В российскую прессу оказались вброшены несколько сценариев возможного ответа России на международные санкции против национального российского лоукостера Добролёт. Напомним, что «Добролет» — 100 процентная дочерняя компания «Аэрофлота» — с 4 августа временно приостановил полеты из-за санкций ЕС, введенных против авиакомпании.
По сообщениям прессы, российские авиавласти могут остановить часть европейских чартеров, изменить транссибирские маршруты и закрыть воздушное пространство для транзита украинских авиаперевозчиков в ответ на санкции, принятые Евросоюзом в отношении авиакомпании «Добролет».
«Речь может идти, например, об остановке чартерных рейсов ряда грузовых и пассажирских авиакомпаний, разрешения на полеты для которых выдавались на временной основе, то есть сверх установленных в Соглашениях о воздушном сообщении», — сообщают анонимные источники.
Кроме того, по мнению тех же источников, могут быть изменены маршруты движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам. Это приведёт к увеличению полетного времени и, как следствие, росту издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей. За счёт этого, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями.
Так же, со стороны России может быть заморажен переговорный процесс в рамках достигнутых договоренностей с европейскими странами относительно модернизации существующей системы использования Транссибирских маршрутов.
Дополнительно, авиационные власти обсуждают решение о закрытии воздушного пространства для транзитных рейсов украинских авиакомпаний. В Минтрансе факт обсуждения перечня мер подтвердили и напомнили, что соответствующее поручение накануне дал премьер-министр Дмитрий Медведев.
В среду, 6 августа на европейских биржах продолжился обвал акций авиаперевозчиков. Бумаги Finnair упали на 2,2%, до €2,6 за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на €30 млн. Air France подешевел на 4,7%, до €7,15 за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11%, больше €220 млн). Котировки германской Lufthansa просели на 2,9%, до €12,45 за акцию, за два дня опустившись на 10% (около €570 млн). Лоукостер Ryanair дешевеет на 2%, до €6,61 за бумагу (потеряно около €184 млн капитализации). Капитализация International Airlines Group за две торговые сессии спустилась на 6,5% - это более $745 млн. В среду бумаги корпорации на Лондонской фондовой бирже снизилиись на 1,9%.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) поспешно выразила "надежду", что политические осложнения между Россией и Евросоюзом, объявившим ранее о программе секторальных санкций против российской экономики, не будут влиять на договоренности по использованию европейскими авиакомпаниями транссибирских маршрутов. По всей видимости, эту надежду нужно было выражать немного раньше, примерно тогда, когда Евросоюз только обсуждал с США планы уничтожения бизнеса российской авиакомпании.
На фоне происходящего авиаскандала чрезвычайно удивительно выглядят оптимистичные заявления и действия менеджмента самой компании.
Российский лоукостер «Добролет», который 4 августа приостановил полеты из-за западных санкций, подписал прямое соглашение с американской корпорацией Boeing на поставку 16 самолетов Boeing 737-800 в 2017-2018 годах. Об этом сообщил РБК представитель компании. Он уточнил, что это покупка, а не лизинг. «У нас по плану к 2018 году должно быть 40 машин», - указал представитель «Добролета». Руководство компании делает все возможное для возобновления полетов и ведет переговоры с контрагентами, добавил он».
Редакция АПН решительно не понимает, руководят ли Добролётом откровенные идиоты или явные вредители. Мы конечно вполне допускаем добронамеренность этих людей, но не видим с их стороны грамотного и адекватного учёта бизнес-рисков.
Нам не ясна ситуация о том, каким образом компания собирается что-то покупать у американской компании Боинг, в то время как Соединённые Штаты Америки могут легко расширить санкционный список и подарить себе средства Добролёта акурат после того, как они будут перечислены на счета Боинг-а в зарубежных банках, и по какой причине руководящие компанией лица считают, что они гарантированы от подобных эксцессов.
Нам представляется, что, если сообщение РБК подтвердится, то руководство Добролета за одни подобные "антикризисные меры" должно быть уволено, а его деятельность должна быть расследована в уголовном ключе. Так же, правоохранительным органам стоило бы исследовать возможную заинтересованность менеджмента самого Аэрофлота в данном контракте. Такие явно бессмысленные действия добролётовского руководства выглядят достаточно подозрительно, чтобы не только интриговать общественность, но и требовать повышенного внимания к сделке Добролёт-Боинг со стороны компетентных органов.