Российский бизнес: куда бежать от помощи?

 

В среду, 2 апреля, комиссия УФАС объявила о нарушениях, обнаруженных при проведении торгов по продаже ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ), незадолго до этого объявленного банкротом. Организатора аукциона обязали исправить допущенные нарушения, сроки проведения торгов продлены. За два дня до этого, 31 марта, в Кремле состоялась плановая встреча главы «Сбербанка» Германа Грефа с президентом Владимиром Путиным.

На первый взгляд эти события ничем не связаны, да и находятся на совершенно разных, несопоставимых, уровнях, если бы в обоих случаях речь не шла о дальнейших перспективах отечественной экономики. Как сообщил Путину Греф, эта самая экономика входит в полосу очередного кризиса. Крупные корпоративные клиенты «Сбербанка» все чаще обращаются с просьбой о реструктуризации кредитов. Металлурги проседают из-за снижения мировых цен на их продукцию, строители столкнулись с задержками при расчете за олимпийские объекты, а на аграрный сектор давят валютные кредиты, резко подорожавшие из-за ослабления рубля. И крупнейший банк страны, по словам его главы, вроде бы даже готов помогать бизнесу в этой непростой ситуации, но именно это обстоятельство и вызывает особое беспокойство. «Помощь», которую оказывал «Сбербанк» (получившим для поддержки отечественного бизнеса средства из госказны) в 2008 г. обернулась для ряда крупных компаний банкротством и потерей собственности.

Схема, по которой должники «Сбербанка» в кризисные времена лишаются имущества, проста и незамысловата. Едва начинаются проблемы с обслуживанием долга (часто их провоцируют силовики, которые в итоге оказываются в числе «бенефициаров»), как в дело вступает дочерняя структура банка, «Сбербанк-Капитал». Компания, которой руководит скандально известный Ашот Хачатурянц, создана для работы с «проблемными активами», что на деле означает банкротство должника и заниженная оценка залогового имущества, продаваемого заинтересованным структурам по ценам ниже рыночных.

Таким образом, история ПТМЗ совсем не уникальна. Крупнейшим кредитором предприятия является «Сбербанк», передавший права требования своей печально известной дочерней структуре. Имущество ПТМЗ на торги выставлено за 827 млн. руб., но при этом кто-то явно не желает допускать к аукциону «чужих». Похоже, что московские девелоперы, нацелившиеся на лакомый кусок территории, уже определились с «порциями» и ценами, что и привело к скандальному опротестованию торгов.

Незадолго до этого с молотка ушло имущество другого петербургского предприятия: «Вагонмаш» (завод им. Егорова), который задолжал «Сбербанку» 1,4 млрд. руб. (Примечательно, что ПТМЗ является дочерней компанией «Вагонмаша»). ЗАО «Вагонмаш», старейший в России производитель вагонов для железной дороги и метрополитена, незадолго до своего банкротства выиграл ряд конкурсов на производство и поставку дорогостоящей техники. Несмотря на это, сейчас уникальная оснастка и станки демонтируются, а площадь, занимаемая заводом, пойдет под жилое строительство (как и в случае с ПТМЗ).

Организатором торгов по продаже имущества предприятий-банкротов выступает Фонд имущества Санкт-Петербурга. Когда-то Герман Греф возглавлял комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) мэрии Санкт-Петербурга и сохранил свое влияние до сих пор. Ну а развал и уход с рынка отечественных производителей железнодорожной техники играет на руку германскому концерну Siemens, который в последние годы активно стремится занять ведущие позиции в этой отрасли российской экономики. С Siemens Грефа также связывают давние деловые отношения: в свое время именно Греф активно лоббировал интересы концерна и ратовал за продажу немцам стратегически важной компании «Силовые машины».

Таким образом, если сопоставить озвученные обстоятельства, то складывается весьма простая картина: банкротство должников и продажа их имущества через «контролируемый» аукцион заинтересованным структурам, а также зачистка поля для старого делового партнера. В этом, собственно, и заключается «помощь» «Сбербанка» отечественному бизнесу. Кризис как пожар в доме – пока одни пытаются тушить пламя, другие под шумок вытаскивают мебель, которую продают по дешевке в соседней подворотне. В этом смысле «Вагонмаш» и ПТМЗ могут открыть новый список жертв «антикризисной помощи» Грефа, как это уже было с их предшественниками в 2008 г.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram