Формула русской победы

Дорогие соотечественники!

Братья и сестры!

Мы знаем, что русский народ создал не только великое государство, но и цивилизовал огромные просторы евразийского континента, создал великую культуру, сохранив при этом до 1917 года все народы, вошедшие в Российскую империю. И Русское Православие во всем этом играло огромную роль. Русская Православная Церковь была не только цивилизационно образующей, но и государственно образующей религией. Этот процесс персонифицируется явлением преподобного Сергея Радонежского, который, как кристалл, вобрал в себя предшествующий опыт и Византии, и Русского Православия, и выдал на будущее те лучи обновления, которыми мы сейчас питаемся.

 Русский народ смог совершить эти невиданные во всей мировой истории деяния потому что именно Православие наградило его определенными качествами, и русский природный характер эти качества принял и развил. Прежде всего, огромную роль сыграл архетип национального характера, который можно назвать «русский маятник» – мобилизации и демобилизации. В беспримерно суровых географических, климатических и геополитических условиях в борьбе за выживание народу приходилось совершать сверхусилия в индивидуальной жизни и на уровне общенациональном. После невероятного напряжения всякий организм (индивидуальный и национальный) требует расслабления – демобилизации, иначе он не выживет.

 Нигде и никогда в мире не создавалась земледельческая цивилизация в таких суровых природных условиях. Я – крестьянский сын – помню, как летом взрослые ложились спать в два часа ночи, а вставали в четыре часа утра. Потому что за очень короткое лето нужно было заготовить продовольствие и корма для животных на долгую зиму. Русская изба представляет собой своего рода «ковчег», где под одной крышей, занесённой снегом, зимовала крестьянская семья вместе с продовольствием, кормами и животными. Русский мужик лежал на печи, «чесал репу», думал о грядущем изнурительном труде летом и… мечтал: «эх, если бы по щучьему велению…». Так что русский фольклор отражал не пресловутую русскую лень, а невероятную борьбу за выживание русского крестьянства.

Русь веками отражала нашествия с востока, юга и запада, Москва в средние века сжигалась в среднем раз в пятьдесят лет. В этих условиях для выживания включались механизмы общенациональной сверхмобилизации. И здесь срабатывал другой архетип самосохранения, который можно назвать: «формула русской победы». Национальная сверхмобилизация включалась только при наличии смертельной угрозы. Следующее условие: осознание этой угрозы «умом» нации – образованным сословием. В средние века «умом» народа было учёное монашество. Осмысление эпохальных угроз и формулирование средств их предотвращения формирует то, что называется «национальной идеей». Затем национальные идеалы спасения транслируются власти. И, наконец, верховная власть обращается к нации: «Братья и сетры…», – включается механизм национальной сверхмоблизации и совершается невиданная победа. Таким образом, русский народ всегда выходил из самых страшных бедствий, и всякий раз после этого становился сильнее.

Во времена государственной раздробленности именно Церковь сохраняла (как и сохраняет ныне) единство народа, единая национальная душа подвигала к восстановлению государственного тела. Преп. Сергий Радонежский персонифицирует духовный импульс, который подвинул русский народ к освобождению. Как известно, он не только благословил, но по существу принудил светскую власть к Куликовской битве. Преп. Сергий, как своего рода кристалл, вобрал лучшие традиции Византии и Русского Православия, и испустил духовные лучи в будущее, которыми мы живы и поныне.

Таковы архетипы русского самосознания, исторической памяти и жизни. И эти архетипы присутствую в нас и сейчас. Этой аудитории известны все современные внутренние и внешние угрозы, многие из которых являются смертельными. Сегодня мы переживаем этап осознания «умом» нации – образованными сословиями эпохальных вызовов и формирование современного идеала национального спасения. И наше собрание свидетельствует именно об этом. Напомню, что в XIX веке невозможно было увидеть даже немногочисленное собрание представителей образованного общества, которое состояло бы из людей православных, – думающие сословия были сплошь увлечены «передовыми» европейскими идеологиями и верованиями: материализм, атеизм, позитивизм, социализм, марксизм, революции, терроризм... Как говорил тогда министр просвещения: «партию славянофилов можно усадить на один диван», – настолько малочисленны были в образованном обществе люди с традиционным национальным мировоззрением. Сегодня же идёт массовое возвращение образованных слоев к истокам национальной традиции – к Православию, и это решающее явление в духовной жизни народа. Свидетельствует о духовном пробуждении и такое явление как «Всемирный Русский Собор», когда в храме Христа Спасителя собирается несколько тысяч представителей образованных слоёв, которые обсуждают самые насущные вопросы российского бытия.

Начинается и следующий этап – трансляция власти национальных идеалов спасения, и об этом тоже свидетельствует сегодняшнее собрание. Надо сказать, что Предстоятель Русской Православной Церкви на сегодняшний день наиболее явственно обозначает основные угрозы и формулирует национальные задачи. Патриарх Кирилл говорит о страшной социальной пропасти – между бедными и богатыми, которая раздирает нашу страну. Он возвышает свой голос о роли русского государствообразующего народа, и о необходимости русского национального возрождении, как условии возрождения всей страны. Если не будет русского национального возрождения – не сохранится Россия. А это означает, что ни у одного народа в России не будет будущего, и не будет будущего у национальных элит.

Можно сказать, что Его Святейшество этим олицетворяет миссию преп. Сергия Радонежского.

Всё это даёт нам основание надеяться, что русский народ выходит из современной смуты, и, как это бывало прежде, выйдет еще более сильным, пройдя очередное испытание.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram