Двенадцать лет назад молодой и еще не успевший крепко оскандалиться калининградский журналист Кашин накатал в местной газете специальный репортаж «В ботаническом саду от жары утопилась белка». Статья буквально взорвала город – и в ботаническом саду, прежде богом забытом месте, начались паломничества и чуть ли не постпионерские дежурства - на месте трагической гибели няшмяшного животного. Весь город буквально проснулся от летней спячки, чтобы почтить белку и разобраться в причинах ее скоропостижной кончины.
Оглянитесь теперь вокруг: вот Москва, вот те же самые парки, вот няшные белочки, вот заголовки газет и флайты на радио, а вот – регулярные паломничества небезразличной молодежи в парк Горького. Ничего не напоминает? Все верно: чистейшей воды капковщина. Приглядитесь к Капкову повнимательнее. Такое ощущение, что Сергей Александрович внимательно, чуть ли не по абзацам, разбирал стратегию информационного успеха, семь лет назад сформулированную гениальным троллем Олегом Кашиным. И не просто разобрал, а еще и последовательно внедряет, в отличие от других медийных персон столицы, которые пиарятся топорно и безыскусно.
Почему вдруг какая-то белка и безызвестный ботсад стали информационной бомбой? Сложились сразу несколько факторов. Во-первых, «… стояла очень жаркая погода, и, видимо, она и была виновата в том, что к середине августа новости в городе закончились совсем. Чиновники, политики, общественные активисты и другие постоянные герои наших публикаций разъехались по отпускам», - объяснял спустя пять лет Кашин. Во-вторых, запалом динамитной шашки стала сама белка - «белочка была любимицей всех работников сада и посетителей, дети кормили ее орешками и чипсами, ее рыжий хвост мелькал среди листьев всех деревьев, включая конфетное, вызывая добрые улыбки взрослых и детей».
А вот теперь, как говорит старичок Задорнов, наберите побольше воздуха в грудь и посмотрите трезво на Москву, какой она была всего несколько лет назад, как на Калининград двенадцатилетней давности. Дельных и цепляющих новостей давно нет, ярких народных героев как не было так и нет, а начало пост-лужковской эпохи было ознаменовано лишь приходом администратора Собянина с его непонятной командой эффективных управленцев. И вот на этом тоскливом фоне появляется человек, который хоть и кажется на первый взгляд скучноватым, зато завозит в столицу няшных белок и устраивает хипстерскую революцию в заброшенных прежде парках, всегда бывших символами неувядающего совка. Так вот, вчера его победой был парк Горького, лавки с эко-бургерами и коворкинги с макбуками, следом - выставки сомнительного, но модного современного искусства с характерным гейским душком, следующий шаг – модные театры как, например, Гоголь-центр с поп-идолом Кириллом Серебряниковым, и на очереди – ВДНХ. А поверх этого непрерывная светская тусня и мощная непрекращающаяся пиар-кампания Капкова в молодежных, оппозиционных и даже деловых СМИ.
Все это очень похоже на тихую, совсем еще подготовительную, но уже очевидную избирательную кампанию. Несложно прикинуть расклад на следующие мэрские. Вот Навальный: сколько было в него вложено сил, души, веры и надежды. Но Леха быстро слился и сбился с пути, смешавшись со всеми возможными маргиналами города. Любовь молодежи он просрал, если она вообще у него была. Интервью про любовь к компьютерным играм – это просто смешно. Адекватную часть оппозиции он потерял, когда стал заигрывать с нациками. Карту нациков он разыграть не смог, потому что боялся показаться радикалом. Кросавчик и ягодка, он почти умудрился профукать женский электорат, потому что стал сливать свою жену, мол, она там за него резкие посты набивала, когда ему было нельзя.
А вот Капков. Экс-любовник элитной оппозиционерки Собчак, умело заигрывающий с «болотной» тусовкой, человек, понятный богеме и светскому миру (неслучайно в 2011 году признанный «человеком года» по версии GQ), обеспеченный и способный, за которым стоят миллиарды Абрамовича, он делает ставку на самую перспективную часть московского электората – категорию 20-30 лет. «Моя основная формула: нужны молодые городские профессионалы. Сейчас их максимум (предположим, те, кто за Прохорова голосовал) 800 тысяч человек. Будет их два миллиона – город будет другой», - признается Капков в очередном интервью.
Что он сможет противопоставить своему экс-начальнику Собянину на следующих выборах? Собянин поет с мурзилками на Авторадио, а Капков – главный герой читателей “Афиши”. Навальный – марширует с нациками и сливает свою жену, а вот Капков – твердый штырь на пол-двенадцатого, который завоевал гламурную оппозиционерку Собчак и свой в доску с главредами Сноба, GQ и Esquire, что определяют повестку продвинутой части московского электората. Капков – самый расшариваемый герой фейсбука и твитера, его хвалят Кац и Варламов, его не забрасывают какашками “синие ведерки”, он как бы причастен ко всему хорошему, что происходит в городе, но стоит в сторонке от лопастей вентилятора, что разносит говно, потому что главный удар за решение самых болезненных проблем города возьмут на себя сам Собянин, а также его замы Ликсутов, Хуснуллин или Бирюков.
Но самый главный вопрос даже не в том, что будет на следующих мэрских выборах. Куда важнее посмотреть чуть дальше в будущее. Куда может метить успешный столичный градоначальник, который стал идолом молодежи и которого любит оппозиция, через 5-10 лет? Посмотрите на возрастно-половую структуру российского общества в целом.
При средней продолжительности жизни россиянина около 60 лет очевидно, что через 5-10 лет возрастная часть нашего электората существенно сократится, а основной электоральной силой в обществе станут те, кому сейчас 20-30. Вы понимаете, что это значит?
Так вот, каким же путем пойдет главный заводчик московских белок? Возможны несколько альтернатив:
1) Остаться на прозябании и вторых ролях в ЕР? Маловероятно, ибо определенно убивает любую перспективу для самого Капкова, а тот в свои 39 лет еще вполне себе молод и полон амбиций. Однозначно, нет.
2) Откопать топор войны к следующим мэрским и выступить против начальника? Вне всяких сомнений, для Капкова это самый вкусный, пахнущий сочной маниловщиной вариант. Но решение будет не за ним, а Абрамовичем, который невзвешенных решений обычно не принимает и вообще прославился своей небывалой политической осторожностью. Пока же Роман Аркадьевич гадает на И-Цзине и ждет попутных ветров, Капкову придется довольствоваться активной светской жизнью и самопиаром на громких московских проектах, которые он научился медийно присваивать себе.
3) Есть и третий, наиболее вероятный вариант: двинуться губернаторствовать, но это равнозначно почетной ссылке в деревню. Тема эта уже мелькала в СМИ, якобы давно пора сменить приевшегося Шанцева в Нижнем Новгороде. Да и сам Капков, кажется, был бы рад пойти на повышение, ведь он давно всем своим видом показывает, что перерос кресло начальника столицы по культуре и белочкам. Другое дело, как он справится с ломкой после стольких лет на игле самопиара в самом медийно активном городе страны.
Как ни крути, выбор будет непростым – уж больно красив журавль в небе Капкова.