До последнего времени взаимные разоблачения спецслужб России и Украины напоминали цирковой номер, в котором два размалёванных клоуна по очереди бьют друг друга поролоновыми дубинками и плюхаются в грязные опилки арены красными носами. Первыми прокололись россияне, 2 марта торжественно продемонстрировавшие по центральным телеканалам сенсационный рассказ боевика с Майдана о командующих там американских инструкторах. При ближайшем рассмотрении боевик оказался вором-рецидивистом Владиславом Цыпциным по кличке Цыпа, сдавшим своих кураторов с потрохами. В разговоре с корреспондентами «Новой Газеты» Цыпа сурово заявил, что им «все объяснят в ФСБ», и тем самым окончательно подтвердил, что цена его байкам об американских инструкторах – продукция заведения, в котором Путин обещал чеченских боевиков мочить.
Не прошло и двух недель, как отличились украинские контрразведчики, гордо заявившие о поимке российского шпиона Артура Абдулкеримова. Самого Абдулкеримова жаждущей сенсаций публике не продемонстрировали, но желающие смогли насладиться трофейным удостоверением с фотографией пойманного в милицейской форме, буквами ГРУ, эмблемой в виде летучей мыши и указанием должности «разведчик». Даже если забыть, что Главное разведывательное управление сейчас именуется просто Главным управлением Генерального штаба вооружённых сил РФ, а его эмблемой уже давно является гвоздика, отправка на задание с такой ксивой сродни анекдоту о Штирлице, бродящему по Берлину в буденовке.
Счёт сравнялся, зрители с нетерпением ждали второго хода Москвы и он последовал. Столичная полиция задержала сразу семерых украинских террористов, принадлежащих к «националистической группировке» и планирующих диверсии с помощью имевшихся у некоторых ножиков. Но и тут вышел конфуз: не сумев даже определить группировку, в которую входили задержанные их отправили в клоповник на 10 суток по универсальной статье «мелкое хулиганство» и выслали домой. После чего у почтеннейшей публики возникло разумное предположение, что под видом страшных диверсантов им подсунули бригаду гастарбайтеров.
Служба безопасности Украины сработала грамотнее, и, схватив «русского террориста», даже продемонстрировала ролик с найденным у него на квартире «веществом похожим на пластид» и записью разговора о грядущих операциях в Луганске и Донецке. Однако у арестованного нашлись знакомые, которые немедленно сообщили, что СБУ выдала за кремлёвского диверсанта жителя Донецка, который мог планировать самое большее митинги против политики властей…
Взаимный отлов липовых террористов становился всё более скучным, и ФСБ, наконец, решила выложить на стол козырную карту. Было объявлено о задержании сразу 25 украинских диверсантов, из числа майдановских активистов, трое из которых Артем Головко, Виталий Кривошеев и Кирилл Пилипенко состояли в «Правом секторе». По версии ФСБ, большинство пойманных планировали с 14 по 16 марта устроить теракты в Белгородской, Волгоградской, Орловской, Ростовской и Тверской областях, а также в Калмыкии и Татарстане, но попались. У Головко, Кривошеева и Пилипенко было другое задание. Прикрываясь работой в занимающейся фотографиями детей компанией «Запад-Восток», они по заданию Службы безопасности Украины должны были снимать передвижения российских войск.
Никаких доказательств причастности задержанных к событиям на Майдане продемонстрировано не было, а двоих объявленных диверсантами вместо сурового наказания или хотя бы суда, вовсе отправили домой. Казалось, что накормив нас лапшой от Цыпы, товарищи чекисты готовят вторую порцию того же продукта, но в опубликованном в «Комсомольской правде в Ростове» фрагменте допроса Кривошеева, всплыла очень интересная фамилия.
«В январе 2012 года я познакомился с Олегом Голтвянским, с которым меня свел наш общий знакомый – Артем Головко. Голтвянский предложил мне возглавить созданную им организацию «Украинский национальный союз». Я согласился. С 2013 года Олег начал мне за руководство выплачивать определенную сумму денег — 2000 гривен в месяц. Он сообщил мне как раз в это время, что является агентом СБУ. Такие организации имели формальный характер и использовались СБУ, а Голтвянский возглавлял ряд из них. Мне известно также, что он входил в руководство организаций «РУНА», «Евразийский союз молодежи» и Национал-большевистскую партию...»
