Как происходит поддержка Новороссии в Татарстане: региональные особенности

10 августа 2014 года в столице Татарстана прошло собрание членов различных общественных движений и организаций Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов, Волжска, которые последние три месяца участвуют в сборе гуманитарной помощи для Новороссии. Главный вопрос, который стоял на повестке дня, касался объединения подобных активистов и обсуждение тех проблем, с которыми они столкнулись.

Сбор гуманитарной помощи в Татарстане начался с мая 2014 года. Тогда инициативы общественных активистов не находили понимания в руководстве республики. Более того, они откровенно раздражали местную этнократию. Правда, после указаний из Москвы (это было только в июле) чиновники в Татарстане начали заниматься проблемой беженцев. И вот к середине августа 2014 года можно подвести определенные итоги и обобщить некоторые наблюдения той картины, которая складывается вокруг поддержки Новороссии в Татарстане.

Первая проблема – это перекладывание функций государства на общественных активистов. Сложилась абсурдная ситуация: государственные органы в Татарстане, которые обязаны заниматься помощью и обустройством беженцев, считают, что этим должны заниматься общественные активисты, у которых нет ни материальных, ни административных ресурсов, какие есть у органов власти. В исполкоме Казани, в органах соцзащиты и ФМС, куда приходят беженцы, на просьбу помочь им с жильем, с деньгами и питанием, чиновники сообщают телефоны общественных активистов, говоря, что к ним обращайтесь за решением своих социальных вопросов. На этом чиновники считают выполненными свою работу: к ним обращаются за помощью, они просто передают телефоны сборщиков гуманитарной помощи. Во-первых, сборщики гуманитарной помощи собирают и направляют ее для жителей Донецкой и Луганской областей, которые находятся в эпицентре боевых действий, т.е. в гораздо худших условиях. Во-вторых, у общественных активистов нет никаких возможностей предоставить жилье для беженцев. Не могут и не имеют такой возможности в помощи деньгами. Естественно, общественные активисты не отказывают и не бросают в беде, пытаются как-то решить проблемы беженцев, но могут они это сделать для нескольких десятков, а ведь счет беженцев в Татарстане уже перевалил за тысячу человек. Обездоленные люди, уехавшие от войны в Россию, сталкиваются с «отфутболиванием» в кабинетах чиновников, когда те не решают их проблемы, а просто направляют их на пункты сбора гуманитарной помощи: однако там не могут предоставить жилье вынужденным переселенцам, не могут и помочь деньгами. Беженцы находятся в отчаянии, психологически срываются от того, что в беде сталкиваются с бюрократической волокитой и безысходностью. Что же это тогда за такие чиновники, которые свои обязанности просто перекладывают на тех добровольцев и волонтеров, которые не в состоянии помочь всем беженцам!

Вторая проблема, которая есть сейчас в Татарстане, это сегрегация беженцев. На это обратили внимание общественные активисты. Те беженцы, которых организованно привезли на самолетах и поездах организованной группой МЧС и о которых мы слышим в СМИ, получают и жилье, и к ним приезжают сотрудники ФМС, помогая максимально по упрощенной схеме с оформлением всех нужных документов, и обеспечивают их едой. А вот те беженцы, которые приехали своим ходом, своими путями добрались до Татарстана, и которых численно гораздо больше, оказываются за бортом помощи со стороны государства, сталкиваются с равнодушием со стороны госчиновников. Когда они сами идут решать свои социальные проблемы в госорганы, их просто «отфутболивают» к общественным активистам, не обладающих такими материальными и административными ресурсами как государство, чтобы обустроить значительно большее количество беженцев, чем те, что прибыли спецрейсами МЧС. Получается, что есть беженцы, которым спешат помочь в Татарстане госчиновники, а есть такие беженцы (заметим, что их большинство), которые помогать должны себе сами, или … пусть им помогают общественные активисты. Странное распределение заботы и ответственности!

И третье проблема - это скрытый, но очень ощущаемый саботаж и препятствование со стороны татарских националистов в органах власти Татарстана работе общественных активистов по сбору гуманитарной помощи и проблеме беженцев. С этим уже сталкивались общественные активисты. Уже писалось в СМИ, что проведение благотворительного концерта по сбору денег на помощь Новороссии возле Татарского государственного академического театра им.Г.Камала в Казани пытался сорвать его директор. Татарские националистические СМИ также подливают масла в огонь, настраивая татарское население против Новороссии. Мы все помним, какое было раздражение у чиновников Татарстана, когда в июне – начале июля патриотическая общественность Казани, Набережных Челнов и Зеленодольска начала помогать населению Донецкой и Луганской народных республик, отказываясь поддерживать Казанский кремль в его сотрудничестве с антироссийским Меджлисом крымскотатарского народа. Видимо, только после указания из Москвы в Татарстане начали шевелиться, однако прежнее неприязненное отношение к Новороссии, к «русской весне» сохранилось.

Сюда стоит добавить пассивность местной митрополии РПЦ и Духовного управления мусульман Татарстана: нет, они, конечно, делают, и прямо обвинить их в отстраненности от участия нельзя. Отдельные православные приходы занимается сбором гуманитарной помощи, муфтият поставил ящики для сбора пожертвований для гуманитарной помощи, на полученные деньги закупил продукты. Но создается ощущение, что они делают это не целенаправленно, а как бы отстраненно, вполсилы, не сильно напрягаясь. Например, абсолютно непонятно, что мешает монастырям взять на себя заботу о беженцах, разместить у себя тех, кому просто негде жить (таких очень много). На мой взгляд, муфтият в состоянии мобилизовать крупные и богатые мечети Татарстана для помощи беженцам. Не может же только Центр исламской культуры «Иман», эта смелая общественная организация со своими скромными возможностями, собирать гуманитарную помощь.

На собрании общественных активистов было учреждено народное движение «Помогаем Новороссии» (координатором был избран председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов), которое является общественным координационным органом поддержки Новороссии в Татарстане. Туда вошли члены старообрядческой общины старо-поморского согласия г.Казани, активисты Народно-освободительного движения (НОД), движения «Созидание», Центра исламской культуры «Иман» г.Казани, Национально-демократической партии, Общества русской культуры Республики Татарстан, Русского собрания г.Казани, украинской общины г.Набережные Челны и др. Цели движения «Помогаем Новороссии» такие же, чем занимались общественные активисты последние несколько месяцев: сбор гуманитарной помощи для Новороссии, помощь беженцам, взаимодействие с государственными органами и информационное обеспечение всей этой деятельности.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram