросов считается своего рода «кошельком» Германа Грефа. И для того, чтобы понять, в каких компаниях скрыты бизнес интересы г-на Грефа, нужно лишь посмотреть, не входит ли в органы управления этих структур г-н Андросов. Так что его присутствие в совете директоров РЖД само по себе свидетельствует о наличии здесь интересов Грефа. А если эти интересы есть, г-н Якунин вряд ли может быть спокоен за свой пост, несмотря на подписание нового трехлетнего контракта. В конце концов, контрактов (пусть и не всегда формальных) с Навальным и Певзнером Сбербанк ведь тоже еще не разрывал. Значит, найдется для них работа.