Кривошеев не врёт. Действительно на сайте Украинского Национального Союза имеется запись от 21 апреля 2012 года, согласно которой «в связи с начавшимися политическими репрессиями против главы Национального Союза Олега Голтвянского управление организацией переходит к канцлеру Национального Союза Виталию Кривошееву».
Впоследствии, осуждённый за подготовку теракта депутат Васильковского горсовета и редактор газеты «Вечерний Васильков» Игорь Мосийчук писал, что известный под кличкой «Кесарь» Голтвянский «прикрываясь членством в Украинском Национальном Союзе начал выдавать себя за одного из руководителей Социал-Национальной Ассамблеи. Это не соответствует действительности. «Кесарь» Голтвянский не только никогда не был руководителем СНА, а даже не был рядовым членом этой Организации. Его сотрудничество с агентами СБУ Калюкой и Бестаевым подтверждено».
Параллельно лидер националистического объединения «Ярило» Сергей Печенежский в той же «Комсомольской правде» за 20 августа 2013 года с удивлением отметил, что «Кесарь раньше антифашистом был, а теперь вдруг «правый». Информагентство Rex 9 ноября 2013 года заявляло, что Голтвянский состоял в Евразийском союзе молодёжи и «очень тесно общался с Александром Дугиным». Наконец, по информации из партии «Другая Россия» именно «Кесарь» перед последним избранием Владимира Путина президентом устроил в Харькове пикет фальшивых нацболов под лозунгом «Мы за Вову! Вова клёвый! НБП за ВВП!!!»
Мог ли окучивающий по заданию СБУ добрый десяток организаций разных ориентаций Голтвянский передавать Головко, Кривошееву и Пилипенко задание своего руководства? Судя по фактам биографии – несомненно. Конечно, украинская сторона может заявить, что россияне, покопавшись в интернете, узнали о существовании «Кесаря» и заставили незадачливых «фотографов» объявить его своим подельником, но выйдет неубедительно.
Кривошеев с друзьями не гастарбайтеры, а реальные активисты «Правого сектора», Служба безопасности Украины обязана отслеживать перемещения российских войск, и глупо не использовать для этого внештатных агентов, имеющих отличное прикрытие в виде фирмы по изготовлению детских фото. Тем более, «Правый сектор», постоянно конфликтуя с министерством внутренних дел Украины, поддерживает наилучшие отношения с СБУ, а её глава Валентин Наливайченко даже был на свадьбе дочери вождя «Правого сектора» Дмитрия Яроша.
Однако если троица украинских шпионов налицо, то доказательств прожектов диверсионной деятельности прочих задержанных пока не предъявлено. Не названы ни их фамилии, ни организации в которых они состоят, а начавшаяся депортация за границу, вместо отправки в следственный изолятор заставляет предполагать, что как и в случае с ранее пойманной семёркой, похватали кого попало… Примерно, как герой «Повести о Ходже Насреддине» кокандский вельможа Камильбек, желая подсидеть ненавистного военачальника Ядгорбека, посадил двух трудовых мигрантов из Пешавара, выбил из них нужные показания, а когда интрига провалилась, извлёк обоих из камеры и депортировал за пределы Коканда.
Тем временем Служба безопасности Украины взяла за образец не менее весёлую книгу - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Помните как Карлсон, сперва наврал Малышу, что у него в доме множество паровых машин, собак и картин с петухами, а потом оказалось, что все паровые машины внезапно взорвались, собаки разлетелись, а картины единственным обернулись листом бумаги с красной козявкой в углу и надписью «Очень одинокий петух»? Вот и после торжественного рапорта СБУ о задержании в ночь с 4 на 5 апреля 15 жителей Луганска, вооружённых 300 автоматами, 5 пистолетами, гранатомётом, а также немеряным количеством гладкоствольных ружей, ножей и ручных гранат, выяснилось что всё реально захваченное стрелковое оружие состоит из одной помповушки и одной охотничьей двухстволки, холодное из нескольких кухонных ножей, а гранатомёт и вовсе обернулся тубусом для ххранения чертежей. Остальные стволы бесследно растворились в породившем их сумрачном сознании луганских безопасников. Ранее туда же вернулась банда до зубов вооружённых боевиков, о задержании которых управление СБУ в Луганске сообщили ещё 21 марта, а 6 апреля безоружные луганцы взяли штурмом запутавшихся в подсчёте виртуальных трофеев эсбэушников и забрали их собственные автоматы и пистолеты.
Сокращённый вариант статьи опубликован на «АПН Северо-Запад» (http://www.apn-spb.ru/publications/article16416.htm)