В связи с ужесточением российского законодательства все большее число мигрантов старается получать необходимые документы, но значительная часть предпочитает действовать по уже привычной схеме.
С одной стороны, более успешное по сравнению со странами-поставщиками мигрантов развитие экономики, обусловливает схожесть ситуации в России и Казахстане. Но в силу разницы в масштабах экономик, масштабы трудовой миграции в России значительно больше, чем в Казахстане. Особенностью ситуации в последнем, например, является приграничная миграция. Скажем, в Чимкентской области граница часто разделяет соседние села, поэтому миграция носит более бытовой характер, мигранты фактически приходят в Казахстан на рабочий день или рабочую неделю.
Глобальных различий в характере миграции нет, только географические: Казахстан ближе, и только те жители региона, кто не нашел здесь работы, едут в Россию. То есть, Казахстан является по сути, транзитным государством для миграционных потоков. А собственно между Россией и Казахстаном миграции фактически нет.
Сегодня структура миграционных потоков из центрально-азиатского региона в Россию уже устоялась, и нет никаких предпосылок к том, чтобы она и ближайшее время претерпела значительные изменения. Да, в связи с ужесточением российского законодательства большее число мигрантов старается получать необходимые документы, но значительная часть предпочитает действовать по уже привычной схеме – через земляков, выстроивших на этом свой маленький бизнес – и находится фактически на нелегальном положении.
Еще недавно среди мигрантов было довольно большое количество квалифицированных работников, которые работали в России не по специальности. В силу советского наследия очень многие имели среднее образование, высшее образование. Но с течением времени ситуация меняется в худшую сторону, в том числе в плане знания русского языка. Очень много молодых людей не может найти себя на родине, особенно в сельской местности в странах Центральной Азии. И все больше ребят приезжает в Россию, не зная ни местных реалий, ни языка. И эту проблему нужно решать с правительствами тех стран, откуда они прибывают.
Проблемы России, связанные с миграцией, решаемы, и принимается немало правильных правовых актов. Но дело в том, что есть внутренние игроки, не заинтересованные в том, чтобы нелегальная трудовая миграция была полностью устранена как явление. В строительстве, ЖКХ, других сферах, которые являются потребителями труда мигрантов, есть возможность с их помощью получать дополнительную прибыль за счет низкой оплаты труда.
Что касается влияния миграционной политики на межгосударственные отношения, то здесь серьезной связи пока нет. Если Киргизия все-таки подпишет дорожную карту и будет решать вопросы в рамках Таможенного союза, возможны какие-то подвижки в решении миграционных проблем внутри Евразийского экономического союза – для граждан стран-членов союза условия пребывания в России будут более щадящими, более легким будет получение разрешения на работу. В интересах организации – создать максимально удобные условия для передвижения рабочей силы. Поэтому мигранты из Киргизии будут иметь определенные преференции в сравнении с узбекскими и таджикскими мигрантами. Но это вопрос не ближайшего будущего.
Что касается отношения Казахстана к вступлению в ТС новых стран, то президент Назарбаев обозначил принципиальную позицию – никто не хочет ссориться с Азербайджаном, речь может идти об Армении, но не о Нагорном Карабахе. С Киргизией же ситуация сложней уже из-за того, что в этой стране есть свои внутренние силы, не заинтересованные во вступлении в ТС, часть гражданского общества играет против этого решения. И это определенный вызов для Казахстана, который имеет протяженную границу с этой республикой и через который происходит транзит товаров и рабочей силы. Поэтому многое упирается в то, на каких именно условиях Киргизия вступит в Таможенный союз, удастся ли решить вопрос с транзитом китайских товаров, который является одним из элементов киргизской экономики. Транзит китайских товаров позволяет пополнять бюджет – перепродажей занято множество людей, несколько крупнейших рынков Центральной Азии.
С другой стороны, Казахстан заинтересован в том, чтобы Киргизия была стабильным и развивающимся государством, чтобы не было очага напряженности в нескольких часах езды от Алма-Аты и Бишкека. И другого проекта, кроме вступления в Таможенный союз, у Киргизии сегодня нет.
Автор, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.