В последние недели в российских СМИ зачастили статьи, выставляющие нефтяную промышленность России в неприглядном свете. Характер публикаций и дежурные псевдонимы вроде "Иван Петров" и "Пётр Сидоров" указывают на кампанию по дискредитации российской нефтянки. Продвигается эта идея под предлогом заботы об отечественных товаропроизводителях, но уши «держивора» бросаются в глаза.
Конец модернизации?
Болезненная реакция авторов гневных публикаций вызвана письмом вице-президента "Роснефти" Ларисы Каланды в Комитет по энергетике Госдумы. Каланда критикует карательные поправки в закон о недрах, прогнозируя разрушительные последствия введении условий закупки не менее 70% российского оборудования при освоении шельфа. "Роснефть" выступает против искусственного ограничения выбора поставщиков и введения штрафов для тех, кто не сможет соблюдать квоты. А строгое обязательство заказывать специальную морскую технику у российских производителей абсурдно, так как такой техники часто просто не производят в России.
"Данная мера значительно увеличит бюрократический процесс при проведении работ на шельфе, – говорится в письме г-жи Каланды. – Предлагаем вместо этого рассмотреть возможность введения налоговых льгот для предприятий, которые участвуют в поставках оборудования для шельфа".
А идея закрепить в законе бесспорный приоритет российских проектных организаций фактически ограничивает промышленность в развитии. И если отечественные проектировщики не имеют нужных технологий, то вся работа будет парализована. Конец модернизации?
Чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом рынке наши геологидолжны быть "вооружены" последними технологиями, независимо от того, российские они или зарубежные. Требования обратного тормозят рост реального сектора, ВВП и далее по мультипликатору - до социальных выплат бюджетникам.
Защитники «отечественного» почему-то не хотят признать, что даже во времена СССР для освоения Севера закупалась зарубежная техника. Советские бульдозеры выходили из строя при минус 50 градусах. Оборудование ломалось вследствие хладноломкости, так как изготавливалось из несоответствующих марок сталей. Если отечественные вездеходы еще как-то работали за Полярным кругом, то тяжелые автомобили, что МАЗ, что КАМАЗ, завести зимой было невозможно. Кстати, первое, чтобы сделали полярники с открытием рынка, избавились от советского металлолома, приносящего одни убытки, остались только бурильные установки «Уралмаша».
С тех пор отечественное машиностроение в качестве не прибавило,квалифицированных мастеров не осталось, технологическая дисциплина упала. Нефтяники говорят, что с удовольствием бы использовали российскую технику, если бы она была в эксплуатации выгоднее зарубежной. «Издевательство над людьми» − отзываются северяне о российской технике.
Кроме эффективности весь мир стремится к безопасной нефтедобыче – и для людей, и экологии. "Ряд технических решений в области подводной добычи не имеет аналогов в России и не будут иметь таковых в ближайшее время", – признался "Известиям" зампредседателя Комитета по энергетике Госдумы Иван Грачёв. Так какую технику покупать и чьи интересы защищают эти законодательные инициативы?
На ком шапка горит
В ответ на аргументацию нефтянников свет увидели статьи, авторы которых навешали всех собак на нефтяную отрасль в целом и на Ларису Каланду в частности. При этом, в текстах частенько мелькает руководитель Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. Потому что именно он является одним из главных публичных проводников идеи скандальных поправок. В интервью Агентству нефтегазовой информации, г-н Романихин говорил, что первые попытки изменить законодательство на сей счёт предпринимались ещё в 2004-м. "В освоении нефтегазового шельфа наша страна сильно отстала. Если в СССР была группа заводов, изготавливающих такое оборудование, то за два последних десятилетия работы были свернуты", - утверждает он. По сути, лоббист нечаянно признал, что нефтяников заставят покупать оборудование, производство которого давно свернуто. Если буровые платформы будут работать со сбоями – полбеды, а если они начнут тонуть и взрываться? К слову, сам Романихин предпочитает мерседес нероссийского производства, а не Ладу Калину.
Наблюдатели отмечают на близость романихинского Союза производителей к депутату Госдумы и заместителю руководителя фракции "Справедливая Россия" Валерию Гартунгу. Его семья контролирует Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ), выпускающий продукцию для ТЭК. Административный ресурс на благо семейного бизнеса депутат использует не впервой - не так давно ЧКПЗ "засветился" как организатор картельного сговора.
Есть ощущение, что под флагом защиты отечественных производителей с "квасными" речами о патриотизме Гартунг с Романихиным пытаются навязать государству и российской нефтянке сомнительные правила игры. В сугубо личных коммерческих интересах. Отвечать за такие вынужденные покупки придётся не Романихину и Гартунгу, а налогоплательщику и промышленникам. Последние ради безопасности будут вынуждены либо обойти закон, либо попадут на бесконечные поломки и ремонты, что в конечном итоге ударит по карману потребителей бензина.