События в Новороссии и в частности в Славянске складываются по самому жесткому сценарию. И возможны самые разные варианты развития событий.
Какой вариант был бы самым печальным?
Если большая часть ополчения и российских добровольцев поляжет в Новороссии. Даже вне всякой зависимости от победы или поражения. Пиррова победа такового ничуть не лучше.
Потому что ополченцы и добровольцы – штучные и, к сожалению, редкие в наше время люди. Которые всерьёз относятся к своим убеждениям и готовы жертвовать за них жизнью. У которых слова и чувства не расходятся с делом. Таких людей, как известно, катастрофический не хватает.
И вот таких людей собрали в одном месте. Если их перебьют, а в этом заинтересованы весьма многие, русским можно ставить крест на какие-либо надежды на будущее. По крайней мере, очень и очень надолго. Это будет нечто аналогичное падению Константинополя в 1453 году для греков.
Каким бы был наилучший вариант?
Большинство ополченцев и добровольцев остаётся в живых. И не просто остаётся. Но обогащается опытом реальной самоорганизации в экстремальных условиях, согласованной и слаженной деятельности. А так же личными связями между людьми из самых разных регионов. И к этому ещё можно прибавить добровольцев «тылового обеспечения» из самых разных регионов России.
Тогда может возникнуть сетевая структура по помощи русским в различных экстремальных ситуациях. Совсем не обязательно всегда связанных с войной и конфликтами. Взять даже различные стихийные бедствия. Которые становятся всё чаще и чаще. И те, кто помогает Новороссии, в своё время помогал пострадавшим от наводнения в Крымске.
Конечно, такой сетевой структуры опасаются, её постараются задушить самыми разными способами. И к этому так же надо быть готовыми.
Об этно - культурологической составляющей ситуации.
Пора постепенно начинать готовить почву для создания эпоса о событиях в Славянске. И не с целью культа неких отдельных личностей, пусть и очень достойных. Это – не самоцель.
Эпос - вещь абсолютно функциональная и крайне нужная. Он – один из важнейших культурных инструментов консолидации народа. И не для сиюминутных целей, а для долговременного выживания. Эпос идёт от тех, кто имел ту или иную причастность к событиям. Но на то он и эпос, что становится достоянием соотечественников, от них весьма далеких. И в социальном плане, и в территориальном, и временном и пр. И он объединяет их в единое целое, перешагивая через внутриаэтнические и временные границы.
События в Славянске могут стать «точкой сборки и отсчёта» для идентичности немалого числа русских, пусть и не всех. И положить начало построению жизнеспособных общностей.
Конечно, целенаправленно создать эпос практически невозможно. Для его возникновения необходимы многочисленные факторы как культурного, так и социального характера. Но создавать почву для эпоса можно вполне целенаправленно.
Необходимо собирать материалы о событиях в Славянске, создавать интернет-ресурсы и сетевые архивы в свободном доступе. И только базы данных по событиям, но и по художественным отзывам на них: стихотворным, песенным и пр. Так же необходимо их максимальное тиражирование, распространение.